Дом учения: Учение хасидизма

Раскрытие сокровенного: «Когда было дано указание построить Мишкан?»

Йосеф Менделевич 26 февраля 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

По этому поводу есть два мнения. Одно гласит, что это указание было дано до служения золотому тельцу, то есть уже во время первого восхождения Моше. По другому мнению, указание было дано после служения золотому тельцу, то есть во время получения вторых скрижалей.

Те, кто утверждает: как написано в Торе, таков и порядок, — не должны особенно трудиться, чтобы доказать свою правоту. Впрочем, и вторая концепция доказательна, так как сказано в недельном разделе Ваякель (строфа четвертая): «Вот что приказал Ашем сказать: принесите Мне приношение, каждый от щедрости своей принесет <…> и сделают все, что повелел Ашем…» Это безусловно, сказано уже после служения золотому тельцу. Противники такого подхода ссылаются на указание в разделе Трума: «Сделайте Мне Мишкан, и Я поселюсь в нем».

Сторонниками мнений о том, что указание о построении Мишкана было дано после служения золотому тельцу, являются, совершенно неожиданно, Раши и Мидраш раба. И это несмотря на тот факт, что указание о построении Мишкана записано еще до грехопадения. Ведь мидраш уже установил принцип: «Тора не излагается в хронологическом порядке».

Примечательно, что Зоар, где мы зачастую находим неожиданные толкования, на этот раз придерживается ординарного подхода — все в том порядке, как написано в Торе.

Тем не менее представляется возможным «примирить» оба подхода. Указание о строительстве Мишкана было дано дважды — до и после служения золотому тельцу. В Торе не бывает повторения «просто так». В чем же смысл повтора? Может быть, что‑то изменилось? Да, конечно! Человек, а особенно целый народ, должен измениться после такого падения и раскаяния. Признаки этого раскаяния мы можем увидеть, рассмотрев, что собой представляет Мишкан.

Известно, что Мишкан повторяет собой сотворенный мир, в котором есть живая душа — Шхина. Совершенно определенно, она была и в Мишкане, ведь сказано: «И поселюсь там…» Так что все требования для построения Мишкана, которые приводятся в Торе, безусловно, являются необходимыми для того, чтобы там поселилась Шхина. Читая описание Мишкана в книге рабби Йеуды Алеви Сефер а‑кузари, возникает ощущение, что Мишкан — это живое существо, а главным источником энергии, которая поддерживает его одухотворенность, являются жертвоприношения.

Однако, с точки зрения Шем ми Шмуэль, главной энергией всегда являются человек и любовь, источник которой — Ашем. Ведь само творение мира является результатом Хеседа. Все люди любят жизнь. И источником этой жизни является Ашем, который излучает в мир положительную жизненную энергию.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Раскрытие сокровенного: «Приди к фараону»

Мудрецы говорят, что одной из причин, по которой сыны Израиля, и особенно Йосеф, оказались в Египте, являлась необходимость собрать искры Божественного света, которые после Творения оказались в Египте. Это так называемые рапах = 288 искр. В Берешит рассказывается о его деятельности в Египте: он свозил во дворец фараона серебро, которое выручил у египтян, продавая им излишки зерна

Раскрытие сокровенного: «И пришел Амалек, и воевал народ Израиля в Рефидим»

Евреи пришли на пир Ахашвероша, потому что разуверились в возможности восстановления Храма — ведь прошло уже 70 лет, и Ашем их не возвратил. Значит, думали они, они этого не заслужили. Разгром Амана вновь вселил в них веру в собственные силы. С этого момента началось возвращение в Израиль. Важный урок для нашего поколения

Раскрытие сокровенного: «Что услышал Итро?»

Пока Амалек присутствует в этом мире, он закрывает собой свет Божий, мудрость, правильное понимание о существовании Бога, чтобы Он не проявился в мире. Это тем более верно в отношении Итро, который происходил от Каина. Пока Амалек был силен в этом мире, Итро не был способен изменить свои качества под влиянием сехель, так как сехель был блокирован Амалеком. Как следует из этой главы, Итро знал, что есть Ашем, но не был в состоянии превратить это знание в убеждение и веру