Читая Тору

Почему Б‑г создал нас? Недельная глава «Берешит»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 21 октября 2024
Поделиться

В самом сердце еврейской веры лежит глубокий вопрос, но его почти никогда никто не задает.

В начале Торы мы видим, как Б‑г день за днем создает вселенную, творя порядок из хаоса, жизнь из неодушевленной материи, флору и фауну во всем их дивном многообразии. На каждой стадии Б‑г смотрит на Свои творения и объявляет, что они хороши.

Но что же пошло не так? Как зло проникло в мир, спровоцировав драму, которая запечатлена в Торе (и, в некотором роде, во всей истории человечества)?

Если коротко, всему причиной человек, хомо сапиенс, то есть мы. Мы — единственная из известных нам на данный момент форм жизни, обладающая свободой воли, свободой выбора и моральной ответственностью. Кошки не дискутируют о том, этично ли убивать мышей. Летучие мыши‑вампиры не становятся вегетарианцами. Коровы не переживают из‑за глобального потепления.

Именно эти высшие способности говорить, мыслить и выбирать один из альтернативных способов действий — одновременно предмет нашей гордости, наше тяжкое бремя и наш позор.

Когда мы творим добро, то почти дорастаем до ангелов. А когда творим зло, скатываемся ниже диких зверей.

Почему же Б‑г рискнул создать единственную форму жизни, способную разрушить миропорядок — тот самый миропорядок, который Он Сам установил и объявил хорошим? Почему Б‑г создал нас?

Этот вопрос ставит Гемара в «Сангедрине»:

«Когда Святой, благословен Он, хотел сотворить человека, Он сотворил группу ангелов служения и спросил у них: “Вы согласитесь, что Нам следует создать человека по образу Нашему?”

Они спросили: “Владыка мира, а каковы будут его дела?”

Б‑г показал им историю человечества.

Ангелы ответили: “Что есть человек, чтобы Ты помнил о нем? Теилим, 8:5. Цит. по переводу Меира Левинова: Книга Псалмов [Теилим]. М.: Книжники; Лехаим; F.R.E.E., 2016. С. 20. — Примеч. перев.
[Не будем создавать человека.]”

Б‑г уничтожил ангелов.

Он сотворил вторую группу ангелов и задал им тот же вопрос, и они дали тот же ответ.

Б‑г уничтожил их.

Он сотворил третью группу ангелов, и они ответили: “ Владыка мира, первая и вторая группа ангелов отговаривали Тебя от создания человека, но их усилия пропали втуне. Ты не прислушался к ним. Раз так, мы ничего не можем сказать, кроме: ‘Этот мир — Твой. Делай с ним, что Тебе вздумается’”.

И Б‑г создал человека.

Но когда дошло до поколения Gотопа, а затем до поколения строителей Вавилонской башни, ангелы сказали Б‑гу: “Не правда ли, первые ангелы были правы? Посмотри на всю растленность человечества”.

А Б‑г ответил (Йешаяу, 46:4): “Даже до старости Я не изменюсь и даже до седых волос все равно буду проявлять терпение”» Так в английском переводе. Ср. с русским переводом: «Когда Святой, благословен Он, хотел сотворить человека, Он сотворил группу ангелов служения и сказал им: хотите, “создадим человека по образу Нашему” (Берешит, 1:26)? Спросили они Его: Владыка мира, а каковы будут его дела? Ответил им: таковы‑то и таковы‑то будут его дела. Сказали Ему [ангелы]: “Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты вспоминаешь о нем?” (Теилим, 8:5).

Протянул Он мизинец к ним и сжег их. Так же было со второй группой. Третья группа сказала: Владыка мира! Те, прежние, что говорили пред Тобой, — какую пользу это принесло? Весь мир — Твой, что Ты захочешь совершить в мире, то и делай.

Когда дошло до поколения Потопа и поколения разделения [языков], чьи поступки были извращены, сказали они Ему: Владыка мира, разве не правильно говорили Тебе те, прежние?

Сказал Он им: “И до старости Я — Он, и до седин терпеть буду Я; [Я создал, Я и носить буду, Я и терпеть буду, и спасу]” (Йешаяу, 46:4)». Цит. по: Рабби Яаков Ибн‑Хабиб. Эйн Яаков (Источник Яакова). М.: Книжники; Лехаим, 2016. Т. 6. С. 141–142. — Примеч. перев.

(Вавилонский Талмуд, Сангедрин, 38б).

Чисто формально Гемара анализирует сложный момент, касающийся стилистики текста. Обо всех других актах Творения, описанных в Берешит, 1, Тора рассказывает нам так: «Сказал Б‑г: “Пусть будет…” И появился…» И только в рассказе о сотворении рода человеческого есть предисловие, увертюра.

«Затем сказал Б‑г: “Создадим человека по Нашему образу и Нашему подобию”»…

«Мы создадим». Кто эти «мы»? И почему появилась преамбула?

На оба вопроса мудрецы Талмуда ответили в своей, казалось бы, детски бесхитростной (а на деле вдумчивой и глубокой) манере: мол, насчет своего «начинания, вознесшегося мощно» (как выразился бы Гамлет) Б‑г посоветовался с ангелами. Это и были «мы».

Но это подталкивает к еще более глубокому вопросу. Ведь, создав людей, Б‑г привел в мир такую форму жизни, которая одна лишь (за исключением Его Самого) способна пользоваться свободой и делать выбор. Вот в чем смысл фразы: «Создадим человека по Нашему образу и Нашему подобию». Ведь всякому ясно, что Б‑г не имеет образа — Он же незрим. Создавать зримые образы Б‑га — архетипическое идолопоклонство.

Витраж в Kew Hebrew Congregation. Луис Кахан. Мельбурн. 1982

Это указывает не только на тот очевидный факт, что Б‑г невидим. Его вообще невозможно увидеть. Его невозможно отождествить с каким‑либо элементом природы: ни с солнцем, ни с луной, ни с громом, ни с молнией, ни с океаном, ни с любым другим объектом или силой, которым поклонялись люди. В этом поверхностном смысле Б‑г не имеет образа.

Эта мысль — главный вклад иудаизма в философию, написал Зигмунд Фрейд в своей последней книге «Моисей и монотеизм». Поклоняясь незримому Б‑гу, евреи изменили иерархию ценностей цивилизации — стали делать упор на духовном вместо физического.

Но идея, что Б‑г не имеет образа, гораздо глубже. Из нее вытекает, что мы не можем составить себе понятие о Б‑ге, понять Его, предсказать Его волю.

Б‑г не абстрактная сущность, а живое присутствие. Вот в чем суть определения, которое Б‑г дает Сам Себе, беседуя с Моше у горящего куста: «Я буду Тем, Кем Я буду» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Я‑Тот‑Кто‑Я‑Есмь». — Примеч. перев. . То есть «Я буду Тем, Кем выберу быть». Я — Б‑г свободы, даровавший человечеству свободу, Я очень скоро выведу сынов Израиля из рабства на свободу.

Б‑г создал человечество по Своему образу, а значит, Он наделил людей свободой выбора, чтобы никто никогда не мог в полной мере предсказать их действия. И люди тоже (в пределах своего ограниченного срока жизни и своей бренности) будут теми, кем выберут быть. Когда Б‑г даровал людям свободу поступать хорошо, Он также дал им свободу поступать дурно. Эту дилемму не может обойти даже Сам Б‑г.

Что ж, так все и случилось. Адам и Хава согрешили. Первый сын человеческий, Каин, убил второго сына, своего брата Авеля, и спустя недолгое время мир наполнился разбоем.

В одном из самых мучительных отрывков во всем Танахе, в конце нашей недельной главы, мы читаем: «Г‑сподь увидел, что из‑за человека на земле умножается зло и что лишь ко злу постоянно направлены все помыслы его сердца. Раскаялся Г‑сподь в том, что создал человека на земле, и стало Ему скорбно» (Берешит, 6:5–6).

Вот почему ангелы задали свой вопрос — важнейший вопрос, лежащий в сердце веры. Почему Б‑г, зная обо всех рисках и опасностях, создал биологический вид, который мог взбунтоваться против Него? И он впрямь взбунтовался — вид, способный опустошать природную среду, хищнически охотиться на другие биологические виды, угнетать и убивать своих собратьев‑людей?

Талмуд в воображаемом разговоре Б‑га с ангелами намекает на внутренние борения Самого Б‑га. Ответ Б‑га ангелам необычаен: «Даже до старости Я не изменюсь и даже до седых волос все равно буду проявлять терпение».

То есть «Я, Г‑сподь, готов ждать. Если должны смениться десять поколений, чтобы появился Ноах, и еще десять, чтобы появился Авраам, Я буду проявлять терпение. Сколько бы разочарований ни принесли Мне люди, Я не изменюсь. Сколько бы зла они ни творили в мире, Я не впаду в отчаяние. Однажды Я впал в отчаяние и наслал потоп. Но, когда Я увидел, что люди есть люди, что они несовершенны, Я больше никогда не буду насылать потоп».

Б‑г создал человечество, потому что Б‑г верит в человечество. Б‑г верит в нас гораздо сильнее, чем мы верим в Б‑га. Пусть мы много раз оступаемся, но всякий раз, когда оступаемся, Б‑г говорит: «Даже до старости Я не изменюсь и даже до седых волос все равно буду проявлять терпение».

Он говорит: Я никогда не опущу руки, разочаровавшись в человечестве. Я никогда не разуверюсь в нем. Я буду ждать сколько угодно, пока люди не усвоят, что нельзя угнетать и порабощать других людей, нельзя применять против них насилие.

Как неявно намекает Талмуд, это единственный логичный ответ, объясняющий, почему добрый, мудрый, всевидящий и всемогущий Б‑г создал таких существ, как мы, — агрессивных, склонных ошибаться. Б‑гу свойственно терпение. Б‑гу свойственно всепрощение. Б‑гу свойственно сострадание. Б‑гу свойственна любовь.

Теологи и философы веками смотрели на религию под неверным углом — словно пытались читать книгу вверх тормашками. Самое феноменальное явление в сердце религии, ее тайна и чудо — не наша вера в Б‑га, а вера Б‑га в нас.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Б‑г Творения и Земля Израиля. Недельная глава «Берешит»

Если кто‑то поставит под сомнение право еврейского народа на Страну Израиля, еврейский народ может ответить: «Б‑г создал вселенную. Он разделил землю на множество стран, языков и ландшафтов. Но одну маленькую страну Он отдал еврейскому народу. Вот наше свидетельство о праве собственности на Страну».

Недельная глава «Берешит». Зарождение справедливости

В конце нашей недельной главы мы оказываемся в мире накануне Потопа, до такой степени изобилующем разбоем, что Б‑г пожалел о сотворении человечества. Такова главная драма Танаха и иудаизма в целом. Воспользуемся ли мы нашей свободой, чтобы соблюдать порядок, либо злоупотребим ею, чтобы сеять хаос? Окажемся ли мы достойны образа Б‑га, живущего в человеческом уме и сердце, либо опозорим этот образ?

Недельная глава «Берешит». Искусство слушать

Иудаизм — религия слуха, а не зрения. Не подумайте, что в иудаизме нет визуальных элементов. Они есть, но первостепенной роли не играют. Слушать — священная задача. Самое известное повеление в иудаизме — «Шма Исраэль», «Слушай, Израиль». Авраам, Моше и пророки тем и отличались от своих современников, что слышали голос, не слышный другим. Еврейская духовная жизнь — это искусство слушать.