Предлагаем вниманию читателей цикл автобиографических и исследовательских эссе филолога и специалиста по иудаике Константина Бондаря. Этот авторский цикл впоследствии будет включен в книгу «Между славистикой и иудаикой», которая сейчас готовится к выходу в свет.
Время создания Международного Соломонова университета пришлось на бурные годы социальных сдвигов и рождения новых экономических отношений на Украине. Тогда молодое государство активно искало новые формы общественного и хозяйственного уклада, в том числе в образовании. На этом поле в 1990‑х годах происходили стремительные изменения: институты и техникумы превращались в академии и колледжи, открывались новые факультеты и специальности, а некогда популярные профессии теряли свой престиж. С первых лет после провозглашения независимости Украины монополия государства на высшее образование была разрушена открытием коммерческих вузов. С одной стороны, плановая экономика не справлялась с финансированием высшего образования, с другой — появились возможности для привлечения частных спонсоров.
В это же время началось бурное возрождение еврейского образования. Международный Соломонов университет в Киеве был здесь одним из первых: его создание относится к 1992 году. Дело обстояло так. Еврейские предприниматели, искавшие эффективный способ инвестиций в образование, встретились с профессорами‑математиками, заинтересованными в новой формуле сочетания высокой академической планки и экономической свободы. В названии университета не было слова «еврейский», но оно подразумевалось: притяжательная форма «Соломонов», отсылавшая к имени библейского царя, актуализировала героическое прошлое еврейского народа, с его культом знания и мудрости. Вместе с тем новый университет дистанцировался от национально‑религиозной концепции образования и не ставил никаких ограничений в приеме абитуриентов; более того, подчеркивались равные права и возможности для всех студентов. Ориентация на выпускников еврейских школ, вообще талантливую еврейскую молодежь, важная для создателей университета, была все же не главной — целью учредителей была как можно более широкая популяризация знаний по еврейской истории и культуре, укрепление межнационального и межконфессионального согласия в стране. Университет с первых дней работы позиционировал себя как классический, с точными, естественными и гуманитарными факультетами.
Среди конкурентных преимуществ нового вуза, помимо невысокой платы за обучение, небольших академических групп и лучших университетских преподавателей, существовала и перспектива зарубежных контактов, что в те времена было совершенно внове. Эпитет «международный», который будто бы намекал на сеть отделений университета в разных странах, на самом деле предполагал приглашение с лекциями зарубежной профессуры и научные контакты с университетами, прежде всего израильскими.
На волне интереса к новому учебному заведению и в условиях укрепления еврейской общины Харькова, при счастливом стечении нескольких обстоятельств, о которых пойдет речь дальше, в Харькове был открыт Восточно‑украинский филиал университета. День подписания уставных документов, 8 апреля 1998 года, стал праздником, который затем всегда праздновался в коллективе. Основатели филиала сразу же сделали ставку на привлечение лучших университетских преподавателей и набор незаурядных студентов. Вскоре это привело к невероятной концентрации научной мысли и преподавательской культуры, к появлению высокой академической репутации не только в Харькове, но и в стране, и за рубежом. Что касается международного сотрудничества, речь шла, прежде всего, о Центре иудаики и еврейской цивилизации при МГУ, начавшем свою работу одновременно с Восточно‑украинским филиалом, и о многочисленных студенческих программах Еврейского университета в Иерусалиме.
Первые студенты приступили к занятиям в сентябре того же года. Учебные планы формировались совместно с офисом в Киеве, московскими и израильскими коллегами. Нетривиальный подход к строительству Восточно‑украинского филиала стал следствием уже упомянутых благоприятных обстоятельств.
Первое — сама личность основателя филиала и его первого директора. Им стал математик, научный сотрудник университетского мехмата, опытный организатор и педагог Борис Соломонович Элькин (1947–2011). Его имя было хорошо известно харьковской научной общественности. За плечами у него была четверть века преподавательской и административной работы на факультете и в лаборатории (Борис Соломонович еще в 1980‑х годах руководил большим коллективом, выполнявшим прикладные разработки по хозяйственным договорам). Этот еще советский опыт маркетинга и менеджмента стал незаменимой опорой в руководстве филиалом. Вторым немаловажным фактором успеха на старте стали многочисленные контакты Бориса Соломоновича, хорошо знавшего руководителей и участников образовательного процесса в городе. Не стоит забывать и о бизнес‑связях, позволивших быстро сформировать эффективный попечительский совет. К триаде ключевых факторов успеха относится и участие в становлении филиала старшего сына Бориса Элькина, Зеэва, работавшего в те годы в Еврейском университете в Иерусалиме и способствовавшего привлечению к новому начинанию израильских академических и политических кругов.
Борис Элькин
С первого курса студенты всех специальностей изучали историю и традиции еврейского народа, иврит (студенты‑историки — обязательно, все остальные — факультативно). В учебном плане исторического факультета были представлены курсы по еврейской литературе, библеистике, истории Израиля, еврейско‑украинским отношениям. Таким образом, на протяжении всех лет обучения студенты постоянно соприкасались с еврейской проблематикой. Символом вклада университета в еврейское краеведение стала карта‑путеводитель «Еврейские адреса Харькова», подготовленная преподавателями и студентами и выпущенная в свет в 2010 году .
Между тем Харьков отнюдь не случайно первым среди нестоличных городов стал центром возрождения еврейских и хазароведческих исследований. Именно здесь в 1902 году прошел XII Всероссийский археологический съезд, который привлек внимание научной общественности к Салтовскому городищу, давшему имя археологической культуре. Здесь в течение нескольких десятилетий предпринимались попытки изучения салтово‑маяцких памятников. Здесь на исторических факультетах и государственного, и педагогического университетов, в отделе археологии исторического музея сложились традиции полевой хазароведческой работы.
На территории Хазарии обитали племена ираноязычных алан и тюркоязычных праболгар, являвшихся носителями салтовской культуры. Салтовская культура населения Хазарского каганата — одна из наиболее ярких культур раннего Средневековья, привлекавшая своей самобытностью внимание советских и зарубежных исследователей. В середине 1980‑х годов вышла монография харьковского археолога В. К. Михеева «Подонье в составе Хазарского каганата» , и тогда же была защищена его докторская диссертация. Работы профессора Михеева, отчеты и публикации его учеников и аспирантов вместе с трудами его коллег по другим кафедрам составили основу харьковской школы хазароведения. Естественно, что в 1990‑х, когда все отрасли науки и хазароведение в частности испытывали колоссальные трудности, Восточно‑украинский филиал Международного Соломонова университета взял на себя задачу основного спонсора и локомотива исследований хазарской проблематики. Вместе с тем первые годы существования университета в Харькове тоже были необычайно трудны, как труден всякий путь к новой цели. Тем более важно еще раз вспомнить тех людей, что стояли у истоков этого движения: их заслуги подготовили расцвет современной иудаики.
Владимир Кузьмич Михеев был человеком той эпохи, в которой непреходящие ценности преобладали над текущими интересами; его присутствие ощущалось как мера вещей в науке, а свободная, насыщенная широтой восприятия манера чтения лекций навсегда запомнилась его слушателям.
Борис Соломонович Элькин, умевший мыслить масштабно и стратегически, видевший картину во всей полноте, умело вел корабль по сложному и извилистому курсу. Эффективное сотрудничество этих двух людей привело к тому, что в течение нескольких лет харьковская школа иудаики и хазароведения уверенно держала высокую планку качества и достойно представляла свои результаты на международных форумах. При этом внешние обстоятельства никогда не были благоприятными, а недоброжелателей было с избытком. Поэтому можно сказать, что все в истории Соломонова университета в Харькове проходило «против течения».
Команда Элькина состояла из единомышленников: Инна Семеняк, экономист, профессор Харьковского университета; Александр Кощий, первый декан филиала, математик, стоявший у истоков компьютерного факультета; Валерий Пикалов, историк, организатор работы на историческом факультете; Игорь Зусмановский, ставший куратором и опекуном первого, да и всех последующих студенческих наборов. Кстати, среди многих организаторских талантов Бориса Элькина едва ли не важнейшим было умение подбирать и расставлять сотрудников. Помимо проверенных годами совместной работы, опытных специалистов директор филиала привлекал и молодых, недавних выпускников, аспирантов, которые должны были включиться в работу и со временем играть все более заметную роль.
Лицо исторического факультета, его авторитет у научной общественности создавал профессор В. К. Михеев, перешедший на постоянную работу в Соломонов университет и в 2002 году возглавивший кафедру истории . Важнейшей заслугой Владимира Кузьмича и визитной карточкой его стиля было желание и возможность развивать хазароведческие исследования и высокие стандарты харьковской исторической школы. С 1999 года регулярно проводились археологическая практика и экспедиция на Салтовском археологическом памятнике. Ее оформление и признание произошло в 2000 году после создания Международного центра хазароведения и проведения первой харьковской летней школы по иудаике. Все последующие годы профессор Михеев и его ученики плодотворно работали на Нетайловском могильнике салтовской археологической культуры.
Итак, университет возник и развивался как современное учебное заведение с ориентацией на классические традиции и современный стиль преподавания и взаимоотношений преподавателя и студента. И хотя в уставе и программных документах не декларировался еврейский характер вуза, внимание к дисциплинам иудаики, специализация студентов в соответствующих областях, тесные контакты с университетами Израиля делали Соломонов университет единственным вузом Украины, представлявшим в те годы модель академического еврейского образования. В наши дни в Киеве работает магистерская программа по иудаике Киево‑Могилянской академии, а во Львове гебраистика развивается в Украинском католическом университете. Следует упомянуть и о важном опыте Острожской академии, начавшей проводить летние школы по гебраистике в 2016 году. Но в конце 1990‑х годов опыт соломоновцев был уникальным.
Одним из самых серьезных начинаний стала летняя школа по еврейским исследованиям, которая проводилась в 2000–2006 годах. В 2001–2007 годах школы проходили также зимой или ранней весной, в дни школьных каникул.
Впервые на постсоветском пространстве школа по иудаике состоялась в подмосковном поселке Менделеево летом 1998 года. А два года спустя, летом 2000 года, именно харьковский филиал смог организовать и провести первую школу по иудаике на Украине. Партнерами этого смелого проекта явились Еврейский университет в Иерусалиме, Центр научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» (Москва), Еврейское агентство «Сохнут», Американский еврейский объединенный распределительный комитет «Джойнт». Преподавать на школе согласились ведущие специалисты в различных областях иудаики: М. Вайскопф, З. Копельман, Л. Мацих, В. Мочалова, З. Ханин, В. Чернин, З. Элькин. Без преувеличения, к первой харьковской школе было приковано внимание научной общественности разных стран мира. Так родилась важная традиция харьковских школ. В соответствии с основными темами работы филиала школа была посвящена истории и культуре евреев Восточной Европы. Ее главной особенностью был михеевский археологический практикум. В экспедициях Михеева получали полевой опыт и проходили посвящение в археологи как студенты, так и участники летних школ. Добавим, что харьковская школа была международной: она собирала студентов из России, Беларуси, стран Балтии и Центральной Азии, и их число в иные годы достигало 60–70 человек. Среди многообразия возникших позже и существующих до сих пор школ по иудаике отчетливо выделялся неповторимый облик харьковской школы с ее украинским радушием, щедрым приемом, доброжелательной творческой атмосферой.
С 2002 года филиал выпускал специализированное научное издание — «Хазарский альманах» , в котором публиковались материалы и статьи по истории, археологии, источниковедению, историографии стран Восточной Европы, Крыма, Кавказа, Закавказья и других областей, где отмечено хазарское наследие. Издание получило известность среди специалистов и полюбилось им: сегодня, когда нет в живых основателя и первого главного редактора альманаха В. К. Михеева, а также его преемника на этом посту и ученика профессора А. А. Тортики, издание продолжает выходить, и его очередного тома ждут читатели в разных странах. Поддержали преемственность издания профессор В. Я. Петрухин (Москва) и нынешний главный редактор, профессор О. Б. Бубенок (Киев). В 2020 году вышел в свет 17‑й том.
С первого года существования Восточно‑украинского филиала установилась практика проведения студенческой научной конференции для студентов всех курсов и факультетов, по историческому, экономическому, компьютерному направлениям. По итогам конференции ежегодно выпускался сборник тезисов докладов под названием «История. Компьютерные науки. Экономика». Всего таких сборников вышло пятнадцать . Интересным образовательным начинанием была и научная конференция старшеклассников. Ее история началась в 2000 году, когда в харьковской гимназии‑интернате для слепых детей им. В. Г. Короленко при участии Международного Соломонова университета впервые прошла конференция «Актуальные проблемы истории и культуры народов Украины». Начиная с 2006 года формат конференции изменился: она стала проходить в стенах университета, а в 2007 году конференция изменила название — она стала называться «Мир вокруг нас»; существенно расширился диапазон докладов, включавший не только историю, но и экономику, компьютерные науки, иностранные языки. Проведение этой конференции в таком формате стало еще одним из постоянных проектов, заслуженно создавших университету репутацию серьезного учебного заведения с заботой о распространении научных знаний среди студентов и школьников, о привлечении талантливой молодежи.
Международный Соломонов университет, увы, не смог преодолеть системных трудностей украинской экономики и общественной жизни: в условиях перманентного экономического и политического кризиса поддерживать необходимый стандарт научной и учебной работы становилось все труднее, и в 2014 году состоялся последний выпуск специалистов. Киевское отделение сохранилось только как пункт консультационных услуг, а харьковский филиал полностью прекратил свою работу.
Обобщая более чем 15‑летний опыт работы филиала в Харькове, можно признать, что университет выпускал в жизнь людей, усвоивших знания о еврейской истории и культуре, не оставлявшие места домыслам и спекуляциям. Его выпускники получали положительный опыт общения со сверстниками разных национальностей и вероисповеданий. Преподаватели по мере сил старались показать им, что жизненный успех, как и неудачи, зависит только от них самих. Можно ожидать, что именно из таких людей уже формируется гражданское большинство, способное противостоять разрушительным тенденциям ксенофобии, тем более что отмечены положительные примеры из прошлого. Так что история университета, или «Соломоновки», как ласково называли его сотрудники и друзья, вполне может заинтересовать не только историков, но и практиков университетской иудаики.
Борис Элькин любил повторять: «“Титаник” строили профессионалы, а Ноев ковчег — любители. Дерзайте!» — и сам в полной мере отвечал своей максиме. Он любил в людях смелость и готовность рисковать и строил свое детище как дерзновенный порыв в неизведанное. Быть участником этого порыва, помнить о нем, когда уже никого из основателей филиала нет на свете, — редкий подарок и незабываемый опыт.