Одна из главных наших забот сегодня связана с проблемой массового молодежного недовольства. Это беспокоит политиков на Западе и на Востоке, это беспокоит представителей всех религий, но больше всего это, естественно, беспокоит родителей. Мне часто приходится выслушивать жалобы в таком роде: «Мы не понимаем, что делать! У сегодняшних молодых намного больше возможностей, чем было у нас в их возрасте, а они всем недовольны… У кого‑то начинается депрессия, кто‑то присоединяется к протестному движению, а кто‑то даже начинает прислушиваться к разного рода экстремистам! Мы для них все делаем, а они — вот как…»
Да, возможностей у молодых сейчас больше, чем когда‑либо прежде — но ведь и давление на них куда сильнее, чем было во времена юности их родителей. В нынешний век всеобщей информатизации человек, как никогда прежде, подвергается воздействию пропаганды и рекламы. А что говорит реклама? «Ты будешь счастлив, только если купишь такую‑то машину, если сделаешь себе вот такую прическу, если будешь носить эдакую одежду, если сделаешь такую‑то карьеру…» Эти призывы раздаются 24 часа в сутки по всем телеканалам, со всех радиостанций и из интернета. Покупай, покупай, покупай!.. Но ведь всё купить невозможно, и, как результат, неизбежная фрустрация, разочарование в окружающем мире, разочарование в собственных силах, восприятие себя как «лузера».
На самом деле проблема не нова — хотя, надо признать, сейчас она приобрела особую остроту. Наши мудрецы тоже сталкивались с тем, что люди недовольны своей жизнью, хотели бы изменить мир. И вот что нам говорит мишна: «Этот мир подобен прихожей, за которой находится Мир грядущий. Приведи себя в порядок в прихожей, чтобы войти в пиршественный зал».
На первый взгляд кажется, идея проста: наш мир, при всех его соблазнах, всего лишь предварительная стадия на пути к главной цели — удостоиться жизни вечной, «пиршественного зала», где праведных ждут удовольствия, о каких в этом мире и помыслить невозможно. Есть известная хасидская притча о богаче, посетившем дом раввина‑праведника и пораженном скромностью обстановки. «Почему ваша община не обеспечила вас хотя бы хорошей мебелью?» — возмущался он. «А где твоя мебель?» — спокойно спрашивает раввин. Богач не понял вопроса: «Дома моя мебель — зачем она мне в дороге?» — «Вот и я в дороге: когда доберусь до Мира грядущего, там у меня будет такая мебель, какая здесь и не снилась», — объясняет праведник.
Однако это лишь та часть смысла мишны, которая лежит на поверхности. Если мы решим глубже проникнуть в ее содержание, возникает вопрос: почему в тексте использованы слова «проздор» («прихожая» или «коридор») и «траклин» («зал для пиров»). Если речь идет о подготовке к чему‑то радостному и праздничному — почему не сравнить с шестью днями работы и субботним отдыхом? Или, например, с ухабистой дорогой и дворцом в конце пути? И главное, как «привести себя в порядок», чтобы войти в жизнь вечную?
Наши мудрецы объясняют: мишна сравнивает этот мир с «прихожей» именно потому, что это не жилая комната — здесь нет сколь‑либо серьезных удовольствий, здесь не едят, не отдыхают: можно сказать, «не живут». Что ты делаешь в прихожей? Чистишься от грязи, принесенной с улицы, и переодеваешься в домашнее. Если ты не «приведешь себя в порядок», а потратишь время на забавы с рекламируемыми безделушками, тебя просто не пустят в чистые комнаты. Тем более — в пиршественный зал: самое обширное, самое праздничное, самое роскошное помещение небесного дворца.
Но как «привести себя в порядок», находясь в этом мире, несовершенном по определению? Вспоминается история, которую рассказывал известный хасид, реб Мендл Футерфас, сосланный в Сибирь за распространение еврейства. По вечерам ссыльные собирались вместе и показывали, кто что умеет в жизни. Один из них натянул канат между двумя избами и спокойно прошел от одной крыши к другой. Товарищи просили его поделиться секретом своего умения. Главное, объяснил канатоходец, никогда не смотреть вниз — только вперед, видя цель, идти без страха, даже если трудно. Как говорится в известном хасидском напеве, «весь этот мир есть очень узкий мост, и главное — идя по нему, не бояться».
И последнее — по порядку, но отнюдь не по значимости. «Пиршественный зал» можно и должно устроить себе не только в Мире грядущем, но и здесь, в обыденной жизни. Для этого нужно просто не тратить жизнь зря, на погоню за рекламируемыми удовольствиями — всеми этими эфемерными безделушками, которые завтра заменятся на другие безделушки, столь же эфемерные. Вместо этого стоит сосредоточиться на обретении удовольствий духовных: мудрости, доброты, любви, всего того, что не рекламируется, потому что не может быть куплено за деньги. Таким образом мы не только «приведем себя в порядок» в преддверии жизни вечной, но и сегодняшнюю свою жизнь сделаем несравненно богаче.