Неразрезанные страницы

Рабби Менахем‑Мендл из Городка

Хаим‑Меир Гельман. Перевод с иврита Ш.‑А. Андрущака 28 июля 2020
Поделиться

«Дом Ребе» — одно из самых значительных сочинений по истории любавичского хасидизма, впервые изданное в 1902 году в Бердичеве.

Первую его часть, представляющую собой биографию р. Шнеура‑Залмана из Ляд, а также его предков, наставников и соратников, ныне готовит к выпуску издательство «Книжники». Предлагаем вниманию читателей главы о рабби Менахеме‑Мендле из Городка.

Глава V
Биография нашего учителя рава р. Менахема‑Мендла, да пребудет его душа в раю. Его пребывание на должности раввина Городка. Начало травли [хасидов противниками хасидизма] в наших краях

Наш учитель, святой р. Менахем‑Мендл, да пребудет его душа в раю, был уроженцем Витебска. Его отца звали р. Моше, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем. Он [р. Менахем‑Мендл] стал одним из первых в наших краях (в Райсине), кто начал ездить к нашему учителю Магиду, да пребудет его душа в раю. И стал одним из самых приближенных его учеников. Более того, он удостоился дважды побывать у нашего наставника Бешта, да пребудет его душа в раю В уже публиковавшихся прежде сборниках рассказов упоминается, что р. Менахем‑Мендл, будучи подростком, учился у Магида еще при жизни Бешта. И Магид взял его с собой к Бешту. А есть те, кто утверждает, что р. Менахем‑Мендл впервые побывал у Бешта в возрасте девяти лет и его сопровождал его отец. Точнее выяснить обстоятельства этой истории нам не удалось. Но о том, что так или иначе р. Менахем‑Мендл побывал у Бешта, нам известно точно. Об этом нам рассказал один ребе, из числа потомков нашего Ребе. По его словам, один из польских ребе обратился к кому‑то из наших наставников с тем, чтобы посоветоваться касательно намерения отправиться в Святую землю, да будет она отстроена и восстановлена вскорости, в наши дни, амен, и узнать его мнение на этот счет. Ответ был таким: в те времена, когда Земля Израиля обладала высшим уровнем [святости], ей было по силам возвысить людей, пребывающих в ней. Но в наши дни она находится в аспекте приниженности («и низко пала она») (См. Эйха, 1:9. — Здесь и далее примеч. ред., если не указано иное). И ей не по силам возвысить человека, но человеку следует возвышать ее. Для этого сам человек должен находиться на очень высокой ступени святости. И тогда он сможет возвысить ее. (А если нет, то сам человек окажется в [духовной] опасности и т. д.) И если кто и был способен на подобное, так это р. Менахем‑Мендл из Городка. Да и то потому, что он удостоился дважды побывать у нашего наставника Бешта, да пребудет его душа в раю. — Примеч. авт.
.

Он был человеком исключительной скромности и смирения. Его товарищи, ученики Магида, да пребудет его душа в раю, говорили о нем, что природа его души связана с Б‑жественным атрибутом царственности, в которой величие сочетается со смирением. Ибо внешне он вел себя величественно. Облачался в исключительно пышные одеяния, которые все были на крючках Одежда на крючках в те времена была признаком исключительной роскоши. Обычно вместо того, для чего в наше время служат пуговицы, использовались шнурки и т. п. А пуговицы из раздела декоративных элементов одежды в раздел функциональных перешли только в XIX веке.
, с головы до пят. И на которых не было ни пылинки. На голове носил роскошную шляпу и т. д. В душе же был исполнен самоотреченности и смирения. И, как известно, свои письма он подписывал «воистину нижайший» В опубликованных рассказах упоминается прекрасная метафора, с помощью которой святой р. Яаков‑Йосеф из Полонного [Р. Яаков‑Йосеф из Полонного (5455–5542/1695–1782) — один из вождей и идеологов движения хасидизма в первом‑втором поколениях, автор первого письменного труда, в котором излагается учение хасидизма, — «Тольдот Яаков‑Йосеф» («Потомство Яакова‑Йосефа»). — Примеч. ред.] объяснял причину [внешней] величественности поведения р. Менахема‑Мендла: был у некоего человека самоцвет исключительной красоты и ценности. И очень человек боялся, что камень у него украдут. Так он не нашел лучшего места, чтобы спрятать свое сокровище, кроме как в уборной, там, где никому не придет в голову искать и т. д. И эта метафора столь прозрачна, что не нуждается в объяснении (имеется в виду, что самую ценную черту своего характера, а именно святость, выражающуюся в смирении и кротости, святой Магид спрятал («облачил») в самую отталкивающую и недостойную оболочку — в демонстрацию того, что выглядело как гордыня и высокомерие. — Примеч. ред.). — Примеч. авт.
.

И много еще чего мы слышали от имени нашего Ребе заветного и возвышенного о нашем учителе, святом раве Менахеме‑Мендле. В частности, что тот был в некоторой мере наделен даром «судить, основываясь на том, что подсказывает нюх» См. ВТ. Сангедрин, 97б. Важный момент: в Талмуде это упоминается как способность, которой будет обладать праведный Машиах. Вероятно, это одна из причин, по которой автор подчеркивает, что применительно к р. Менахему‑Мендлу речь идет только о «некоторой мере» этого дара.
и т. д. И не было тайного в душах людей, что не было бы явным для него И так писал наш учитель, святой рав [из Витебска] в письме из Святой земли, адресованном хасидам, живущим за ее пределами: «И как известно вам, возлюбленным членам нашего братства, что столь милы моему сердцу, что я здесь, в Святой земле, подобен послу, направленному правителями земель в царский дворец. И от внимания этого посла не ускользает ничего из нужд представляемых им стран, как в материальном, так и в духовном плане и т. д. И в частности, [нужды] моих любимых и милых моему сердцу, тех, что неизменно остаются “народом моим” в буквальном смысле слова и словно стоят передо мной [как наяву] и высечены на скрижалях моего сердца. И во время [коллективной] молитвы, и в час уединения в доме моем и т. д. и см. там». А вот цитата из письма рава р. Шломо‑Залмана а‑Коена из Вильны, ученика нашего учителя [р. Менахема‑Мендла], обращенного к хасидам, проживающим вне Святой земли: «Эти вещи — не мои измышления, но то, что я слышал от нашего наставника и учителя, и т. д. Что в момент чтения «Шма» пред отходом ко сну («Защитный» ритуал, упоминаемый еще в Талмуде (ВТ, Брахот, 4б) и, в целом, регламентируемый там. И см. в соответствующих разделах молитвенников. «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль») — декларация веры, приводящаяся в Пятикнижии. Заповедано провозглашать дважды в день — утром и вечером. Закон предписывает, во исполнение заповеди, читать (в утренней и вечерней молитвах) три отрывка из Пятикнижия (Дварим, 6:4–9, Дварим, 11:13–21, Шмот, 15:37–41), предваряя их и заключая особыми благословениями. Формально утреннее и вечернее «Шма» является частью, соответственно, утренней и вечерней молитв (шахарит и маарив), хотя, строго говоря, молитвой не является, ибо по содержанию представляет собой обращение не ко Всевышнему, но к народу Израиля. Кроме двух заповеданных раз в день, «Шма» провозглашается еще в целом ряде ситуаций. Например, во время извлечения свитка Торы для публичного чтения. И, как было упомянуто выше, перед отходом ко сну. Кроме собственно «Шма», ритуал «“Шма” перед сном» включает в себя чтение ряда покаянных молитв, псалмов и завершается особым благословением, произносимым перед отходом ко сну. — Примеч. ред.) и возвращения [на время сна, его души к предстоянию] пред Ним, благословенно Имя Его, раскрываются ему все тайны сердечные тех, кто связан с ним. И он в малейших деталях узнает обо всех их поступках, и о том, на что достает их [душевных] сил, и насколько усилится их любовь [ко Всевышнему] и [возрастет уровень] их служения, если они пожелают [эти силы задействовать]. А также, не приведи Г‑сподь, о противоположных ситуациях. А также о том, любовь ли царит между вами или раздор. И не ускользает от его внимания ни малое, ни большое. И он прилагает огромные [духовные] усилия для того, чтобы исправить [пути служения] известных ему людей и т. д. — Примеч. авт.
.

В последние годы жизни Магида, да пребудет его душа в раю, наш учитель, рав Менахем‑Мендл, «прочно установил жилище свое» См. Бемидбар, 24:21.
, постоянно проживал в Минске (как упоминается в письме нашего Ребе к р. Аврааму из Калиска, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем), а после того как Магид, да пребудет его душа в раю, скончался, [р. Менахем‑Мендл] вернулся в Витебск. И «прочно установил жилище свое» — поселился в Городке, что под Витебском.

Городок. Современное фото

И начал распространять [оттуда] драгоценный свет учения Бешта и Магида и в наших краях. Ибо до того этот свет был недоступен для живущих тут и сокрыт от них. И не знал о нем никто, кроме считаных счастливчиков, удостоившихся побывать [при дворе] Магида. Благодаря же [Менахему‑Мендлу] этот свет воссиял и для всех [евреев] нашей страны. И тогда многие [еврейские] жители Белоруссии начали ездить к нему [в Городок], чтобы жадно внимать его святым речам. И также его товарищи, жившие в наших местах (р. Авраам из Калиска, р. Исраэль из Полоцка и наш Ребе), ездили к нему Т. е. признавали его, в той или иной мере, своим ребе и главой всей хасидской общины Райсина, как было объяснено выше.
. И также раввинов и праведников Польши имя его и [любое] напоминание о нем повергало в дрожь и т. д. Кто из ребе Польши может сравниться в величии со святым р. Барухом из Меджибожа, да пребудет его душа в раю? Все ребе Польши боялись его и трепетали пред ним, как известно. Но и он валился в ноги нашему учителю, святому р. Менахему‑Мендлу, да пребудет его душа в раю, и простирался пред ним ниц. Как упоминается в письме самого р. Баруха, опубликованном в святой книге «Буцина де‑наура» («Светящая свеча») и см. там [1]. А когда ему стало известно о том, что наш учитель [р. Менахем‑Мендл] скончался, возопил и «оплакал его в горечи душевной плачем горьким» (См. Йехезкель, 27:31. — Примеч. ред.). И сказал одному из учеников нашего учителя, который в тот момент находился при его [р. Баруха] дворе: «Я не могу описать тебе словами, какую боль испытываю и т. д.». — Примеч. авт.
.

И разошлась добрая слава его имени по всей земле, и правил он [хасидской общиной] наших мест на протяжении около четырех лет, до 5537 года После чего взошел в Святую землю, да будет она отстроена и восстановлена вскорости, в наши дни, амен, чтобы поселиться там. Как будет описано, с Б‑жьей помощью, ниже. — Примеч. авт.
.

Но вот какая загвоздка В оригинале использован арамизм «да ака» (см. Сангедрин, 26а), дословно означающий: «вот беда».
: как раз в те времена резко усилились нападки противников хасидизма на хасидов. Ибо когда святой р. [Менахем‑Мендл] начал распространять ясный свет учения Бешта и Магида и в наших местах, потемнело в глазах у всех хулителей [хасидизма]. И никак не могли они стерпеть сияние этого незамутненного света. Их зависть и ненависть разрастались все стремительнее, вызывая все новые потоки злословия. И все новые «свидетельства», со все большей настойчивостью представлявшиеся Виленскому Гаону, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем. И то, что раньше представлялось как пересказанное с чужих слов, стало представляться как прямое свидетельство. И говорили, что собственными глазами видели, что хасиды не следуют путями Торы Известно высказывание наших, благословенной памяти, мудрецов (См. Бемидбар раба, 16:11. — Примеч. ред.) о том, что всякая ложь, которая не начинается с толики правды, не выдерживает проверки временем. Так и в описываемой нами ситуации были калисские хасиды (именовавшиеся окружающими «такельскими», поскольку о них заговорили в [5]530 году (Число 530 при передаче буквами пишется как ú÷ì (текекль). Кроме того, тут есть игра слов: в святом языке значение корня ú÷ì (текель) — «создавать препятствия», «служить препоной». Намек на негативную роль носителей прозвища в возникшей вокруг их поведения шумихи и т. д. — Примеч. ред.). Они вели себя ненормативно: плясали на улицах, ходили на руках (вверх ногами), потешались над изучающими [Тору, поведение которых они находили достойным порицания и осмеяния] и т. п. (подобное поведение [калисских хасидов] вынудило Магида, да пребудет его душа в раю, строго выговорить его ученику р. Аврааму из Калиска за то, что тот допускал подобные выходки и не отговаривал от них. И имя того, кто не отговаривал [грешащего], увязывается [с прегрешением] (См. ВТ, Шабат, 64б. — Примеч. ред.) и т. д.). Когда зимой 5532 года Магид послал нашего Ребе и р. Авраама из Калиска на шкловский диспут, на все вопросы противников хасидизма были у них ответы. Только на эти [вопросы, касающиеся странностей поведения калисских хасидов] р. Авраам не нашел что ответить. Об этом было доложено гаону р. Элияу из Вильны. И тот постановил, что речь идет о еретиках, глумящихся над постановлениями наших, благословенной памяти, мудрецов. И следует относиться к ним как к отступникам (апикоресам) и поносителям знатоков Торы (Проще говоря, накладывать на них отлучения, бойкотировать и травить. — Примеч. ред.) и т. д. А о хождении на руках он сказал, что это — форма греховного служения [Бааль‑]Пеору (Эта подробность упоминается в письме Алтер Ребе, адресованном р. Аврааму из Калиска, цитируемом в главе XXI. — Примеч. ред.). И на основании факта существования этого частного явления пришел к заключению, что никто из хасидов не следует путями Торы. И сослался при этом на сказанное в мидраше «Тана де‑бей Элияу» («Учили [воспитанники] школы Элияу»): «Злодеи Израиля, именующиеся хасидами». И стоит внимательно изучить сказанное там (См. «Ялькут Шимони» (Йешаяу, 429). — Примеч. ред.). И было еще одно [фальсифицированное] свидетельство, которое не было ложью, но и не было правдой, поскольку [важная подробность] была утаена от Гаона. Речь идет о людях, пользовавшихся доверием Гаона р. Элияу из Вильны и поклявшихся ему, что видели своими глазами, как хасиды ели мясо и пили вино 9 ава (9 ава — день суточного поста в годовщину разрушения двух Иерусалимских храмов и многих других трагических событий в истории еврейского народа. Заключительная точка трехнедельного траурного периода, начинающегося постом 17 тамуза. С начала месяца ав и по 9 ава не пьют вино и не едят мясо во все дни, кроме субботы. Короче говоря, хасидов обвиняли в пренебрежении постом в особо циничной форме и т. д. Ав (менахем‑ав) — второй летний месяц еврейского календаря. Как правило, приходится на июль–август. — Примеч. ред.). Не иначе как сатан постарался и преуспел в своих стараниях: Виленский Гаон простодушно воздержался от расспросов, когда именно имело место подобное происшествие (Естественно, дело было 9 ава, пришедшегося на шабат. В подобную субботу, совпавшую с днем поста, законом запрещено поститься и предписано есть мясо и пить вино, чтобы не выглядело так, что в субботу придерживаются траурных ограничений. А постятся, скорбят и т. п. — на исходе субботы. Пост «сдвигается» на следующий за субботой будний день. — Примеч. ред.). И принял свидетельство безоговорочно. И были еще подобные случаи. — Примеч. авт.
.

Это побудило Виленского Гаона к тому, чтобы травить хасидов с еще большим рвением. Хасиды были побиваемы и попираемы В буквальном смысле слова!
, но никакие преследования не могли сломить дух людей нашего братства. Они оставались несгибаемыми, подобно железному столбу См. Ирмеяу, 1:18.
. Более того, именно травля закалила хасидов и побудила их служить [Всевышнему] с еще большим рвением и с еще большей самоотдачей В оригинале использована идиома из Берешит, 49:3.
. И сколько бы ни дули ветра, они оказались не способны сдвинуть [хасидов] с их позиций ни на йоту. «Чем больше их притесняли, тем больше они умножались [и распространялись]» См. Шмот, 1:12.
. Ибо все время находились и приумножались числом те противники хасидизма, которые, будучи людьми богобоязненными и безупречными, присоединялись к хасидам. И хасидизм распростер свои крылья над всеми просторами нашего края и т. д.

Глава VI 
Решение р. Менахема‑Мендла отправиться в Святую землю, да будет она отстроена и восстановлена вскорости, в наши дни, амен. Предшествовавшая этому поездка (на диспуты) в Вильну и в Шклов. Путешествие в Святую землю и прибытие туда. Два письма с пожеланиями мира от р. Мендла, направленные им [из Земли Израиля] в наши края

В 5537 году у нашего учителя, святого р. Менахема‑Мендла, возник святой замысел взойти в Святую землю, да будет она отстроена и восстановлена вскорости, в наши дни, амен, который вскорости превратился в окончательное и бесповоротное решение. Но прежде чем отправиться в путь, он решил позаботиться о том, чтобы [оставляемое им] маленькое стадо его овечек (в смысле члены нашего братства), избежало зубов львов, изготовившихся заглатывать своих жертв живьем. Для этого он решил отправиться в Вильну принять участие в диспуте с Виленским Гаоном, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем. Чтобы вынудить того признать истину и [таким образом принести] мир Израилю См. Теилим, 125:5.
.

Так он и поступил. И наш Ребе отправился с ним См. главу XXII.
. А [в Вильне] они остановились у гаона р. Шмуэля, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем, главы раввинского суда Вильны, который принял их с почетом еще и потому, что ему очень понравилась идея диспута, призванного положить конец распрям. Но Виленский Гаон отказался участвовать в чем‑то подобном, заявив, что запрещено диспутировать с «этими» и т. д. Дважды ходили наши наставники к нему [домой] и оба раза не смогли попасть внутрь, ибо гаон запер перед ними двери Всю свою дальнейшую жизнь этот праведник переживал и раскаивался в том, что не выломал дверь и не повидался с Виленским Гаоном, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем. Ибо если бы им удалось зайти в дом Гаона, все закончилось бы примирением и т. д. — Примеч. авт.
.

Влиятельнейшие раввины Вильны пришли к Гаону и сказали ему: «Наставник, вот прославленнейший из их раввинов прибыл для того, чтобы принять участие в диспуте с вашей честью. И когда вы, что несомненно, победите, наступит мир для всего Израиля». Но он не пожелал их слушать. А когда ему стали досаждать уговорами, предпочел покинуть город и отсутствовать до тех пор, пока наши наставники не уехали.

После этого наш учитель р. Менахем‑Мендл отправил нашего Ребе и р. Авраама из Калиска в Шклов, чтобы провести диспут там. Но и из этой затеи ничего не вышло. Хотя вначале удалось договориться, что если наши наставники победят, то им не причинят вреда. Но когда увидели, что наши наставники побеждают [своих оппонентов], пустили в ход силу и вели себя по отношению к ним недопустимо, оправдывая себя ссылками на авторитет Виленского Гаона, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем Они схватили наших наставников и заперли их в подвале на всю ночь. Утром же собирались подвергнуть их публичным унижениям. Но по милости Всевышнего, Благословен Он, нашим наставникам удалось спастись и сбежать оттуда. Убегая, они сначала остановились на постоялом дворе в семи верстах от Шклова. Но когда поняли, что и владелец постоялого двора принадлежит к числу фанатичных противников хасидизма, то бежали дальше, пока не нашли другой постоялый двор. Откуда уже вернулись с миром к нашему учителю, святому р. Менахему‑Мендлу, да пребудет его душа в раю. — Примеч. авт.
.

Стало понятно, что договариваться не с кем. Так что [наши наставники] прекратили попытки достигнуть взаимопонимания с противниками хасидизма и стали уповать на милость Всевышнего, Благословен Он, который «не оставляет благочестивых Своих» См. Теилим, 37:28. В оригинале сказано «хасидов [своих]».
и «взыщет за преследуемого» См. Коелет, 3:15.
. И начали готовиться к поездке. В том числе и наш Ребе.

«Святые места Земли Израиля». Составитель Реувен Габай. Ксилография. Иерусалим. 1864

В месяце адар Последний месяц зимы в еврейском календаре. Как правило, приходится на февраль–март.
5537 года наш учитель р. Менахем‑Мендл, р. Авраам из Калиска, р. Исраэль из Полоцка и наш Ребе, со всеми своими домочадцами и сопровождаемые множеством членов нашего братства, пустились в путь. Огромный караван. Многие видные хасиды поехали проводить [направляющихся в Святую землю] до Могилева (что на реке Днестр), где «с горечью в душе» См. Иов, 21:25.
расстались со своими наставниками. И остались как овцы, лишившиеся пастуха, [фактически] в зубах львов См. ВТ, Гитин, 57б.
и т. д. Там, в Могилеве, все в один голос начали говорить о том, что не следует позволять нашему Ребе ехать [дальше] и что он должен остаться тут [в Белоруссии], чтобы заботиться о духовном и материальном преуспеянии членов нашего братства. Его очень долго уговаривали. Настойчиво уговаривали его остаться и наши наставники Р. Менахем‑Мендл из Витебска, р. Исраэль из Полоцка и р. Авраам из Калиска.
. Пока в конце концов наш Ребе не уступил уговорам. При расставании рыдали все: и убывающие, и остающиеся. А затем разъехались в разные стороны: члены нашего братства вернулись по домам Все, кроме нашего Ребе, который пробыл в Могилеве примерно полтора года, как, с Б‑жьей помощью, будет рассказано ниже (см. главу VIII. — Примеч. ред.), а наставники наши пустились в добрый путь [в Святую землю]. — Примеч. авт.
.

5 элуля [р. Менахем‑Мендл и его спутники] прибыли, с Б‑жьей помощью, в святой город Цфат, да будет он отстроен и восстановлен вскорости, в наши дни, амен. Город широко раскинулся, а многие дома в нем — заброшены и свободны. Также в городе было много синагог, включая ту, в которой в свое время молился р. Йосеф Каро. Сохранилась и купальня, [построенная вокруг источника, в котором совершал ритуальные омовения] Аризаль. Ввиду всех этих обстоятельств они решили поселиться там. Но у них закончились деньги, ибо по пути они столкнулись с большим числом людей, живущих в беспросветной нищете, и очень много потратили на помощь им. Заниматься же коммерцией у них не было возможности — как из‑за отсутствия товаров на продажу, так и по причине незнания местного языка. Поэтому они отправили р. Исраэля из Полоцка обратно. Сначала он должен был посетить общины сопредельных со Святой землей стран, чтобы собрать там средства, которых хватило бы [новоселам] для того, чтобы продержаться первое время. А затем вернуться в нашу страну, с тем чтобы побудить членов нашего братства организовать регулярную отправку средств на содержание [переселившихся в Святую землю товарищей].

Р. Исраэль исполнил порученное ему. Сначала он посетил Кушту (Стамбул) и обошел всех [еврейских] богачей города. Те были приветливы с ним и щедро пожертвовали [на нужды] представляемой им общины. Кроме того, он посетил совет [стамбульской] общины, где был встречен с почетом, подобного которому не удостаивался ни один из послов [других общин], и получил сумму в шесть тысяч [османских] «львов» Мелкая разменная монета. Сложно сказать, почему автор называет так монеты, имевшие хождение в Османской империи.
, около пяти тысяч из которых отправил нашим наставникам в Цфат Как упоминается в письме, отправленном р. Исраэлем членам нашего братства, живущим за пределами Святой земли. — Примеч. авт.
.

После этого он прибыл в наши места и несколько лет, совместно с нашим Ребе и проповедником Любавичской общины р. Иссахаром‑Бером, занимался тут организацией отправки регулярного содержания [переселившимся в Святую землю]. Он собирался вернуться в Землю Израиля, но обстоятельства сложились так, что этим планам не суждено было сбыться. Р. Исраэль скончался в Фастове и был похоронен на еврейском кладбище этого города рядом с покоящимся там святым р. Авраамом, сыном Магида, да пребудет его душа в раю В опубликованных в прежние времена сборниках [хасидских] историй можно найти чудесный рассказ о событиях [предшествовавших кончине р. Исраэля] (Согласно хасидскому преданию, приехав в Фастов, р. Исраэль отправился на могилу р. Авраама а‑Малаха. Вернувшись на постоялый двор, он попросил позвать к нему представителей местного погребального братства. Им он рассказал, что р. Авраам попросил его стать соседом и он не посмел отказать праведнику. Поэтому после завершения этого разговора он, р. Исраэль, умрет и просит похоронить его рядом с р. Авраамом. Закончив свое обращение, он лег на кровать и умер. И был похоронен в соответствии со своим предписанием. — Примеч. ред.). — Примеч. авт.
.

Письмо р. Авраама из Калиска в Витебск со списком еврейских меценатов, сделавших пожертвования. Зима 1801

Наш учитель, святой р. Менахем‑Мендл, и святой р. Авраам а‑Коен [из Калиска] остались в Святой земле, в святом городе Согласно еврейской традиции, в Земле Израиля есть четыре святых города — Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат.
Цфате. И дал Всевышний милость этому народу (членам нашего братства) в глазах См. Шмот, 3:25.
братьев наших, сынов Израиля, уже живших [на момент прибытия хасидов] в Святой земле. В особенности — общин святых городов Иерусалима и Тверии, да будут они отстроены и восстановлены вскорости, в наши дни, амен. И в частности — сефардов В данном случае это обобщенное (и ошибочное) наименование выходцев из всех восточных общин.
, которые видели в наших наставниках кого‑то вроде архангелов, а самих себя, в сравнении с ними, — подобием саранчи. В месяце кислев 5538 года прибыло письмо [к главам хасидской общины Цфата] из святого города Иерусалима, да будет он отстроен и восстановлен вскорости, в наши дни, амен, в котором содержалась нижайшая просьба перебраться на постоянное жительство туда. С аналогичными просьбами к ним неоднократно обращались и из Тверии. В месяце шват Второй месяц зимы по еврейскому календарю. Как правило, приходится на январь–февраль.
[того года] наши наставники провели в Тверии две недели, на протяжении которых они были окружены такой любовью, что время пробежало незаметно и т. д.

Один из самых почтенных глав сефардской общины Тверии, сват одного из ее глав, выдал свою дочь за сына нашего учителя, святого рава Менахема‑Мендла, славного и обходительного р. Моше. И дал в приданое восемь сотен «львов» и т. д. Сефарды Святой земли были в курсе обвинений против [хасидов], выдвигавшихся в наших местах. Им они казались смехотворными и нелепыми См. Теилим, 44:14.
. Они показали нашим наставникам полученное ими из наших краев послание с изложением обвинений [против хасидов], скрепленное подписью раввинского суда. Послание было датировано адаром 5537 года (т. е. временем, когда наши наставники были на полпути из Белоруссии в Святую землю). Так что очевидно, что оно было послано с намерением оклеветать наших наставников. Сефарды передали листы с изложением [лже]свидетельств р. Аврааму из Калиска с тем, чтобы он их сжег. Они пробыли у него несколько дней, после чего он сжег их на глазах у всех глав [общины] города и т. д.

«Святое послание». Титульный лист сборника сочинений и писем пяти руководителей хасидского движения конца XVIII века: Менахема-Мендла из Витебска, Авраама из Калиска, Хаима-Хейкеля из Амдура, Леви-Ицхака из Бердичева и Элимелеха из Лежайска

И находясь в Святой земле, наши наставники не прекращали обращаться к главам противников хасидизма в наших краях с предложениями примирения. Наш наставник, святой рав [Менахем‑Мендл из Витебска] направил открытое письмо ко всем великим [раввинам] наших краев. Это письмо было послано членам нашего братства, с тем чтобы те размножили его и распространили как можно шире. Еще одно письмо было адресно направлено в Вильну. Эти письма — ценнейшее свидетельство того, как настойчиво наши наставники стремились к примирению, демонстрируя при этом исключительное смирение и кротость. И поэтому мы приводим тут сокращенный текст этих посланий.

Первое письмо — то, что было послано членами нашего братства, для передачи раввинам Волыни, Литвы и Райсина.

 

Издалека желаю я мира мирным и верным [людям] Израиля См. Шмуэль II, 20:19.
и т. д., славящимся [знанием] Торы, гаонам мирового масштаба, светилам Израиля и его святыням и т. д., Их чести, главам мудрецов Волыни, Литвы и Райсина, да хранит их Всевышний и да будут они хранимы Всевышним.

Вслед за пожеланиями мира я хотел бы выразить свое почтение к красоте и великолепию царства вестников мира, хотя пока и не удостоился лицезреть их. И, конечно, было бы лучше, если бы они явились мне, с Б‑жьей помощью. Но грехи наши лишили нас этого блага. Поэтому я буду просить Г‑спода, чтобы Он сделал угодным в их глазах содержание моего мирного послания и т. д. Ибо вот мы неустанно просим и ищем мира и добра для них.

Я прямо и не через посредника обращаюсь к ним, с Б‑жьей помощью, с призывом о мире. Отсюда, из святого города Цфата, да будет он отстроен и восстановлен вскорости, в наши дни, амен, я хотел бы поведать им о величии сияния светил Святой земли. [Не о нем самом, ибо [оно столь прославлено, что не нуждается в [моем] подтверждении. [Но о том, как] причастился я [их света] лишь немного, и прозрели глаза мои. И убоялся я страхом великим См. Иов, 3:25.
, взглянув на места, в которых [когда‑то] ликовали мои предки, но были изгнаны из них в наказание за грех беспричинной ненависти. И мы все еще не очищены от греха сердечной розни с людьми «города многих улиц Очевидно, намек на Вильну — столицу противников хасидизма того времени.
» См. Бемидбар, 22:39.
, с наставниками моими и учителями, что в каждом городе. Сатанинский замысел продолжает успешно осуществляться и по малый сей день.

И сказал я себе: благом будет мне См. Теилим, 119:71.
искать мира и стремиться к нему См. Теилим, 34:15.
. Мир для братьев моих ищу я См. Берешит, 37:16.
и т. д. И если я согрешил пред Всевышним или пред ними, задев их честь и т. д. Обращусь я к людям и скажу: «Грешил я и прямое искривил и т. д.» См. Иов, 33:27.
. Снова и снова См. Шофтим, 3:25.
прошу я вашего прощения. И теперь, после того как я сделал возложенное на меня, ответственность за то, как ситуация будет развиваться дальше, ложится на Их высочества, моих господ. Я же всецело уповаю на Г‑спода Б‑га и на них, следующих Его путями и верных Его заповедям. И как Он всемилостив, так и они. И Он, Милостивый, простит грех и не погубит. И так же поступят и они: не будут жестоки и немилостивы, упаси Г‑споди.

И такой был мой путь от начала, и прежде бытия моего в Земле Израиля См. Мишлей, 8:23.
: я всегда жаждал и вожделел единения и единства. Но что я могу поделать, если «толмач между нами» См. Берешит, 42:23.
 — раздувающие лживые слухи и глаголющие ложь им в глаза, дабы злостно оговорить нас пред ними, пред ликом их — ликом львиным См. Диврей а‑ямим I, 12:9.
. Так что даже будь их сердца как сердце льва, не могли они не пасть духом См. Шмуэль II, 17:10.
. Хотя будь они умны, постигли бы это, уразумели бы См. Дварим, 32:19.
, что ложно свидетельствовали против нас См. Ирмеяу, 14:7.
. И да не осудим мы опасающихся [веря наговорам на нас], ибо что они могут поделать: судья судит, основываясь на том, что видят его глаза и слышат его уши. А ярмо ответственности — на вые свидетелей См. ВТ, Сангедрин, 44б.
. А они — сплошь уста, сквернословящие См. Йешаяу, 9:16.
нас. И, как следствие, становится народ пищею огня: не щадит человек брата своего См. Йешаяу, 9:18.
. Поэтому как бы ни стремился я договориться о примирении, «но он думает не так… ибо в сердце его — уничтожить и истребить» См. Йешаяу, 10:7: «Но он думает не так, и сердце его мыслит иное, ибо в сердце его — уничтожить и истребить и т. д.».
. Ибо «миролюбив я, но как заговорю — они к войне» См. Теилим, 34:15.
.

А теперь издалека поведу мысль мою См. Иов, 36:3.
, и не «пред лицом вашим» См. Иов, 6:28.
и т. д. Ибо против кого вышли цари Израиля? За кем вы гоняетесь См. Шмуэль I, 24:14: «Против кого вышел царь Израилев? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою!»
и т. д. А теперь на вас, мужи, [возложена] эта заповедь, восстановить союз жизни и мира с нами. А за ними наверняка последуют все, кто прямодушен и т. д. Ведь отец один у всех нас, ведь Б‑г один сотворил нас! Почему же изменяем мы — каждый брату своему, «оскверняя завет отцов наших?» См. Малахи, 2:10.
, «истребит Г‑сподь все уста льстивые, язык, говорящий надменное» См. Теилим, 12:4.
, «и бить будет он страну бичом речей своих» См. Йешаяу, 11:4.
, «не будут делать зла и не будут губить на всей Моей святой горе» См. Йешаяу, 11:9.
. «Мало вам досаждать людям, что вы [хотите] досадить и Б‑гу?» См. Йешаяу, 7:13.
«И вот второе делаете вы: покрывается слезами жертвенник Г‑сподень с плачем и стоном и т. д.» См. Малахи, 2:13: «И вот второе делаете вы: покрывается слезами жертвенник Г‑сподень с плачем и стоном, так что не обращается Он больше к дару и не благоволит принять [жертву] из руки вашей».
. «Но что вы будете делать в день воздаяния [и бедствия, (которое) придет издалека? К кому прибегнете за помощью и где оставите славу вашу?]» См. Йешаяу, 10:3.

«О братья мои, не сотворите зла!» См. Берешит, 19:7.
, не дай Б‑г. Ведь до того дня См. Нехемья, 8:17.
, когда вы предали нас, об этом незачем было говорить — мы же сыны того же завета, что и вы. Тем не менее с нашей стороны [ничто] не воспрепятствует [примирению], и мы даем полное прощение [нашим обидчикам]. Твердое, однозначное и непреложное. За все причиненное одним телу и имуществу другого. Единственное, что нам нужно [взамен], — это мир Израилю. Всеобщий и безоговорочный. И чтобы полностью очистить себя от всех подозрений, возникших в результате возведенной на нас лжи См. Теилим, 119:69: «Возвели на меня ложь злодеи».
, мы призываем в свидетели себе небо и землю См. Дварим, 4:26.
. Вот Г‑сподь Всевышний, Г‑сподь — Он Б‑г, Г‑сподь — Он Знающий и т. д. Если восстанем и изменим См. Йеошуа, 22:22.
, не дай Б‑г, и преступим даже одно из ограничительных предписаний или устрожений той или иной заповеди, «никто [из нас] погребальни своей не заградит» См. Берешит, 23:6.
, и не спасет Г‑сподь, как [спасает] в сей день. И что нам сделать «еще и будет это выполнено»?! См. Эстер, 9:12.

И отныне, вожди наши, господа наши, братья наши и плоть наша! Что было — то было. Прошло и словно не было. Мы же молим о будущем. «Не будет ныне пристыжен Яаков [и не побледнеет теперь лицо его]» См. Йешаяу, 29:22.
. И не будет более ни раскола, ни разлада. «И Г‑сподь да даст провозвестниц воинству В оригинале автором использовано слово שבע (которое может означать «изобилие»), а не צבע («воинство»), как в стихе.
великому» См. Теилим, 68:12.
. «Принесут горы и холмы мир народу» См. Теилим, 72:3.
, «Народу В оригинале цитаты скомбинированы так, что «народу» из первого стиха служит первым словом цитируемой части второго.
, живущему в нем, прощен грех» См. Йешаяу, 33:24.
.

 

На этом мы заканчиваем краткую цитату из письма к раввинам вышеупомянутых стран. В конце есть приписка, адресованная членам нашего братства:

 

Огромная просьба — исполнить все, о чем говорится в этом послании. Размножить и разослать во все пределы [в которых есть общины] Израиля. «Мудрый сердцем примет заповеди [а глупый устами (пустослов) споткнется] и т. д.» См. Мишлей, 10:8.
. Станьте третьим из столпов, на которых держится мир: справедливость, истина и мир. И да будут возложены благословения на голову См. ВТ, Брахот, 33а.
[того, кто принесет мир], ибо «не нашел Всевышний иного сосуда, который удержал бы благословение, кроме мира, как сказано: “Г‑сподь даст силу народу Своему, Г‑сподь благословит народ Свой миром” См. Теилим, 29:11.
» См. Мишна, Укцин, 3:12.
. «И к нему стечение народов» См. Берешит, 49:10.
с четырех сторон света с приходом праведного Избавителя, исход [явления] которого «от всякого глаза укрыт» См. Иов, 28:21.
, «пусть Он поторопится, пусть ускорит деяние Свое, [чтобы мы увидели; и пусть приблизится и настанет преднамерение Святыни Израиля — тогда мы будем знать] и т. д.» См. Йешаяу, 5:19.
.

Речение Менахема‑Мендла, сына рава, господина моего и наставника Моше, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, удел этого праведника в мире грядущем и да будет благословенна память о нем.

 

Письмо второе — от господина нашего, святого ребе Менахема‑Мендла, мудрецам Вильны, особо.

 

Услышьте имя мое, сыны Израиля Игра слов: см. Бемидбар, 6:27: «И возложат (שמו) Имя Мое на сынов Израиля [и Я благословлю их]». Р Менахем‑Мендл добавляет только одну букву: вместо שמו — שמעו.
, возлюбленные мои, близкие сердцу моему, вожди мои, правители и управители, мудрые старцы и судьи, люди града верного См. Йешаяу, 1:21.
, святая община Вильны, да хранит вас Г‑сподь и т. д.

Вслед за пожеланиями мира драгоценной красоте великолепия их величия и т. д. После того как я побывал в вашем святом стане, спокойном в домах своих и процветающем во дворцах своих См. Даниэль, 4:1.
и где приняли меня с распростертыми объятиями и с бесконечной любовью Как видно, письмо было адресовано лично р. Шмуэлю, главе раввинского суда Вильны, дома у которого р. Менахем‑Мендл останавливался во время визита в Вильну, как было описано выше. — Примеч. авт.
, которая служила мне источникам сил с тех пор, как я побывал там, и по сей день. И на нее полагаюсь я, вознося руки к ангелам мира, которых пока что не удостоился лицезреть.

Конечно, было бы лучше, если бы они явились мне, но что поделать: гора [разделяя] высится между нами См. ВТ, Хулин, 7б.
. И Всевышний, Г‑сподь истины, да устранит «толмача, что между нами См. Берешит, 42:23.
, — клеветников, [создателей] покровов разделяющих, склочников, разлучающих См. Мишлей, 16:28.
привязанных друг к другу, и сеющих раздоры между братьями См. Мишлей, 6:19.
». Они — те, кто наводит беду на Израиль См. Диврей а‑ямим II, 2:7.
. Они — те, кто является источником всякого ущерба. По их слову разражается всякая распря и всякая напасть См. Дварим, 21:5.
. Их руками проливается кровь душ бедных невинных См. Ирмеяу, 2:34.
. Они сбили с пути праведников, которые шли без умысла [не зная, в чем дело] См. Шмуэль II, 15:11.
, творя повсюду, куда смогли дотянуться, [неправый] суд и расправу.

Вильно. Гравюра XVIII века. Из энциклопедии «История еврейского народа». М.: Товарищество «МИР», 1914

Г‑сподь Б‑г Израиля знает, и [народ] Израиля знает, что ложно свидетельствовали против нас См. Ирмеяу, 14:7.
. И вот ныне я стою на Святой земле, и да будет Г‑сподь Б‑г мне свидетелем, Им я клянусь, Имя Его вознося, что если есть в нас, в наших позициях и в наших верованиях, упаси Г‑споди, хотя бы тень чего‑то неприемлемого или нечто противоречащее нашей святой Торе (как Письменной, так и Устной), включая какое‑либо из ограничительных предписаний или устрожений той или иной заповеди, если мы как‑либо восстаем против Всевышнего и его Машиаха, то да не будет нам спасения в сей день.

Если же мы искренне и безукоризненно поступаем и следуем [предписаниям] нашей святой Торы, данной нам через наставника нашего Моше, мир праху его, как они истолкованы нашими, благословенной памяти, мудрецами Мишны и Талмуда, гаонами В данном контексте имеются в виду мудрецы эпохи гаонов (ориентировочно VI–XI веков).
, [кодификаторами] ранних и поздних поколений, и законодателями [последних поколений], «воды которых мы пьем» См. Сота, Тосефта, 7:9.
, то да услышь Г‑сподь поругание рабов Твоих и воздай нам семикратно светом сияния лика Твоего, объединив сердца наши для служения Тебе, трепета пред Тобой, и да будем мы верны Твоим заповедям, ибо в них жизнь наша и долголетие, ими мы заняты, вожделея и алча их постоянно. И идем ради них на самопожертвование, ибо к ним влечение наше.

Хотя «много к чему приводит ребячливость» См. ВТ, Сота, 7а.
начинающих, которые, едва завидев свет, начинают святошествовать, по малограмотности и скудоумию своим, ибо не удостоил их Всевышний [того, о чем сказано] «Слава Б‑жия — таить дело» См. Мишлей, 25:2.
. Они простодушно полагают, что все сводится к облачению в определенные одеяния, совсем не задумываясь о внутренних смыслах, ибо те выше их понимания и восприятия. Но истина всегда найдет путь [проявиться], «и ясно выскажут знание мои уста» См. Иов, 33:3.
, что речь идет о не видевших лица моего и отринутых мною двумя руками. Но законоучители — они знали меня См. Ирмеяу, 2:8. Цитата искажена. В оригинале сказано «законоучители НЕ знали Меня».
, и обучал я мудрости разумных и знанию — способных понимать См. Даниэль, 2:21.
, по мере доброй руки Б‑жьей, что была со мною См. Нехемья, 2:8.
.

Я взываю к вам, учителя мои и наставники, братья мои и верные товарищи: Б‑га я боюсь См. Берешит, 42:18.
, и да будет Он свидетелем нам, что мы отрешаемся [от прошлого], оставляем и прощаем всем, кто гневался на нас и донимал нас, всем, кто причинял нам зло и наносил ущерб нашему имуществу. И да искупит их [прегрешения] Г‑сподь милостивый, так что не останется от них и следа, ибо намерение их было — во имя Небес. Но ныне [говорим] вам, внемлите нам См. Берешит, 23:4–5.
и т. д. Отныне и впредь не грешите против нас, пожалейте себя и свои добрые дела, дабы не лишиться вам [награды в грядущем] мире в одночасье. Ибо Б‑га мы боимся и Ему служим и т. д. И вы свидетели мне — Израиль и Восседающий в высотах, что в бытность мою в вашем святом стане я стремился и усердствовал быть свободным [от долгов] пред Г‑сподом и пред Израилем См. Бемидбар, 32:22.
и ходил [к Виленскому Гаону], чтобы дать объяснение всему [требующему объяснения] и выявить истину, но не получилось. И ныне, когда Г‑сподь привел меня в место вечного пребывания Своего, вместилище великолепия нашего, опустевшее от всех населявших его и преданное разрушению за грех беспричинной ненависти наших пылких предков, ненавистна мне жизнь, и дурно в моих глазах творящееся и горька смерть. Ибо заблуждаются люди на наш счет, включая и праведников, гораздо больших, чем мы.

И поэтому я обращаюсь с просьбой о примирении и возвращении их и т. д. к Б‑гу жизни. Господа мои и наставники, чей мизинец толще чресл моих См. Млахим I, 12:10.
, если я или кто из моего окружения (а я стою во главе многочисленной общины) чем‑то согрешил против их чести и чести царей, то я снова и снова прошу их простить меня. И Всевышний — Он благ. И Он, милостивый, простит грех. А вы, держащиеся Г‑спода вашего, Б‑га жизни См. Дварим, 4:4: «А вы, держащиеся Г‑спода, Б‑га вашего, живы все вы сегодня».
и Его качеств, откликнитесь и скажите «амен».

Отныне, братья наши, сыны Израиля, прошу вас, отстранитесь от этого зла из всех зол, и да не будет больше у нас четырехглавия Возможно, намек на разницу между корпусом тфилин, возлагаемых на голову (и разделенных на четыре «главы», каждая из которых содержит отдельный свиток и т. д.), и единоглавым тфилин, возлагаемым на руку.
, ибо кто подобен Израилю, народу единому на земле См. Шмуэль II, 7:23.
, отец один у нас См. ВТ, Рош а‑Шана, 19а.
, и Б‑г единства сотворил нас, как же можем мы предавать друг друга? И подобно воплю, упоминаемому в Писании В тексте приводится непереводимая игра слов, основанная на обороте, используемом в Берешит, 18:21.
, возоплю в полный голос: [«и взывали к Г‑споду Б‑гу их во весь голос» См. Нехемья, 9:4.
, и что они кричали? Сказал Рабби, а есть кто говорит, что это был р. Йоханан:] Ой! Ой! Храм разрушен! Святилище сожжено! Праведники убиты! Народ Израиля изгнан со своей земли! А этот [дурное влечение к идолопоклонству — см. Раши там] продолжает «выплясывать меж нами» См. ВТ, Йома, 69б.
. Братья мои, не творите зло, переча народу Г‑сподню, ведь вся земля пред вами См. Берешит, 13:9.
и глаза всего Израиля обращены на вас. И примирение с вами приведет к всеобщему примирению. И тогда, само собой исполнится [благословение] «и клеветникам да не будет надежды», «Истребит Г‑сподь все уста льстивые [язык, говорящий надменное]» См. Теилим, 12:4.
, «не будут они причинять зла и не будут губить [на всей горе святой Моей, — сказал Г‑сподь]» См. Йешаяу, 65:25.
.

Уповаю я на жителей града верного, мирных людей Израиля, что сохранят они верность верным. Весь народ Израиля, во всех поколениях его, отличала черта, унаследованная от праотцов наших, Авраама, Ицхака и Яакова, — стремление к миру и единству. Евреи милосердны, милостивы, стараются помогать друг другу и сострадают братьям своим, говоря: «Мужайся, и будем твердо стоять за народ наш и за города Б‑га нашего [а Г‑сподь сделает, что Ему угодно]» См. Шмуэль II, 10:12.
. Ибо в эту пору все мы нуждаемся в мощной поддержке и т. д. В уповании на то, что обрел милость в глазах ваших, простираю руки к Небесам и взываю к миру, благословению и жизни.

Ведь слово Мое См. Ирмеяу, 23:29.
 — призыв и просьба о мире. С жадным нетерпением жду вашего достойного ответа. И да удостоит нас Всевышний, Благословен Он, восстановления Сиона В данном контексте Сионом именуется Иерусалимский храм.
и Иерусалима.

Речение воистину нижайшего Менахема‑Мендла, сына рава, наставника моего и учителя Моше, да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, удел этого праведника в мире грядущем и да будет благословенна память о нем.

 

Как мы видим, святой рав [Менахем‑Мендл] искал мира и стремился к нему См. Теилим, 34:15.
изо всех сил. Но его призывы не нашли ни малейшего отклика [в лагере противников хасидизма], и они остались на своих позициях (как будет, с Б‑жьей помощью, описано ниже происходившее в дальнейшем). Когда наш учитель, святой рав [Менахем‑Мендл] увидел, что все его усилия пропадают втуне, он прекратил свои обращения [к противникам хасидизма] и в дальнейшем писал только преследуемым членам нашего братства, что жили вне пределов Святой земли. Пытаясь утешить их, поддержать их дух, призывая уповать на Всевышнего, Благословен Он, который не оставит их См. ниже письмо, написанное нашим учителем, святым равом, в 5543 году, которое мы, с Б‑жьей помощью, процитируем (См. главу XI. — Примеч. ред.). — Примеч. авт.
.

И члены нашего братства собрались с силами и дали отпор тем, кто пытался расправиться с ними и воспрепятствовать их святому служению, и всё снесли на своих плечах См. Бемидбар, 7:9.
. Что бы ни происходило с ними, хорошее ли, лучшее ли, они оставались верны себе. И также за происходившим с нашими наставниками, что переселились в Святую землю, да будет она отстроена и восстановлена вскорости, в наши дни, амен, продолжали следить, поддерживая их пребывание в Земле Жизни, и создали для этого упорядоченные механизмы сбора средств на их регулярное содержание. Контроль над организацией этой деятельности осуществляли наш Ребе, святой р. Исраэль из Полоцка и святой р. Иссахар‑Бер, проповедник из Любавичей.

Ежегодно прибывали послы из Святой земли, забирали собранное тут и переправляли туда, в Святую землю, нашим наставникам. Те, в свою очередь, ежегодно составляли письма, включавшие в себя отчеты [о том, на что были потрачены полученные средства]. В этих письмах они наставляли членов нашего братства в Торе и служении и трепете пред Всевышним. А также касались вопросов руководства и велели поставить нашего Ребе во главе, чтобы не быть им словно стадо, лишенное пастыря. И нашему Ребе написали, чтобы он принял на себя бремя руководства общиной. Ибо поначалу наш Ребе не соглашался принять на себя подобный груз. И также многие из членов нашего братства были против его кандидатуры и склонялись к тому, чтобы пригласить сюда кого‑нибудь из польских цадиков. Но эта идея пришлась не по душе нашим наставникам, что в Святой земле Как следует из писем, которые приводятся в «При а‑арец» («Плод земли») (См. «Сборник проповедей и писем р. Менахема‑Мендла из Витебска». Многие вожди хасидизма относились к этой книге с особой почтительностью. Однако как предмет изучения широкой популярности она не приобрела. По всей видимости, из‑за того, что написана очень сложным и высоким слогом. Подробнее см. в конце главы VII книги. — Примеч. ред.) и тех, что остаются в рукописях. — Примеч. авт.
.

Поэтому они много писали нашему Ребе и членам нашего братства [в Райсине], пытаясь переубедить и одного и других. Их усилия принесли плоды: хасиды согласились признать нашего Ребе своим главой, а наш Ребе согласился возглавить членов нашего братства, принять на себя руководство общиной Йешуруна и указывать им путь, которым идти См. Шмот, 18:20. И там: «И освети им уставы и учения, и возвести им путь, по которому им идти, и дело, какое им делать».
и т. д. И свет хасидизма начал сиять в нашей стране со все нарастающей силой и со все нарастающей мощью См. Берешит, 49:3.
. Как будет, с Б‑жьей помощью, описано ниже в подробностях.

Глава VII
Краткое изложение происходившего с [нашими наставниками] в Святой земле. Кончина нашего учителя — р. Менахема‑Мендла. Письмо от р. Авраама из Калиска, в котором сообщается о его кончине. Потомки нашего учителя и его писания

Пребывание в Святой земле также оказалось связанным с многочисленными сложностями. Во‑первых, им всячески досаждали представители ашкеназской общины, сложившейся в Цфате [к моменту приезда туда хасидов. Во‑вторых,] они столкнулись там с многочисленными приверженцами секты Шабтая Цви, да сотрется память о нем, которые, как могли, притесняли их. [В‑третьих,] градоправитель пытался оговорить их и всячески запугивал. Наш учитель, святой р. Менахем‑Мендл, был человеком слабого здоровья и исключительной чувствительности. Напасти подкосили его, и он слег на несколько недель. Крайне затруднительным было и их финансовое положение, пока не поступили первые деньги из наших краев, что несколько облегчило их положение.

Вышеперечисленные притеснения и травля вынудили рава р. Менахема‑Мендла перебраться из Цфата в Тверию, где большую часть [еврейского населения] составляли сефарды, благоговевшие пред ним, как уже упоминалось выше И как описывается в еще не опубликованном его письме, датированном 5540 годом. — Примеч. авт.
.

А р. Авраам из Калиска оставался в Цфате до 5544 года, пока градоначальник не выставил его оттуда силой. Только тогда и он перебрался в Тверию. Но и там местные власти досаждали им. Градоначальник Тверии оказался не меньшим злодеем и самодуром, чем цфатский. И охотно включился в травлю наших наставников, развязанную тем. Но закончилось все тем, что на притеснителей обрушились тягчайшие неприятности, а нашим наставникам дал Г‑сподь покой от всех окрестных врагов их См. Шмуэль II, 7:1.
, Как подробно описывается в письме, написанном в 5544 году р. Элиэзером Зусманом, переписчиком святых текстов и судьей раввинского суда святой общины Тверии. См. «При а‑арец», с. 444 и далее. И это письмо упоминается в послании р. Менахема‑Мендла из Витебска, датированном 5544 годом (См. «При а‑арец», послание 9. — Примеч. ред.). — Примеч. авт.
.

В 5545 году в тех местах начался голод. Но и тогда не оставил Всевышний благочестивых своих См. Теилим, 37:28: «Ибо Г‑сподь любит правосудие и не оставляет благочестивых Своих, вечно охраняемы будут они, а потомство нечестивых истребится».
и в голод продолжал давать им пропитание (см. об этом в письме, датированном 5545 годом). В следующем, 5546 году стало полегче, и наш учитель, святой р. Менахем‑Мендл, построил себе достойный дом и возвел весьма пышную синагогу Как описывается в его письме, датированном 5546 годом. А также в письме, написанном нашему учителю, святому р. [Менахему‑Мендлу], святым р. Барухом из Меджибожа. — Примеч. авт.
.

Синагога карлинских хасидов, построенная на месте разрушенной синагоги Менахема-Мендла. Тверия

Но в 5547 году в тех местах начались масштабные эпидемии, повергшие жителей города в панику и отчаяние. Р. Менахем‑Мендл сильно горевал, мучился из‑за этого и очень страшился и т. д. В результате он слабел и слабел, что привело к болезни, от которой он, за грехи наши, скончался. Это произошло в первый день месяца ияр Второй из весенних месяцев еврейского календаря. Как правило, приходится на апрель–май.
5548 года, как указано в письме святого р. Авраама а‑Коена [из Калиска], адресованном членам нашего братства, проживающим вне Земли Израиля. В этом письме говорится о кончине нашего учителя, святого р. [Менахема‑Мендла], и горько и безутешно оплакивается утрата Израилем венца нашего великолепия.

Ниже мы приводим текст этого письма, названного автором «Упокоение ребе» Его текст включен в раздел посланий (29) в «При а‑арец».
:

 

Отныне ослабели руки наши См. Шмуэль II, 24:16. Там: «останови руку твою».
. Давлюсь я стенаниями, ныне в горечи плачей наших См. Иов, 23:2. В оригинале сказано: «И ныне горечь плачей моих; рука моя давит стенания мои».
возвещаем, что справедлив Г‑сподь, твердыня моя, [и нет в Нем несправедливости] См. Теилим, 92:16.
: Твердыня В оригинале текста здесь игра слов: «твердыня» в конце цитаты из псалма служит также «твердыней» в начале цитаты из Пятикнижия.
[Он], совершенно Его деяние, ибо все пути Его правосудны; Б‑г верный [Он], и нет [в Нем] кривды, праведен [Он], и верно это См. Дварим, 32:4.
. Ибо стрелы Всемогущего во мне, и яд их пьет дух наш См. Иов, 6:4.
. Сдвигает землю с места ее, и сотрясаются столпы ее См. Иов, 9:6.
. Скажет солнцу — и не светит оно См. Иов, 9:7.
светом, тьма опустилась на нас, и светильник наш потух. Лишились мы души нашей при жизни. Умолкнем ли мы или изольем в словах горечь душ наших — горе нам от сказанного, горе нам от несказанного.

Вот, сделал Всевышний дело в Израиле, от которого у каждого услышавшего о нем зазвенит в обоих ушах См. Шмуэль II, 3:11. В оригинале: «И сказал Г‑сподь Шмуэлю: вот, Я сделаю и т. д.».
. Ибо упал венец головы нашей [горе нам, ибо согрешили мы] См. Эйха, 5:16.
. Голова его — чистое золото См. Шир а‑ширим, 5:11.
, он дал славу свою небесам См. Теилим, 8:2.
. С неба сражались См. Шофтим, 5:20.
: ангелы (ариэли) и [праведники, уподобленные несокрушимым] утесам, сражались, перетягивая друг у друга ковчег [удерживаемый с двух сторон], и те, что на Небесах (высшие), победили См. ВТ, Ктубот, 104а. Цитата из плача Бар‑Капары (как и все поколение р. Йеуды а‑Наси — мудрец пятого, последнего, поколения танаев и первого поколения амораев) на смерть рабби Йеуды а‑Наси.
. Это [есть то], что говорил Г‑сподь так: «Через близких Мне освящусь и пред всем народом чтим буду» См. Ваикра, 10:3.
. Страшен Б‑г в освященных Им См. Теилим, 68:36.
, в почитаемых Им. Ибо забрано было облако славы. Бесславие — покинула слава Израиль, ибо захвачен ковчег Б‑жий См. Шмуэль I, 4:21.
. Погиб праведник См. Коелет, 7:15: «Всего насмотрелся я в суетные дни мои: есть праведник, гибнущий в праведности своей, и есть нечестивец долговечный в своем нечестье».
, и нет его больше, ибо прибрал его Всевышний. Да не умолкнуть нам См. Теилим, 83:2.
, [каясь в том, что] решили мы подобно отцам нашим [провинились мы, творили беззаконие] См. Теилим, 106:6.
. Ибо поражен был праведник на ложе своем болезнью См. Иов, 33:19: «…поражен будет он на ложе своем болезнью, и застынут многие его кости».
и провел в недуге дни долгие и месяцы. От месяца ав 5547 года до второго дня новомесячья Т. е. до первого числа месяца. Первый день новомесячья — тридцатый день «полного» месяца. Лунный календарь короче солнечного, поэтому в еврейских месяцах 29 или 30 дней.
месяца света (зив) Название, под которым месяц ияр (второй весенний месяц еврейского календаря) фигурирует в Танахе.
5548 года, когда был сокрыт ковчег святости, по множеству грехов наших. И весь период «меж теснин» не отпускало его. Только в Дни трепета дал ему Г‑сподь покой от всех окружающих его См. Шмуэль II, 7:1.
[бед], давая ему возможность вести общественную молитву по обыкновению его — так, что все кости его говорили: Г‑споди, кто подобен Тебе? См. Теилим, 35:10.
Как жаль пропавших [праведников, и нет им замены] См. ВТ, Сангедрин, 111а.
. И также в Пурим, хотя он и был уже совсем‑совсем слаб, собрался с силами и пришел в синагогу, чтобы принять участие в публичном чтении свитка [Эстер], ибо публичное поминание чуда предпочтительнее См. ВТ, Брахот, 14а.
. А затем болезнь вернулась, доводя его до полного изнеможения. Это были те муки праведника, которые достойны служить жертвенником, на котором искупаются все [грехи всего] Израиля. Он отощал настолько, что это приближалось к грани чего‑то нечеловеческого. Тем не менее разум его оставался ясным, восприятие четким, речь разборчивой и связной. До самого последнего момента его мысли оставались острыми и глубокими. И выражал он их с величайшей выразительностью и точностью.

Незадолго до кончины он предостерег окружающих его: «Отступите от меня, ибо, вот, Всевышний встал рядом со мной». И почти сразу же вернулись и подступили к нему, как [стояли] до того. [И стояли так] пока не покрылся он предсмертной испариной. И спросил его сын, что это за испарина и какова ее природа. И сказал он: «Тише! Ибо это конец всякого [и далее] праведность его предшествует ему. Справедлив Г‑сподь, ибо ослушались мы слова Его См. Эйха, 1:18.
». Что касается его завещания семье, то его он составил задолго до своей кончины. Как только он отчаялся поправиться, так сразу и распорядился составить. Кроме того, в дальнейшем мы обсуждали с ним некоторые моменты, касающиеся руководства [общиной].

И все, что приводится в наших письмах от его имени, было написано по его распоряжению и в тех частях писем, в которых он предписал. Все, что написано, и все, что вы увидите своими глазами. Все сказанное и все увиденное им. И то, что говорил он, читая все письма, полные пожеланий мира и т. д., наслаждаясь их любовью, [заключенной в них]. Братья наши, сыны Израиля, по сию пору могли мы положиться на милость Всевышнего при жизни Его чести, праведника, [подобного пальме] См. Теилим, 92:13: «Праведник, как пальма, расцветет, как кедр в Леваноне, возвысится».
. Но теперь саженец его сменяет его, ибо дорогой сын его См. Ирмеяу, 31:19.
как кедр в Леваноне возвышается См. Теилим, 92:13.
, насаждение в доме Г‑споднем См. Теилим, 92:14.
.

Вот, мы призваны подтвердить, что при жизни Его чести он поручил нам обратиться ко всем товарищам нашим, внемлющим гласу Г‑спода, братьям нашим, людям мирным и верным нам, чтобы ради него, ради него Так в тексте оригинала.
поступить по милости и по правде: обратить взоры свои и сердца свои на его сына, поразительного и выдающегося, достопочтенного и богобоязненного, Его святость, учителя нашего и наставника р. Моше, да светит светильник его. И чем только можно облагодетельствовать и поддержать его, обеспечить его пребывание в Земле [Израиля]. Ибо в доме его пусто и т. д. И поэтому мы просим вашей защиты и помощи ему ради того, чтобы [не была посрамлена] его честь, чтобы не пришлось ему, не дай Б‑г, покидать Землю [Израиля]. И чтобы надежно обеспечить ему возможность пребывания в Земле [Израиля]. Чтобы была Тора Г‑спода на устах его и не отступила от них во все дни земли См. Берешит, 8:22.
.

Впредь я не буду возвращаться ни к чему из вышесказанного в своих частных письмах, ибо это причиняет мне душевные страдания. Кроме как в письмах, адресованных тем, кто занимается [сбором] пожертвований, и с кого я обязан спрашивать и напоминать и т. д. Ибо, представив это письмо вниманию общины, мы исполнили возложенное на нас, в полном соответствии с предписаниями того праведника касательно того, что должно было быть предано гласности. И теперь заповедь исполнить [переданное нами] лежит на них. По мере их благосостояния и по мере блага. Ниспосланного им Всевышним и т. д.

Вот слово пишущего сквозь слезы от имени всех братьев ваших отсюда, из святого города, места, о котором сказано, что [еврейское присутствие в нем] не будет прервано В оригинале использована цитата из Мишны (Брахот, 1:4), относящаяся к неизменности формы благословений, установленных мужами Великого собрания: «там, где установлено заключение, не разрешено его опускать. А там, где не установлено, не разрешено делать заключение».
, в месяце сиван 5548 года (по малому счету Эта приписка выглядит странной, так как она была бы уместна только в случае, если бы число тысячелетий [пять], прошедших со времен сотворения света, не было бы упомянуто. Но оно было!
), из святого города Тверии, да будет он отстроен и восстановлен вскорости, в наши дни, амен.

 

Могила р. Менахема-Мендла. Тверия

Кроме того, [р. Авраам] обратился к членам нашего братства с письмом, которое назвал «Хвалебное слово о сыне ребе». И там он пишет так:

 

Слышал я от Его чести «святых уст» См. ВТ, Сангедрин, 23а.
, т. е. ни от кого иного, как Его чести, святого рава [Менахема‑Мендла из Витебска], да пребудет его душа в раю, [и сообщаю, что] в период своей продолжительной болезни [он] был буквально отрешен от всего мирского, и все его помыслы блуждали по миру истины Т. е. по духовным мирам, условно именуемым в просторечье «тем светом».
. И изрек он три тысячи притчей См. Млахим I, 5:12. Имеется в виду «объяснил с помощью трех тысяч метафор, рассчитанных на три тысячи уровней понимания».
о каждом годе из лет, прошедших над ним См. Даниэль, 4:13.
, связывая их с миром истины и т. д.

 

На этом заканчивается интересующая нас часть письма. Далее [р. Авраам] в пространной форме увещевает членов нашего братства поддержать р. Моше, сына ребе [р. Менахема‑Мендла], и см. там См. «При а‑арец», письмо 30.
. Наш Ребе также обратился с письмом к членом нашего братства А то, что в «Игрот кодеш» написано, что письмо было адресовано нашим Ребе [хасидам] Святой земли, да будет она отстроена и восстановлена вскорости, в наши дни, амен, то это очевидная ошибка. Ибо письмо было адресовано членам нашего братства, проживавшим вне Земли Израиля. Это следует из его текста. И, в частности, из отрывков, имеющихся [только] в рукописной версии, где это особенно очевидно. И см. там. — Примеч. авт.
, утешая их после утраты учителя нашего, святого ребе, да пребудет его душа в раю, именуя его «дыхание ноздрей наших, о котором сказано: “в тени его будем жить” См. Эйха, 4:20.
и т. д.» Седьмой Любавичский Ребе, комментируя это утверждение автора, не вступает с ним в спор. Но отмечает, что ВО ВСЕХ изданиях Таньи письмо, о котором идет речь, фигурирует как адресованное евреям Святой земли. Вероятно, существовали две версии письма. Одна — обращение к хасидам Белоруссии. Другая — к хасидам Святой земли.
. Это письмо опубликовано в сборнике его святых посланий («Игрот кодеш») [включенных в Танью] См. Танья, «Игрот кодеш», 27.
. Существует более пространная версия, пока остающаяся в рукописном виде. И в ней он также обращается к членам нашего братства с просьбой оказать помощь сыну ребе и святому р. Аврааму а‑Коену, да пребудет его душа в раю и см. там.

Из приведенного выше письма р. Авраама из Калиска, как и из многих других писем, хранящихся в рукописях, касающихся р. Моше, сына нашего учителя, святого ребе [Менахема‑Мендла], складывается впечатление, что р. Моше был великим человеком. Это следует из письма, написанного нашим Ребе после смерти его наставника [р. Менахема‑Мендла] и обращенного к членам нашего братства. В нем он пишет так:

 

И в частности, когда его речи, т. е. молитвы и просьбы, будут истолкованы Его святостью, нашим учителем и наставником р. Моше, да светит светильник его, приятным и милым, поразительным и выдающимся, потоком Б‑жьим, полным См. Теилим, 65:10. Там: «поток Б‑жий полон воды».
знания и богобоязненности, как сказали наши мудрецы: «Никому разум человека не близок так, как его сыну Игра слов. В оригинале речь о другом, о материальных отношениях. И следует читать, скорее, как: «Нет у человека никого ближе его сына».
» См. ВТ, Бава батра, 139а.
и т. д.

 

Декоративный лист с высказыванием р. Менахема-Мендла. Садгора, Буковина

И см. также пространные [увещевания об этом в письмах нашего Ребе] там В «Игрот кодеш» Алтер Ребе.
.

После кончины нашего учителя, святого ребе [Менахема‑Мендла], его сын пребывал в тени «Пребывать в тени» — один из эвфемизмов, означающих «быть хасидом [такого‑то ребе]».
Его святости р. Авраама из Калиска, который прожил после кончины нашего учителя примерно двадцать лет, на протяжении которых он оставался главой [хасидской общины] Святой земли, да будет она отстроена и восстановлена вскорости, в наши дни, амен.

У р. Моше был сын. Его звали р. Шмуэль (как упоминается в конце письма, датированного 5549 годом).

[Также] у нашего учителя, святого ребе [р. Менахема‑Мендла], была дочь, [госпожа Зисл], которая умерла еще при жизни отца, незадолго до его кончины. Она оставила двух осиротевших [детей] Мальчика и девочку, которые, насколько известно, ненамного пережили мать. Согласно хасидскому преданию, ни у р. Менахема‑Мендла из Витебска, ни у р. Авраама из Калиска не осталось потомства в последующих поколениях, потому что оба они исправили все, что было возложено на их души от начала времен, так что нужда в продолжении их родов отпала и т. д.
. Его зятя звали р. Дов‑Бер [сын р. Азриэля], да [преумножится, в заслугу этого] упоминания, его удел в мире грядущем. Он упоминается в письмах нашего Ребе, которые хранятся в рукописном виде.

Вдова нашего учителя, святого Ребе [р. Менахема‑Мендла, госпожа Сима], пережила своего супруга и находилась на содержании у своего сына, р. Моше.

Из учения нашего учителя, святого Ребе [р. Менахема‑Мендла], сохранились записи эссе (маамаров), которые он произносил перед членами нашего братства и которые записывались теми из них, кто был «[смышлен во всякой мудрости, обладал знаниями и был] понятливым в науке» См. Даниэль, 1:4.
. В частности, р. Элиэзером Зусманом, переписчиком святых текстов. Он систематизировал их (по главам Пятикнижия [стихи из которых истолковывались в них]) и издал, назвав книгу «При а‑арец» («Плод земли» См. Бемидбар, 13:20.
). В приложение к книге были включены многочисленные письма [р. Менахема‑Мендла], адресованные членам нашего братства, жившим вне Земли Израиля, и письма р. Авраама из Калиска. Многие письма так и не были изданы, и в нашем распоряжении имеются их рукописные оригиналы.

Есть еще одна маленькая книжка Кроме того, есть еще один сборник высказываний р. Менахема‑Мендла — «Ликутей амарим». , в которой собраны его высказывания. Она называется «При [а‑]эц» («Плод дерева»). В приложении к ней опубликовано и его завещание.

 

На этом завершаем краткое изложение того, что нам удалось узнать о нашем учителе, святом Ребе Менахеме‑Мендле, да пребудет его душа в раю.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Рабби Шнеур-Залман из Ляд

19 кислева отмечается Новый год хасидизма. В этот день 220 лет назад из Петропавловской крепости был освобожден основатель движения Хабад Алтер Ребе, рабби Шнеур-Залман из Ляд. Он был арестован по доносу противников хасидизма и провел за решеткой 53 дня, пока власти не убедились в его невиновности.

Книга «Бейт Рабби» и ее автор

Сказанное в этой книге основано, помимо писем и документов, на многочисленных преданиях, поведанных автору внуками Ребе Цемаха Цедека, ребе хасидских дворов хабадского направления. В первую очередь представителями Копустской и Лядской династий, на что он намекает в предисловии к третьей части своего труда, когда пишет: «…и, разумеется, больше мы видели и слышали от тех, к кому были приближены».

Великое противостояние: хасиды и митнагеды

В течение нескольких месяцев до российской аннексии евреи Восточной Белоруссии прошли полноценный первый этап хасидско‑митнагедской войны: с провокациями и актами насилия, публичным конфликтом и официальным отлучением хасидов от еврейской общины. Борьба, возникшая на «земле российской», затянула в свой водоворот Виленского Гаона и стала причиной всенародной кампании по подавлению хасидизма.