«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.
Глава «Hoax» повествует о грустных событиях: о потопе, уничтожившем все существующее; о людях «поколения раздора», вздумавших построить Вавилонскую башню, чтобы «достать до Б‑га»; о наказании, посланном им за это Б‑гом. Но заканчивается глава радостным событием, рождением «первого еврея» — Авраама. О нем сказано в Мишне (Пиркей овойс): «От Ноаха до Авраама десять поколений… все поколения гневили [Б‑га] и уходили, пока не пришел праотец наш Авраам и получил награду за всех». Более чем странная фраза! Какую награду мог получить Авраам? Ведь все эти поколения «гневили [Б‑га], пока Он не привел на них воды потопа». О какой награде идет речь?
Между двумя этими поколениями, поколением потопа и поколением раздора, существовала значительная разница. Люди поколения раздора бунтовали против Всевышнего, но делали это на редкость дружно, царили между ними мир и благодать, «один язык и единые слова». Поколение же потопа, хоть и не бунтовало против Творца, грешило ненавистью между людьми.
Эта разница наложила свой отпечаток и на ниспосланное на эти поколения наказание. Поскольку грехом людей поколения потопа были отношения между собой, в рамках материального мира, то и наказание их касалось этого мира — они были сметены с лица земли. А поколение раздора, чьи грехи находились в области отношений человека с Б‑гом, было наказано не в этом мире, а в грядущем, у него нет удела в будущем.
Пусть редкое единодушие в поколении раздора служило греховным целям, но само по себе оно заслуживает уважения и награды. Очевидно, что грешное поколение эту награду получить не могло, ведь оно бунтовало против Всевышнего и потеряло удел в будущем мире. Невостребованная же награда осталась.
Именно эту награду и получит Авраам. Благодаря своему беспрецедентному милосердию и любви к созданиям Б‑жьим, он приблизил тысячи этих созданий к истине. Он даже молил Всевышнего о прощении жителей Содома. Отличившись таким отношением к людям, он заслужил награду не только за свое добро, но и за то самое единодушие людей поколения раздора.
Этого не произошло с Ноахом. Он не получил награды за предыдущие поколения по двум причинам. Во‑первых, не было среди людей этих поколений единства. Более того, они ненавидели друг друга. Во‑вторых, и самому Ноаху не было дела до людей своего поколения. Он занимался собой, своей праведностью и не думал молиться за своих ближних.
Очень важный урок, который мы можем извлечь из этой главы, касается нашего отношения к окружающим. Часто мы слышим объяснение бесчеловечных отношений некоторых людей друг к другу: «Этот человек не заслужил ничего иного». Формально это порой кажется справедливым, но если мы ждем от Всевышнего особого отношения к себе, не обязательно заслуженного (от которого мы можем только пострадать), нам стоит «показать пример».
(Опубликовано в № 79, ноябрь 1998)