Раскрытие сокровенного: «И записал Моше все их походы и уходы»
Почему необходимо было записывать момент ухода? Ведь походы, которые совершались для борьбы со злом, важнее, чем уход? Рабби Борнштейн объясняет так: Моше не приемлет зло как таковое, уходит, потому что зло мешает ему.
Объяснение на основании Зоара, ч. 1, 138:2.
В Берешит, 1:21 сказано: «И сотворил Всесильный больших морских животных» (таниним). Обычно танин понимается как «морской змей», здесь это Яаков и Эсав. То есть они оба были змеями, а змей жалит потому, что такова его природа.
Однако природа Яакова и Эсава различна. Яаков не выносил зло, а Эсав любил зло. (Не ненавидел добро, а именно любил зло.)
Правда, в жизни нет «чистых» экземпляров, поэтому человек не может ненавидеть зло абсолютно, потому что в нем самом оно есть. По этой же причине человек не может любить только добро. Однако народ Израиля един и благодаря цадикам, которые создают полюсы добра, стремится любить только добро.
Следующее рассуждение касается Моше и Аарона. Моше — добро по определению, поэтому зло для него неприемлемо, и он постоянно с ним борется: убивает египтянина, успокаивает евреев. Сильная сторона Аарона — любовь к Ашему и стремление воодушевить сынов Израиля любовью к Нему.
В связи с этим два вида блуждания по пустыне можно трактовать следующим образом: куда бы они ни приходили, они были вооружены любовью к Ашему, которая давала им силы совершать добро и избавляться от плохого. Это качество Аарона, поэтому он соответствует понятию моцаа. (Рабби Борнштейн трактует понятие моцаа не как «уход», а как «вытягивание», «извлечение».)
Слова книги Иов, 28: «Вот, есть у серебра исход, а за этим треск и огонь» можно трактовать как: «Надо уметь извлекать серебро» — это функция Аарона.
Что же делает Моше? Он уходит от зла, потому что не может его вынести. То есть если уйти от зла, оно исчезнет.
Моше называется свадебным дружком царя, а Аарон — со стороны народа Израиля, сопровождающим невесты.
Сперва Тора говорит: «Исходы для походов» (чтобы уйти от зла). А потом: «Походы для ухода». (Ухода как извлечения, потому что все походы имели цель извлечь кдушу везде, где они находились.)

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах
Раскрытие сокровенного: «Ошибка Кораха»
Раскрытие сокровенного: В чем отличие вод в Мериве и источника из скалы близ Хорива?
