Позднее Средневековье и эра европейской экспансии (1200–1650): на окраинах империи
Сало Уиттмайер Барон (1895–1989) — крупнейший еврейский историк ХХ века. Его главный труд — монументальная «Социальная и религиозная история евреев».
Мы предлагаем читателям фрагмент из готовящегося 10‑го тома издания. Его тема — история еврейских общин на территории Швейцарии в Средневековье.
Соседи Германии
Евреи находили прибежище и в таких центральноевропейских княжествах, епископствах и вольных городах, связи которых со Священной Римской империей к концу Средних веков становились все слабее. Императоры по‑прежнему претендовали на суверенитет над этими территориями, но их власть там была ограничена еще больше, чем в землях, которые фактически оставались частью империи. Довольно рано Швейцария и Нидерланды полностью освободились от императорской власти. Швейцария, которая зародилась как союз трех лесных кантонов, к концу XV века превратилась в большую и независимую страну. В 1499 году она еще не была независима де‑юре, только де‑факто. Теория следовала за практикой, и Вестфальский мирный договор 1648 года формально признал ее независимость .
Несколько иначе развивалась история Нидерландов. В период раннего Нового времени там правила испанская, а не австрийская ветвь Габсбургов. Именно в результате восстания против Испании Голландия добилась в XVI веке полной независимости. И в этом случае Вестфальский договор формально признал неоспоримую реальность, которая сложилась несколько десятков лет назад.
Венгрия находилась в восточной части Центральной Европы и была ближе к Польше и балканским странам, нежели к Западу. К концу Средневековья страна, находившаяся под властью королей из династий Люксембургов и Габсбургов, была вовлечена в политику империи. В XVI–XVII веках большая часть Венгрии вошла в состав Османской империи, однако многие области, которые переходили во время войны из рук в руки, впоследствии попали под власть Габсбургов, разделив судьбу соседних австрийских и чешских земель, и пребывали под ней до конца Первой мировой войны. Венгрия формально не входила в Священную Римскую империю, но с точки зрения военных, людских и экономических ресурсов ей суждено было сыграть значительную роль во взлете и падении императорской династии.
Средневековую историю Польши также невозможно понять, если не связывать ее с событиями, которые происходили в империи по соседству. Этой стране удалось добиться единства и независимости в многовековой борьбе с немецкими герцогами и баронами, особенно с Тевтонским орденом, который был военной и религиозной силой, осуществлявшей немецкую экспансию в соседних славянских землях. Колонизация многих польских городов пришельцами из Германии, христианами и евреями, немало повлияла на развитие польской экономики и культуры. Во многих отношениях историю молодых еврейских общин Польши можно рассматривать совокупно с судьбой более крупных и намного более развитых общин, которые существовали на территории империи. Только в XVI веке Польша и Литва стали важным центром еврейской жизни и оставались таковым вплоть до уничтожения нацистами во Второй мировой войне. Новое положение польско‑литовского еврейства, а также судьба общин, которые в начале Нового времени попали под власть Османской империи, будут подробно проанализированы в следующих главах.
Швейцария
История еврейских общин в Швейцарии еще более неоднородна, чем в других немецкоязычных странах. Города и области, когда они присоединялись к существовавшему союзу лесных кантонов, тем самым выбирали себе союзников. Члены этих союзов были достаточно независимы в военных делах и внешних сношениях; в области внутреннего законодательства они обладали полной свободой действий. Поначалу союз объединял немецкоязычные области, но постепенно начал распространяться на юг и в конце концов, в постоянной борьбе с миланцами, достиг итальянского Тичино. С запада и юго‑запада к нему присоединились земли, лежавшие вокруг Женевского озера, жители которых говорили по‑французски и ранее находились под властью французских правителей, прежде всего герцогов Савойских. Евреи этих земель были ближе к единоверцам на окраинах Французского королевства, чем к евреям империи.
В то же время, несмотря на пестроту в укладе средневековых крупных еврейских общин Базеля, Цюриха, Констанца и еврейских центров помельче в городах Биль (Бьенн), Берн, Солер (Золотурн), Люцерн, Шаффхаузен, Дисенхофен, Санкт‑Галлен, а также во Фрибурге и Женеве на юго‑западе, — были и некоторые черты исторического сходства. Современники, несомненно, видели в основном различия, поскольку евреи этих городов смотрели через границу — на соседние немецкие и французские общины. У Базеля с незапамятных времен существовали тесные связи со Страсбургом и другими городами Эльзаса, а Констанц нередко участвовал в швабских союзах. Более того, в Средние века правители из династии Габсбургов, как императоры, так и не занимавшие императорский престол, пользовались в некоторых частях страны особой властью, что существенно влияло на положение евреев.
Мы не располагаем никакими достоверными сведениями о швейцарских еврейских общинах до XII–XIII веков. Когда в капитулярии IX века епископ Базеля Гаттон требовал от христиан соблюдать законы воскресного дня с утра до вечера, «дабы они не были захвачены еврейством», то он лишь напоминал о древней богословской традиции, не имея в виду современных ему евреев. Первое достоверное свидетельство о евреях в Базеле датируется 1213 годом: епископ Лютхольд выделил шесть марок «на выкуп залогов, а именно епископского перстня и шелкового облачения, у еврея Мейера [Villicus]». Десять лет спустя епископ Генрих упоминал, что церковная казна платит «у евреев» (apud Judaeos) проценты. К 1241 году базельская община упоминалась среди плательщиков императорского налога и вносила довольно существенную сумму в 40 марок. Полвека спустя она занимала около 20 строений. В Констанце в 1254 году, вероятно, существовала довольно большая община, поскольку папа Иннокентий IV жаловался епископу этого города: «…евреи твоей провинции и диоцеза не соблюдают это постановление [Латеранского собора о ношении еврейского знака], поэтому могут осмелиться совершить грех запрещенного сношения [с христианкой], оправдываясь ошибкой». Предполагается, что примерно в это время раввином Констанца служил Меир бен Барух из Ротенбурга . Если это так, видимо, речь идет об общине внушительной по численности, сравнимой с другими общинами, где жил выдающийся ученый. В базельском документе 1293 года упомянут некий Расор, возможно, его звали рабби Ашер, однако маловероятно, что это был знаменитый ученик Меира Ашер бен Йехиэль , который в 1303 году был вынужден уехать в Испанию. Мы также располагаем свидетельством о еврейском населении в Женеве, Биле, Берне и других городах в то время. В 1291 году аббат и монахи Мурбахского монастыря в Гебвиллере продали часть своих владений королю Рудольфу I для его сыновей. Вырученные за эти земли 2000 марок нужны были им для оплаты долгов еврейским ростовщикам из Берна и Энсисема. По‑видимому, никто из этих монахов не умел писать — их имена подписали за них, а епископ Констанца заверил подписи.
По сравнению с единоверцами в других странах, швейцарские евреи в XIII — начале XIV века жили довольно спокойно. В городах, куда евреев допускали, к ним обычно старались относиться как к равным, об этом свидетельствуют «письма о защите», которые получали некоторые евреи. Изучив имена первых поселенцев, Августа Штейнберг показала, что большинство из них прибыли не только из соседних Эльзаса, Бадена, Баварии и Франш‑Конте, но и из далеких общин Нижнего Рейна, Шампани и даже Фландрии и Прованса. Неудивительно, что эльзасское влияние ощущалось сильнее всего. Оно, например, проявилось в ивритских надписях на надгробиях из Базеля. В 1661 году Иоганн Тоньйола опубликовал Basilea sepulta («Базель погребенный»), и с тех пор их подробно изучали вопреки тому, что из 570 надгробий, которые были известны ему и его предшественникам, до нашего времени дошли немногие. Характерно, что надписи свидетельствуют: благотворительность была в ту эпоху крайне важна. Например, в эпитафии 1320 года рабби Шмуэля, сына рабби Йосефа, названного одним из «глав провинции» (вероятно, он участвовал в общинном управлении не только Базеля и окрестностей, а большей территории), учености или благочестию уделяют меньше внимания, нежели тому, что «он всегда с радостью делился хлебом с бедняками… никогда не мелочился, давая милостыню всем, кто просил о ней… и потому снискал любовь больших и малых». Это неудивительно, поскольку социальное обеспечение и взаимопомощь всегда были чрезвычайно важны для любой молодой общины. Землю под кладбище удавалось получить после длительных переговоров и немалых выплат городам, церквам или частным владельцам; одно кладбище часто обслуживало несколько соседних населенных пунктов, несмотря на то что перевезти тела было трудным и небезопасным делом, которое часто облагалось особыми налогами. Недавно во время земляных работ в ходе строительства медицинского учреждения в Базеле было обнаружено средневековое еврейское кладбище. Останки 25 захороненных, прежде всего 14 сохранившихся черепов, были подвергнуты тщательному антропологическому анализу. И даже такая крошечная выборка показала разнообразие антропологических типов среди средневековых швейцарских евреев.
По другим городам Швейцарии таких ранних эпиграфических свидетельств нет. Есть несколько двусмысленные сообщения о крупном событии, которое произошло либо в 1288 году, либо, скорее, в 1294 году в Берне. Несколько хронистов рассказывают: еврей по имени Йоли убил христианского мальчика якобы с ритуальными целями, за что его и еще нескольких евреев казнили, а всю общину изгнали из города навечно. Рудольф I, разгневанный самоуправством в отношении «сервов казны» и имея свои счеты с городом, послал туда войско численностью, по разным сообщениям, от пяти до 30 тыс. человек, и оно осадило город. Горожане упорно сопротивлялись, и им удалось остановить войско, но потом оно вернулось и пошло на штурм городских стен. Современные историки отрицают достоверность некоторых драматических подробностей и датируют событие 1294 годом. По уточненной версии, король Адольф Нассауский вмешался и назначил следственный комитет во главе с епископом Базельским Петром. Ни город, ни комитет не были заинтересованы в установлении истины. И по прошествии шести лет официальные документы говорят только о «предполагаемом» (ut dicitur) преступлении. Тем не менее евреям было приказано отдать городу Берну все залоги и долговые расписки и выплатить 1000 марок вдобавок к 500 маркам в пользу магистрата (Schultheiss). Более того, город унаследовал собственность бежавших евреев. Невзирая на «бесчинства, которые сотворили с евреями, сожженными жителями Берна», король Адольф подтвердил приговор, а вслед за ним его подтвердил в 1300 году и король Альбрехт . Только после выполнения тяжелейших требований евреям разрешили вернуться в город и продолжить заниматься привычными делами. Как и в других случаях, большую часть сведений о жизни евреев в городах Швейцарии можно почерпнуть из случайных упоминаний в документах, главным образом связанных с еврейским ростовщичеством. Так, мы узнаем, что вельможа по имени Хаймо из Монтенаха в 1259 году продал церкви некую собственность в Интерлакене, потому что нуждался (evidentii necessitate compulsus) в полученных от этой сделки 21 марках, чтобы уплатить долги евреям. Долгое время считалось, что еврейские кредиторы, которые упомянуты в этом и других документах 1263 и 1268 годов из Интерлакена, жили тогда в Берне. Во Фрибурге источники начиная с 1356 года рассказывают о семи еврейских врачах, что, видимо, свидетельствует о важной роли евреев‑медиков в городе. Неевреи были только цирюльниками‑хирургами.
С правовой точки зрения швейцарские евреи тоже были «рабами императорской казны». Людвиг Баварский подчеркивал верховную власть немецких королей и ввел в Швейцарии золотой пфенниг. Австрийские герцоги, как и прежде, притязали на власть над немалой частью этих земель и среди прочего над местными евреями. Всякий раз, когда кто‑нибудь из Габсбургов по наследственному праву занимал королевский и императорский трон, он без устали вводил новые законы о евреях.
В примечательном указе 1317 года Фридрих Красивый , давний соперник Людвига в борьбе за королевский трон, вместе с герцогами Леопольдом Австрийским и Генрихом Штирийским признал услуги, которые оказали ему евреи Констанца (в числе прочего речь явно шла о немалых денежных ссудах). Герцог объявил:
Мы объявляем их [евреев] вольными и освобождаем от всех налогов и обязанностей. С сегодняшнего дня и до будущего Рождества, а затем еще четыре полных года они ничего не будут должны ни нам, ни нашим бургомистрам. Если случится, что мы забудем об этом и поступим вопреки нашему постановлению или кто‑либо другой поступит так от нашего имени, мы с величайшей серьезностью просим вас [власти Констанца] и приказываем напомнить нам о наших обязательствах, чтобы мы отступились. Если мы будем упорствовать, этой грамотой мы наделяем вас властью защитить евреев, живущих среди вас по нашей доброй воле, и помочь им, не возбуждая нашего гнева, ненависти и враждебности к вам.
В 1324 году, когда конфликт был в самом разгаре, австрийский герцог Леопольд I заключил союз с Карлом IV Французским , обещая поддержать кандидатуру последнего при выборах короля Германии. Взамен французский король пообещал, если он будет избран, выплатить Леопольду 30 тыс. марок. В залог он обязался дать герцогу города и замки Базель, Санкт‑Галлен, Констанц, Шаффхаузен и несколько других со всеми правами, которые имели на них римские императоры. В соглашении особо оговаривались права на еврейских жителей этих городов. После поражения Фридриха Людвиг признал права австрийских Габсбургов и в 1330 году заложил герцогам Альбрехту и Оттону города Цюрих, Шаффхаузен, Санкт‑Галлен и Райнфельден вместе с доходами от местных евреев, пока герцоги не получат 20 тыс. марок, кои были обещаны им за службу. Это не помешало императору пять лет спустя подписать расписку в получении 50 флоринов, выплаченных цюрихскими евреями в счет налогов за два года, — немалая сумма, учитывая малочисленность большинства швейцарских общин. До битвы при Земпахе 1386 года, которая завершилась сокрушительным поражением австрийских войск, Габсбурги защищали евреев лучше, чем епископы. Даже в Базеле и Констанце главы церкви не имели большого влияния, в то же время евреи Биля на раннем этапе во многом зависели от доброй воли базельских епископов. Решающим образом на еврейскую историю повлияло развитие муниципальной автономии, и в конечном счете жизнь евреев определял состав городских советов. Как и в других местах, ремесленники гораздо более враждебно относились к евреям, чем городская верхушка и даже клир. Городская чернь нередко устраивала погромы. В тех местах, где к власти приходили ремесленные гильдии, они применяли законы, которые ограничивали права евреев и иногда изгоняли их из города .
Извечные обвинения евреев в осквернении гостии и ритуальных убийствах, которые возникали по всей Европе, не обошли стороной и швейцарские общины. Мы помним трагедию бернских евреев в конце XIII века. Вскоре после этого (в 1312 году) несколько констанцских евреев поплатились жизнью за то, что якобы осквернили гостию. В 1333 году жителям этого города хватило расплывчатого обвинения в поругании христианской религии и каких‑то преступлениях против «алтарного таинства» (возможно, это намек на якобы имевшее место осквернение гостии), чтобы казнить 27 евреев (12 через сожжение, а шестерых — через утопление). Суровыми и повсеместными были преследования в эпоху Черной смерти , когда большинство швейцарских общин практически прекратили существование. Массовая истерия началась в Шильоне, в швейцарской части Савойи. Отсюда она перекинулась на другие города, прежде всего на Берн и Цофинген, что, в свою очередь, спровоцировало беспорядки в Базеле, где трагедии предшествовала активная переписка жителей этого города со Страсбургом. Цюрих, Шаффхаузен, Констанц и другие города тоже не остались в стороне. По словам хрониста, только в Констанце было сожжено 330 евреев, «некоторые из них плясали, другие распевали псалмы, а третьи рыдали». Немногие выжившие были казнены полгода спустя. Правда, герцог Альбрехт II Габсбург, сумевший защитить евреев в своих австрийских владениях, долгое время сопротивлялся требованиям швейцарских общин казнить евреев, которым удалось укрыться в замке Кибург. Тогда представители городов Дисенхофен и Винтертур заявили, что, если он не казнит предполагаемых преступников, они сами «по праву» (per justitiam) сожгут их. Герцог, не желая рисковать своей властью, решил сам сжечь евреев. Поначалу Карл IV от имени империи протестовал против казни своих людей и предъявлял претензии на собственность еврейских «сервов», но его довольно быстро удалось умилостивить, и он простил бюргерам все убытки, потребовав лишь своей доли награбленного. За исключением немногих, кому удалось бежать, выжили, похоже, лишь те, кто принял христианство, в том числе множество насильственно крещенных детей. В то же время, по сообщениям современников, некоторые конверсы, которые крестились до этих событий, так вдохновились готовностью еврейских мучеников покориться Г‑сподней воле, что отказались от христианства и присоединились к бывшим единоверцем в «освящении имени Б‑жьего» .
Очень скоро евреям разрешили вернуться в некоторые города, и те немногие, кому удалось скрыться, вскоре после восстановления порядка так и сделали. В Люцерн им формально разрешили вернуться во время Черной смерти — в 1349 году. В 1354 году город Цюрих дал своим евреям «грамоту о свободах». Есть свидетельства того же года о присутствии евреев в Золотурне; в 1355 году налоговым откупом в Женеве занимался некий еврей Менаше. В следующие десятилетия еврейские общины возродились и во многих других местах, среди прочего городами руководили мотивы корысти. Дисенхофенский писец откровенно писал в старой городской хронике (Stadtbuch): «В 1426 году мы приняли в бюргеры еврея, поскольку мы, к несчастью, попали в большие долги и нам пришлось привлечь евреев и других людей, чтобы проще управляться с большими долгами, которые нужно выплачивать ежегодно». В Берне два пожара в 1405 году уничтожили 652 дома, что заставило горожан вновь принять в город евреев. Банкирские семейства открыли отделения в нескольких городах, чем способствовали началу развития капиталистической экономики Швейцарии. Йеклин из Ульма, некоторое время проживавший в Констанце, в 1378 году убедил город принять в бюргеры его деверя. В том же году его сын Фидель открыл отделение в Цюрихе. Другие члены этого семейства жили в Нюрнберге и Страсбурге. Они управляли обширной сетью банковских учреждений в Швейцарии и Южной Германии .
Правовая неопределенность, которая была связана с ростом муниципального контроля, не могла помешать деловым успехам такого рода. Правовая нестабильность проявилась, в частности, в Базеле, где в 1365 году Карл IV формально возложил на городской совет обязанность защищать евреев. Город незадолго до того начал пускать евреев, поскольку, помимо тяжелых потерь в период Черной смерти, пострадал еще и от землетрясения. Евреи должны были помочь заново заселить город и обеспечить дополнительный доход, необходимый для восстановления. Заключив в 1362 году в эльзасском Кольмаре союз с несколькими другими городами, городские старшины пригласили поселиться в Базеле еврея Эберлина, недавно прибывшего в Кольмар. За Эберлином последовало множество других — только в период с 1365 до 1371 года в городе появилась 31 еврейская семья. Правда, в 1374 году другим указом Карл IV передал евреев австрийскому дому, но после поражения и смерти герцога Леопольда III при Земпахе в 1386 году власть над ними вернулась к императорам. Король Вацлав в 1390 году подтвердил права города в отношении евреев. Базельский совет получил контроль также над евреями Клайнбазеля. С этим событием связан некий случай: горожане заручились от еврейской пары отказом от всех претензий. В этом интересном написанном на иврите документе 1387 года Хаим, сын Яакова, и его жена «клянутся на всей Торе и на том, что в ней написано, не предпринимать ничего против бюргеров Клайнбазеля, то есть не задерживать их, не причинять им вреда нигде, где их можно застать, ни самим, ни через других лиц, до скончания времен» .
Среди швейцарских городов только Констанц, по‑видимому, смог воспользоваться отменой долгов, которую в 1385 году, а затем в 1390 году объявил Вацлав. Базель тоже принадлежал к Швабской конфедерации, с которой король изначально заключил соглашение, но в 1385 году город формально еще находился под контролем Габсбургов. Через пять лет Базель оказался вовлечен в конфликт с Вацлавом по поводу контроля над евреями, и в конце концов король вынужден был согласиться с горожанами. Похоже, что в обоих городах совет отказался выплатить сумму, которую требовал король. Так что швейцарских ростовщиков‑евреев это бедствие затронуло в меньшей степени, чем их единоверцев в других частях империи. Впоследствии Вацлав отказался от этой политики в своих владениях, в частности в Швейцарии. 23 декабря 1397 года он повелел городам Базель, Цюрих, Берн и Люцерн помочь двум евреям (Шломо и Аврааму) в получении долгов с графов де Грюйер. Запрет, объявленный в Люцерне на еврейское ростовщичество в 1383 году, имел большой отклик, хотя ростовщичество было не единственным занятием евреев Швейцарии. Среди них были торговцы разного рода, а также врачи, в том числе знаменитые, причем не только во Фрибурге. В Берне, который выдавал отдельным евреям «грамоты о защите» на ограниченный период в два‑три года, еврейские врачи упоминаются в 1375 и 1384 годах. Среди новоприбывших в Базель в 1370 году был лекарь Йосет, который в течение 14 последних лет занимался медициной во Фрибурге. Два года спустя Йосет был назначен главным городским врачом (Stadtarzt) с ежегодным жалованьем в размере 25 ливров. В 1398 году совет пригласил еще одного еврейского врача, Гутлебена, проживавшего в городе уже около 20 лет, занять этот полуофициальный пост на десять лет с ежегодным жалованьем в 50 флоринов. Отношения между евреями и христианами в целом не были враждебными. В 1378 году еврейский банкир Гутман из Констанца был оштрафован на 100 марок за то, что его сын поддерживал запрещенные отношения с христианкой. В другом месте подобное обвинение повлекло бы за собой казнь обоих виновных, а власти Констанца удовлетворились тем, что провели беременную христианку в еврейской шляпе по улицам и изгнали ее вместе с любовником, запретив приближаться к городу на расстояние менее одной немецкой мили .
Рост враждебности в XV веке был для швейцарских евреев столь же катастрофическим, сколь и для их единоверцев в других немецкоязычных регионах. В начале эпидемии чумы 1397 года многие евреи Базеля, у которых сохранились воспоминания о Черной смерти, поспешили покинуть город, таким образом вторично созданная еврейская община прекратила свое существование. Лишь спустя несколько лет община возродилась. Вслед за этими событиями, в 1401 году, возник кровавый навет в Дисенхофене, история длилась десять лет и имела тяжелые и серьезные последствия. Соседний город Шаффхаузен заинтересовался этим делом и начал преследовать своих евреев, те пытались бежать, хотя их соучастие в «преступлении» было крайне сомнительным. Сознавшиеся после долгих пыток евреи были казнены. Не удовлетворившись кровавой баней, власти Шаффхаузена побудили ряд соседних городов, в том числе Фрибург и Цюрих, последовать своему примеру. Фрибург, по‑видимому, пренебрег этим предложением, а Цюрих начал собственное расследование, чтобы потрафить местному плебсу. Заслушав показания нескольких свидетелей из числа местных жителей, городские власти убедились в облыжности обвинения. Навет в Равенсбурге в 1429 году вновь привел к последствиям, которые вышли далеко за пределы городских стен. В 1443 году в результате нового кровавого навета в соседнем Ахаузене многие констанцские евреи попали под арест. После вмешательства Фридриха III они были освобождены, но в то время уже провели пять лет в заключении. Им пришлось дать расписку, что ранее конфискованное имущество было им возвращено за вычетом определенных расходов. Выдвигались и другие обвинения, королем не замеченные, они сопровождались погромами и сожжениями евреев, вина которых в предполагаемом преступлении не была доказана или вовсе непричастных. Массово присваивалось еврейское имущество — его либо прямо конфисковывали, либо изымали по соглашениям с еврейскими общинами.
Несчастные швейцарские общины, переживавшие эти трагедии, страдали также от постоянного гнета императорской и городской властей, вечно нуждавшихся в деньгах. Как только Сигизмунд созвал в Констанце Вселенский церковный собор, он тут же наложил на евреев Германии налог, чтобы покрыть затраты на это мероприятие. Еврейскую общину Констанца обязали публично приветствовать короля и новоизбранного папу Мартина V . Ей была адресована первая его булла, благоприятная для евреев, копии которой были распространены среди еврейских общин по всей империи. Каково же было изумление общины, когда Сигизмунд потребовал от нее огромную контрибуцию в размере 20 тыс. флоринов! Констанцская община была одной из крупнейших в швейцарских землях, но по численности никогда не превышала 32 домохозяйств‑налогоплательщиков; ей удалось выплатить эту невероятную сумму только с помощью города, который взял на себя часть обязательств, и других немецкоязычных общин. Не успела она оправиться от финансовой катастрофы, как разразилось Равенсбургское дело 1429 года и появились новые проблемы, которые удалось решить уплатой еще 20 тыс. флоринов. Неудивительно, что многие из богатейших евреев покинули город.
Среди крупных швейцарских еврейских финансистов начала XV века были Шломо из Райнфельдена, его сын Лёв и еще один Лёв «из Констанца». В 1424 году все трое получили права горожан Цюриха, хотя городской совет прекрасно знал, что последний из Лёвов покинул Констанц без разрешения властей и не полностью выполнил свои обязательства перед королем. Неожиданная готовность цюрихского совета принять его на 25 лет объяснялась тем, что он пообещал ссужать деньги местным бюргерам под низкий процент — всего 22 %, а также предоставлять самому городу ежегодную ссуду в 2000 флоринов под 5 % годовых. Черед Шаффхаузена переманивать Лёва к себе из Цюриха настал 11 лет спустя. Ему и нескольким прочим евреям местный совет предоставил обширную привилегию, в которой, в частности, говорилось:
Мы обязуемся и обещаем защищать, охранять и поддерживать все свободы и права жизни и собственности, которыми пользуются эти евреи и их семейства и которые дарованы им святейшим отцом нашим папой и господином нашим императором, а также перечисленные ниже. Как и прочие наши урожденные бюргеры, эти евреи будут защищены от любого врага, без всяких исключений, в городе и за его пределами. [Привилегия действительна] вплоть до дня св. Мартина после подписания настоящего документа и далее, пока мы или наши наследники не пожелаем отменить ее и объявить, что больше не хотим держать евреев среди нас. После подобного объявления она будет действовать без ущерба еще целый год.
В документе оговаривались принятые установления о еврейском знаке и процентах по ссудам, кроме того, пришельцам было гарантировано право дважды в год проводить общинные съезды, для чего они могли привозить ученых из других городов и содержать их у себя в домах в течение указанного времени. В знак благодарности по случаю каждого такого съезда они должны были вставлять в здание ратуши по два стеклянных окна.
Несколько богатых банкиров в Швейцарии процветали, что, однако, не отменяло нестабильности положения евреев. Развитие христианского ремесленного сословия, а также разрешение, пусть и ограниченное, на взимание процента, которое Базельский собор дал христианским ростовщикам, расшатывало основы еврейской жизни в швейцарских землях так же, как и в Германии. После Базельского собора крепла религиозная нетерпимость, что выразилось в деятельности Николая Кузанского и Иоанна Капистрана . В пасторском послании 1448 года епископ Констанцский Генрих IV не просто повторил древние канонические установления о сегрегации, о ношении еврейского знака, о запрете нанимать христианских слуг, но и потребовал от христиан вообще не вести дела с евреями. Выйдя за пределы канонических требований, он призывал клириков епархии не позволять евреям строить новые синагоги и даже ремонтировать старые. Следующие 50 лет еврейские общины диоцеза и так продолжали клониться к упадку, однако епископ Гуго фон Ланденберг повторил некоторые из этих ограничений в своем послании 1497 года и опубликовал его для широкого распространения.
Швейцарские бюргеры не преминули последовать примеру других европейцев от Англии до Вены. Местные изгнания происходили по‑разному; нередко через короткое время города отменяли свои постановления. И все же еврейские общины постепенно вытеснялись со швейцарской земли. Вот несколько дат окончательного изгнания евреев из различных городов: Люцерн — 1384 год, Берн — 1408 и 1427 годы, Фрибург — 1428 год (изгнали также еврейского врача Акимуса де Виксу, нарушив десятилетний контракт, заключенный с ним городом в 1420 году), Цюрих — 1436 год, Шаффхаузен — 1472–1475 годы, Женева (где в 1428 году было учреждено гетто, так называемое cancellum judaicum («еврейское ограждение»)) — 1490 год, Санкт‑Галлен, Золотурн и Базель (после 1397 года там проживало всего несколько евреев) — начало XVI века. Когда впоследствии отдельным людям разрешали возвращаться в город на некоторое время, их жизнь в новых условиях регулировали дискриминационные законы, гораздо более враждебные, чем те, при которых жили их предки в Средние века. Только в конце XIX века швейцарское еврейство добилось для себя статуса, сравнимого с положением других еврейских общин Европы Нового времени.