Слово раввина

Праведность — себе и миру

Берл Лазар 14 июня 2022
Поделиться

Все чаще приходится слышать скептические оценки в отношении тех вещей, которые долго считались символами жизненного успеха. Богатство, говорят мои собеседники, порабощает человека, делает его рабом денег, почет и известность порождают зазнайство, а красота — пустое кокетство. Даже мудрость уже вроде бы нехороша, потому что нередко порождает гордыню, а порой и вседозволенность. Что уж говорить о силе: она провоцирует самоутвердиться при помощи насилия, делает все общество агрессивным и опасным для мира.

С вниманием посмотрев вокруг, мы вынуждены будем признать, что подобный скептицизм оправдан. Даже не буду приводить примеры из большой политики — недавно у меня на глазах распалась семья, которую окружающие считали едва ли не образцом для подражания. Молодой человек был очарован красотой невесты, но ревновал ее ко всем и каждому, а жена, гордая своей красотой, лишь добавляла поводов для ревности. В результате развод, и оба несчастны. Не лучше и с почетом: буквально на днях у нас искал утешения человек, чья дочь покончила с собой, — она была очень талантлива, сделала карьеру как певица, но не выдержала испытания славой.

На самом деле проблема стара, как мир. В мире есть какое‑то количество святых вещей, делать которые нам заповедал Г‑сподь; и есть какое‑то количество вещей негативных, делать которые Он запрещает. Но подавляющее большинство явлений окружающего мира оставлено нашей свободе выбора: мы можем их творить в добро, а можем и во зло. Именно об этом наша сегодняшняя мишна: «Красота, сила, богатство, почести, мудрость, старость, и долголетие, и дети пристали праведным и пристали миру», — и далее целый ряд цитат из святых книг в подтверждение этой мысли.

Иными словами, то, чего современный человек всеми силами пытается достичь, это не ценности как таковые: ценностями все эти вещи может сделать лишь сам человек, если руководствуется принципами праведности.

Вспоминаю, как однажды к Ребе на прием попросилась «мисс Израиль» — девушка, ставшая победительницей общенационального конкурса красоты. Многие удивились: что ей понадобилось у Ребе, если она так очевидно является символом успеха? Оказалось, королева красоты просила совета, как ей лучше использовать свою красоту, чтобы людям была польза. И она с радостью потом рассказывала: Ребе объяснил, что ее задача доказать всем и каждому: красота внешняя — лишь отражение красоты внутренней, которая «пристала праведным».

То же самое относится и к остальным вещам, добиться которых мы стремимся в жизни. Богатство в руках алчного человека несет окружающим массу неприятностей — об этом написано множество литературных произведений, от пушкинского «Скупого рыцаря» до современных романов о происках олигархов. Однако то же самое богатство в праведных руках — это помощь нуждающимся, финансирование социально значимых проектов, проектов охраны окружающей среды. Понятно, что такой богач вызывает у людей только уважение.

То же и с силой. В руках человека неправедного сила всегда приводит к насилию — и в конечном счете не принесет пользы самому силачу, потому что на всякую силу обязательно найдется еще бóльшая. А сила в праведных руках — это защита слабых и одновременно возможность самому узнать и сделать больше: «пристало праведным и пристало миру».

В Талмуде есть история о грабителе по имени Рейш Лакиш, который отличался колоссальной силой. Однажды он встретил на пути раввина Йоханана — известного знатока Торы, который отличался большой красотой. «Такую бы силу для Торы», — сказал разбойнику раввин. «Такую бы красоту для женщин», — пытался тот отшутиться. А раввин ему в ответ: «Совершишь тшуву — отдам за тебя сестру, которая куда как красивее меня!» В результате Рейш Лакиш начал учить Тору у раввина Йоханана, стал видным законоучителем и женился на красавице.

Вот почему поучение мишны завершается словами «пристало праведным и пристало миру». Г‑сподь дает нам много полезных даров. Но дальше все зависит от нас — от того, как эти дары мы используем. Если человек пользуется дарами Г‑сподними только для себя — результат, как правило, будет негативным, в том числе для него самого. Если же мы выбираем путь праведности — от нашего богатства, нашей силы, красоты и мудрости будет хорошо и нам самим, и окружающему миру. Даже от нашей старости будет добро — ведь люди с большим доверием относятся к советам людей опытных, умудренных годами.

Тем более будет добро от наших детей, воспитанных на Торе и заповедях, на вечных ценностях праведности: добро им самим, добро всему миру и много нахас для нас, их родителей! Не забудьте, нас самих люди оценивают во многом по нашим детям: у кого дети правильно воспитаны, тот и сам заслуживает внимания.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Найти Тору — держаться за Тору — жить благодаря Торе

«Учить Тору» — значит не просто сидеть за книгами, но трудиться, раскрывать тайные смыслы Торы, находить ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Ежедневно и ежечасно делом доказывать, что живешь по Торе, что «нашел Тору» как единственный правильный жизненный путь... С Торой есть цель, миссия, знание пути: соответственно есть вера, уверенность и оптимизм. С Торой мы, слава Б‑гу, преодолели эпидемию, с Торой мы, даст Б‑г, придем и к подлинному миру.

«Не жажди приобщиться к столу царскому»

Талмид хахам отправился за море, в другой город, чтобы учить людей Торе. Попутчиками его были купцы, и каждый из них похвалялся своим товаром, высокомерно поглядывая на скромно одетого еврея, ехавшего почти без багажа. Но вот беда: в море на судно напали пираты и захватили весь груз, да еще и деньги отобрали...

Не в деньгах счастье

Тора дает счастье и тому, кто беден. Наша история знает десятки выдающихся знатоков Торы, которые жили в нищете и тяжелых испытаниях: вспомните рабби Гилеля, рабби Акиву. Но мы знаем, что люди эти были счастливы, прожили жизнь, полную духовных радостей, и оставили после себя множество учеников. Недаром сказано в Талмуде: «Уделяйте особое внимание детям бедных, ибо от них придет слово Торы».