Дом учения: Слово раввина

Поучение отцов о реформе ЕГЭ

Берл Лазар 2 января 2015
Поделиться

В последнее время в обществе развернулась дискуссия о необходимости реформы системы образования. Причина очевидна: в наш век высоких технологий специалист становится ключевой фигурой, без него не сдвинутся с места ни экономика, ни государство. Недостатки традиционной системы преподавания и оценки знаний заставили перейти на систему ЕГЭ. Но теперь споры идут уже по самым коренным вопросам: на чем надо делать главный упор в системе школьного и вузовского образования? Какой специалист нам нужен: тот, кто больше знает, или тот, кто лучше умеет думать?

Наши мудрецы задавали себе те же вопросы 2000 лет назад. Ответы сформулированы в «Пиркей Авот»: «Он (р. Йоханан бен Закай) так перечислял их заслуги. Р. Элиэзер бен Гиркан — это крепкий сосуд, из которого не прольется ни капли; р. Йеошуа бен Хананья — счастлива та, что родила его; р. Йоси А‑Коэн — хасид; р. Шимон бен Нетанэль — боится греха; а р. Эльазар бен Арах подобен источнику, вода в котором все прибывает». И далее: «Он говорил: если поместить всех мудрецов Израиля на одну чашу, а Элиэзера бен Гиркана на другую — тот перевесит их всех. Аба Шауль по тому же поводу сказал от его имени: если поместить на одну чашу весов всех мудрецов Израиля, включая Элиэзера бен Гиркана, а Эльазара бен Араха на другую — р. Эльазар перевесит».

В чем тут поучение? Какой урок нам несет перечисление отличительных качеств мудрецов? И почему приводятся две взаимоисключающие точки зрения со ссылкой на одного авторитета, Йоханана бен Закая?

О чем говорит характеристика, которую учитель дает Элиэзеру бен Гиркану: «крепкий сосуд, из которого не прольется ни капли»? На первый взгляд о том, что он ничего не забывает. Но хорошая память — не заслуга человека, а дар Б‑жий. Элиэзер бен Гиркан был сыном богатых родителей, отец с ранних лет готовил его для бизнеса, — а сын хотел учить Тору. В возрасте 22 лет он бежал в Иерусалим, в ешиву Йоханана бен Закая. Учитель понял, что молодой человек ничего не знает, но решил принять его, вознаграждая стремление юноши к знаниям. Через какое‑то время отец проведал, где скрывается Элиэзер, приехал в Иерусалим и потребовал сына к себе. «Пусть сперва расскажет, чему он здесь научился», — говорит Йоханан бен Закай. Он оставляет отца с сыном наедине, а сам слушает за дверью. Потом входит, целует ученика и молвит: «Счастливы праотцы наши, что у них такой потомок!» Тут и отец понял, что сын обрел истинный путь, и сказал: «Счастлив я, что у меня такой сын!»

Урок для тех, кто изучает «Пиркей Авот»: память — не просто дар Б‑жий, это прежде всего любовь к знаниям. Человек, искренне жаждущий учиться, будет беречь каждую каплю полученных знаний.

О р. Йеошуа сказано: «счастлива мать, что его родила». Р. Йеошуа рассказывал, что всеми своими достижениями обязан матери: она его младенцем носила в синагогу, чтобы слова Торы запечатлелись в детском мозгу. Урок понятен: главное качество этого мудреца — скромность и умение быть благодарным тем, кто развивал его таланты.

Р. Йоси — хасид: это значит учить Тору с любовью и радостью, всегда стараться делать максимум возможного.

Р. Шимон «боится греха». Многие люди не грешат только потому, что боятся наказания. Для них страшен не сам грех, а его последствия. Тот, кто «боится греха», это внутренне чистый человек, который всецело уповает на Б‑га, сама мысль о грехе вызывает у него отторжение.

Наконец, р. Эльазар характеризуется как человек, способный самостоятельно увеличивать свои знания, развивать их и творчески преломлять.

Итак, пять качеств, которые необходимы настоящему мудрецу, — а выражаясь сегодняшним языком, «настоящему специалисту», способному принять вызовы времени. Какое из этих качеств важнее всего развивать (на что ориентировать сегодняшнюю реформу образования)? Мишна предлагает два варианта. Первый: привить любовь к учебе и дать максимум знаний, ориентировать нашего выпускника на пример р. Элиэзера. Второй вариант: привить любовь к учебе и ориентировать на творческий подход, формировать человека по образцу р. Эльазара.

На самом деле нужно развивать оба качества, но главный упор делать на одном из них в зависимости от ситуации. Во времена Йоханана бен Закая Тора передавалась изустно: главное было запомнить максимум информации от учителя, иначе возникала опасность ошибки при передаче или утраты знаний. Тогда, конечно, примером был р. Элиэзер бен Гиркан. Ныне проблемы хранения информации не существует — поэтому при обучении важнее научить ребенка творчески анализировать, чтобы он стал «источником, вода в котором все прибывает».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Между евреями есть очень хорошие люди»

Гапон не раз говорил вслух, что евреев в русском революционном движении не в меру много и что это не идет на пользу делу... что «сейчас во главе всех наших партий стоят евреи, а ведь это самый гадкий народ не только у нас в России, а везде». Возможно, он полагал, что, если выделить евреям собственную «делянку», они будут не так страстно заниматься общими делами. Так что в его метаниях между тайным антисемитизмом и демонстративным публичным филосемитизмом была своя логика...

Послание о воскрешении мертвых

Рамбам последовательно излагает свое видение воскрешения мертвых и Мира грядущего. Попутно он говорит о Провидении, воздаянии и награде, о чудесах и о законах природы. И все же в центре обсуждения — методологическое обоснование его подхода к толкованию Писания и объяснение того, почему его методы вызывают недоумение и возражения у простых людей... 20 тевета отмечается день памяти великого еврейского мыслителя Рабби Моше Бен Маймона, известного также как Маймонид или Рамбам

Свобода и правда. Недельная глава «Ваэра»

Тора объясняет нам, что свобода и правда взаимосвязаны. Где есть свобода, там может существовать правда. А там, где нет свободы, не может быть и правды. Общество, где люди вынуждены юлить и лукавить только ради того, чтобы выжить и не спровоцировать тиранов на ужесточение гнета, ничем не похоже на то общество, которое велит нам строить Б‑г