Был прекрасный летний день. Фараон стоял на берегу Нила и с удовольствием оглядывал свои владения. У него было хорошее настроение. «Я властелин самой могущественной империи на земле, равный богам, — думал фараон, — и никто и никогда этого не изменит».
Внезапно по лицу фараона пробежала тень. «Осталась лишь одна проблема — евреи. Кто мог знать, — рассуждал фараон, — что ничтожное племя, состоящее из семидесяти человек, вместо того чтобы раствориться в многомиллионной массе египтян, не только не растворится, но превратится в большой народ. Отец начал решать эту проблему, но не закончил». Неожиданно на лице фараона появилась улыбка: «Я решу ее окончательно! И помогут мне в этом сами евреи. Эти два брата, которые пришли ко мне и потребовали отпустить евреев в пустыню, ссылаясь на неизвестного мне бога… Смешно. А их трюки со змеей… Я воспользовался этим, сделал жизнь евреев невыносимой — и наказания не последовало. А сейчас произойдет самое страшное: евреи потеряют надежду на спасение, их дух будет сломлен, они навсегда исчезнут как народ».
Фараон радостно улыбнулся. Сзади послышались шаги. «Слуги, — подумал фараон с неудовольствием, — не дают насладиться прекрасным видом». Он медленно обернулся… К нему приближались Моше и Аарон.
Казни
Десять казней являются центральной и важнейшей частью исхода еврейского народа из Египта. В течение тысячелетий на эту тему было написано огромное количество комментариев. В них ставились следующие вопросы:
1. Почему десять казней?
2. Почему именно такие казни, а не другие?
3. Почему такая последовательность казней?
4. Как классифицировать казни?
Материал на эту тему очень обширен и не может быть рассмотрен в одной статье. Автор ставит себе задачу ответить на вопрос: какой урок для себя мы, читающие Тору в XXI веке, можем извлечь из информации о десяти казнях?
Для начала рассмотрим имеющиеся в иудаизме системы классификации казней.
1. Мидраш Танхума сравнивает казни с войной: «Г‑сподь обрушился на них подобно тому, как ведется война земными царями. В последовательности казней отразилась тактика ведения военных действий царств земных. Когда они осаждают вражеский город, то вначале отравляют источники воды и т. д.». Казнь тьмой Мидраш сравнивает с помещением земным царем своих пленников в темницу.
2. Авраам Ибн‑Эзра классифицирует казни по месту их применения. Он пишет: «Ты видишь, что первые три казни произвел Аарон, и все три касались нижних областей: две — воды, а третья — земли. А те казни, которые наводил своим посохом Моше, касались верхних областей, так как ступень святости Моше выше, чем у Аарона. Такова казнь градом, саранчой, которую принес ветер, тьмой в воздухе».
3. Маараль (Йеуда Лёв бен Бецалель из Праги) в своей книге «Гвурот а‑Шем» приводит целый ряд систем классификации казней. Так, он упоминает мнение рабби Йеуды, который классифицировал казни, отделяя первые три (кровь, лягушки и вши), вторые три (дикие звери, падеж скота и нарывы) и последние четыре (град, саранча, тьма, умерщвление первенцев).
Маараль также приводит классификацию, аналогичную системе Ибн‑Эзры, указывая на то, что первые три казни произошли в нижнем пространстве, вторые три — в среднем, следующие три — в верхнем пространстве.
Сам Маараль делил казни на группы по принципу 3‑3‑3‑1 (по порядку совершения), исходя из того, что в каждой группе первые две казни были с предупреждением, а третья — без предупреждения. Также Маараль указывал, что в каждой группе первая казнь возвещалась возле реки, а вторая — во дворце фараона.
Маараль полагал, что десять казней соответствуют десяти речениям Всевышнего, с помощью которых был создан мир.
4. Великий каббалист XVI столетия Ицхак Лурия считал, что каждая казнь исходила из сфиры (области святости) и поражала соответствующую сфиру области клипот (области зла).
Напомним читателю, что сфирот являются информационными сущностями, аллегорически представляемыми каббалистами в виде сосудов со светом и выражающими свойство отношения Всевышнего к творению (Кетер — желание, воля, Хохма — мудрость, Бина — понимание и т. д.)
5. В хасидизме также принята классификация казней по принципу 3‑3‑3‑1. При этом первой группе соответствует речение Всевышнего: «Поэтому узнают, что Я — Г‑сподь!», второй группе — речение Г‑спода: «Чтобы ты знал, что Я — Г‑сподь на земле», а третьей — речение: «Дабы ты узнал, что нет подобного Мне во всем мире».
6. Существуют также другие классификации. Например, рабби Шем ми‑Шмуэль классифицирует казни по принципу «семь и три». Он объясняет, что первые семь казней соответствовали сердцу и семи нижним сфирот (мидот), связанным с эмоциями (Хесед — любовь, добро, распространение, Гвура — строгость, суд, сжатие и т. д.). Последние три казни, по мнению Шем ми‑Шмуэля, поражали интеллект (сфирот Кетер, Хохма и Бина). Следует отметить, что классификация Шем ми‑Шмуэля в некотором смысле аналогична классификации Ицхака Лурии. Шем ми‑Шмуэль отмечал, что казнь тьмой пришла с очень высокого уровня, и считал, что тьма была результатом ослепляющего, суперинтенсивного света.
По правилам войны
Соглашаясь со всеми приведенными выше классификациями казней, автор предлагает на суд читателя свою версию.
В информации о казнях для нас заключен урок Всевышнего: правило ведения затяжной войны. Наиболее близко к этой трактовке вопроса подошел Мидраш Танхума.
Дадим следующие пояснения.
1. Перед началом казней Моше и Аарон пришли к фараону и от имени Всевышнего потребовали отпустить евреев. При этом никаких угроз высказано не было. Из этого мы делаем следующий вывод: перед началом любой войны мы обязаны сделать потенциальному противнику мирное предложение, позволяющее без потери лица разрешить конфликт.
2. Урок второй. В процессе затяжной войны противнику должен быть нанесен экономический ущерб: это казнь с использованием крови, падеж скота, град и саранча.
3. Противнику должен быть нанесен физический урон: казни с использованием лягушек, вшей, нашествие диких зверей и нарывы.
4. При условии выполнения пунктов 1 и 2 война может быть закончена при полной деморализации противника (казнь тьмой) и ослаблении его воли к сопротивлению (убийство первенцев).
Сказанное нуждается в пояснении.
Казнь тьмой
«И Г‑сподь сказал Моше: протяни руки к небу, и будет тьма на земле Египта, и будет <…> тьма. И простер Моше руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египта тройку дней. Не видели друг друга, и не вставал никто со своего места три дня. У всех же сынов Израиля был свет в их жилищах» (Шмот, 10:21–23). На месте купюры находится слово, которое на иврите звучит как «ваэмеш». Перевод этого слова неоднозначен, и этот вопрос мы рассмотрим отдельно.
Для чего нужна была казнь тьмой? Согласно Мидрашу, казнь тьмой была необходима для того, чтобы египтяне не видели, как умерли все евреи, которые не захотели уходить из Египта, а также для того, чтобы евреи узнали, где египтяне прячут золото и серебро.
С мнением Мидраша не соглашается Авраам Ибн‑Эзра: «Когда египтяне погибали от казней, евреи не погибали. Тем более это верно для тех казней, от которых ни один египтянин не погиб. Как же могло быть, что почти все евреи умерли во время казни тьмой? Если бы это было так, то не было бы света у сынов Израиля, а был бы лишь мор и смертная тьма. И если из Израиля осталась бы малая часть, то не избавление было бы у них, а великая беда».
Непонятно, зачем евреям было высматривать, где лежит золото и серебро у египтян, если в Торе написано: Всевышний внушил египтянам приязнь к евреям, и они сами отдавали золото и серебро.
Также следует отметить, что по окончании казни тьмой египтяне не могли не увидеть, что 80% еврейского народа умерло.
По нашему мнению, принципиальным отличием казни тьмой от предыдущих является ее «внутренний» характер. Предыдущие восемь казней носили внешний характер: от них можно было как‑то, хотя бы частично защититься. От казни тьмой защититься было невозможно. Можно представить себе, что ощущает зрячий человек, который неожиданно теряет зрение и не знает, временно это или навсегда. Несомненно, такой человек впадает в состояние депрессии, он полностью деморализован. Удар в данном случае наносится по сфире Хохма, которая является высшей интеллектуальной сфирой (подробное объяснение см. ниже).
Каким образом была осуществлена казнь тьмой? Согласно Мидрашу, имели место два чуда: сама тьма и супернатуральный свет, который светил евреям. Аналогичного мнения придерживается Маараль, который считает, что казнь тьмой затронула действие светил — Солнца, Луны и звезд.
А согласно мнению Раши, имело место одно чудо — сама тьма, а евреям светил натуральный свет.
Здесь, по нашему мнению, возникает некий парадокс: совмещение тьмы и света в одной точке пространства является фундаментальным нарушением законов нашего мира, установленных самим Всевышним. Безусловно, Всевышний может все. Согласно мнению иудейских философов (Саадья Гаон, Маймонид), Г‑сподь не совершает абсурдных действий (например, не превращает треугольник в квадрат) — Он всегда достигает Своих целей с минимальным нарушением законов нашего мира, установленных Им самим.
Вернемся к цитате из Торы: «Не видели друг друга, и не вставал никто со своего места три дня». Существуют три причины, по которым человек не может встать:
1. Человека что‑то физически удерживает — в этом случае тьма должна быть плотной, как камень.
2. У человека парализован спинной мозг, и он ослеплен.
3. У человека парализован интеллект, и мозг не способен дать ни одной команды.
Авраам Ибн‑Эзра попытался объяснить эту ситуацию, предположив, что «не вставали» означает «не выходили из дому». Но в Торе четко сказано: именно «не вставали».
Рассмотрим указанные выше причины подробно.
Первая причина. Наличие каменной тьмы и одновременно света является абсурдом и серьезным нарушением законов нашего мира, в котором не было необходимости.
Причина номер два более вероятна, но в этом случае у парализованных продолжала бы функционировать верхняя часть тела и они все равно могли бы двигаться.
По нашему мнению, наиболее вероятной причиной охватившей египтян неподвижности является третья, где речь идет о параличе интеллектуальных сфирот и, как следствие, утрате мозгом своих функций (то есть фактически человек оказывается в состоянии, аналогичном коматозному). Приведенные рассуждения нуждаются в пояснениях, и для этого мы обратимся к каббале.
Каббалистическое объяснение
Напомним читателю: в начале предыдущей главы в цитате из Торы был пропущен русский перевод слова «ваэмеш». Это слово состоит из ивритских букв «йуд», «мем» и «шин». По поводу перевода этого понятия существуют разные мнения.
Раши считает, что в слове была пропущена буква «алеф» и оно должно было звучать как «эмеш» (алеф‑мем‑шин), что на иврите обозначает «вчера вечером/ночью», следовательно, перевод приводимой цитаты из Торы: «И была темнее (“эмеш”) тьма».
По мнению Мидраша и Авраама Ибн‑Эзры, слово «ваэмеш» происходит от слова «емашеш» (осязать). Отсюда следует перевод: «И была осязаема тьма».
Автор перевода Торы на арамейский Онкелос считал, что «ваэмеш» сходно со словом «ваямиш» (неподвижный), то есть «тьма не двигалась».
Для того чтобы во всем этом разобраться, мы предлагаем читателю заглянуть в мир каббалы.
Согласно одной из базовых книг каббалы, «Сефер Йецира», творение было осуществлено тридцатью двумя путями Мудрости, в частности 22 буквами ивритского алфавита и десятью сфирот, соответствующими цифрам от 1 до 10. И буквы, и цифры являются информационным кодом. Таким образом была сотворена информация (этот вопрос подробно разобран нами в книге «От бесконечности до человека» ).
Поскольку в присутствии Всевышнего (в терминах каббалы, Эйн‑соф) никакого творения с собственным «я» существовать не может, была сотворена последовательность миров с постепенным сокрытием информации о Всевышнем, которая достигает максимума в нашем мире.
Вначале Всевышний произвел процесс цимцум (формально‑аллегорически — создание пустого пространства, а фактически — сокрытие информации о Себе). В него был излучен конечный луч света (кав де ор), который нес в себе информацию обо всем творении. Дальше последовало творение цепочки миров.
Первым стал мир Адам Кадмон, неструктурированный информационный мир. Вторым стал мир Акудим — здесь уже появляются сфирот, но все они находятся в одном сосуде. Происходит частичная структуризация. И в третьем мире — Тогу — структуризация усиливается, десять сфирот вытянуты в одну линию.
Остановимся на этом подробнее. Система десяти сфирот, вытянутых в одну линию, представляет собой систему с единственно возможным состоянием. Такие системы являются крайне нестабильными и неустойчивыми. Энтропия (степень беспорядка) такой системы стремится к нулю. В результате нестабильности мира Тогу произошло важнейшее событие, которое именуется в каббале «разбиением сосудов» (шевират келим). Сосуды со светом (сфирот) распались на множество осколков, каждый из которых заключал в себе искру света (информации). Поскольку оболочка сосуда является информацией о его собственном «я», то эти осколки послужили зародышами для всех творений с осознанием собственного «я», в том числе и для стороны зла, поскольку осознание своего «я» без Всевышнего является злом.
Затем были созданы миры исправления (тикун) — мир Ацилут («Эманации»), мир Брия («Творение»), мир Йецира («Формирование») и наш мир Асия («Действие»). Эти миры отличались тем, что в них сфирот располагались уже в виде трех линий, причем в каждой сфире находилось десять других сфирот. Таким образом, количество состояний в этих системах стремится к бесконечности, и они являются абсолютно устойчивыми — при условии постоянного потока света (информации), который каждое мгновение поддерживается Всевышним (см. об этом также в книге «От бесконечности до человека»).
Отношение Всевышнего к творению характеризуется Его именами. В частности, Авайя (йуд‑гей‑вав‑гей) относится ко всей системе сфирот мира Ацилут. При этом буква «йуд» означает сфиру Хохма, первая буква «гей» — сфиру Бина, буква «вав» — шесть нижних сфирот (мидот), вторая буква «гей» — сфиру Малхут. Имя Авайя традиционно считается выражением милосердия Всевышнего. Имя Эло‑им (Б‑г) относится к сфирот Бина и Гвура и олицетворяет собой строгость и суд, природу.
Возвратимся к казни тьмой.
Буквы «алеф», «мем» и «шин», согласно книге «Сефер Йецира», называются «матерями» (имот) и являются главными буквами творения. Буква «алеф» соответствует средней линии сфирот, буква «мем» (символизирующая воду, «маим») соответствует правой линии, начинающейся со сфиры Хохма. Буква «шин» (символизирующая огонь, «эш») соответствует левой линии сфирот, начинающейся от сфиры Бина. Таким образом, буквы «алеф», мем», «шин» (эмеш) являются корнями букв имени Авайя (см. книгу «Сефер Йецира» с комментариями Арье Каплана). Отсюда можно сделать вывод, что буквы «алеф», мем», «шин» представляют собой Имя Всевышнего в мире, предшествующем мирам исправления, в мире Тогу. Значение слова «эмеш» на иврите — «вчера вечером/ночью» — подтверждает это. Под «вчера» имеется в виду предшествовавший мир (мир Тогу предшествовал мирам Исправления), «ночью» означает тьму: ведь в мире Тогу в результате разбиения сосудов наступила тьма.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что казнь тьмой была воздействием Всевышнего на души фараона и египтян под именем «эмеш» — посредством тьмы из мира Тогу.
В Мидраше приводится мнение рабби Йеуды, который на вопрос, откуда пришла тьма, ответил: «Она пришла сверху». В своей книге «Гвурот а‑Шем» Маараль дает следующее объяснение. Он указывает, что под словом «тьма» Мидраш понимает несуществование, а под словом «свет» — существование. И поскольку несуществование предшествует существованию, то тьма предшествует свету. Это и называется «тьма сверху».
В каббалистической терминологии это можно отнести к тьме мира Тогу, которая предшествовала свету миров исправления.
Для подтверждения высказанной гипотезы обратимся к теории души, разработанной основателем движения Хабад рабби Шнеуром‑Залманом из Ляд (Алтер Ребе). Согласно его теории, у человека существует животная душа, обладающая десятью «одеяниями» (сфирот — интеллектом и эмоциями), и Б‑жественная душа, также обладающая одеяниями из десяти сфирот. При этом животная душа сосредоточена на удовлетворении собственных потребностей, на своем «я», а Б‑жественная душа обращена ко Всевышнему (ее можно условно назвать «совестью»). Корень животной души находится в мире Тогу (поскольку именно там образовались зародыши своего «я»). Корень Б‑жественной души — в мире Ацилут.
Согласно каббале, чем ниже находится животная душа в нашем мире, тем выше ее корень в мире Тогу. В данном случае понятие «ниже» соответствует отрицательным качествам человека. Понятие «выше» нуждается в пояснении, поскольку в духовных мирах нет привычного нам пространства‑времени. «Выше» в духовных мирах обозначает нахождение корня на уровне более сильного раскрытия света (информации о Всевышнем). Чем больше раскрытие информации, тем на более высоком уровне находится корень.
Однако чем больше происходит раскрытие света (информации), тем устойчивее должно быть информационное образование (душа), чтобы не исчезнуть. Как это ни парадоксально, души отъявленных злодеев имеют свой корень на очень высоком уровне.
Воздействие на души таких людей может быть произведено только с уровня корня их души в мире Тогу, с уровня «эмэш» (алеф‑мем‑шин). В Талмуде написано: «Зло может быть уничтожено в источнике».
Рассмотрим истории трех таких злодеев, о которых читаем в Торе. Первый — Эсав, брат Яакова. В книге «Тора ор» Алтер Ребе пишет: «Ицхак хотел благословить Эсава пред Г‑сподом» (лифней Авайя), то есть на уровне, предшествующем имени Авайя, то есть на уровне мира Тогу. Ицхак понимал, что корень души Эсава находится очень высоко и благословение из миров Исправления не поможет.
Второй— Лаван. В «Торе ор» Алтер Ребе пишет, что корень души Лавана (на иврите его имя означает «белый») находился очень высоко — в области высшей белизны. В своем комментарии к «Сефер Йецира» Арье Каплан обратил внимание на следующий пассаж из Торы. Когда Лаван погнался за Яаковом и настиг его, он сказал ему: «У меня достаточно силы, чтобы причинить вам зло, но Б‑г вашего отца накануне сказал мне так: “Берегись! Не говори Яакову ни хорошего, ни плохого!”» На иврите слова «Б‑га вашего отца» звучат следующим образом: «Элохей авихэм ЭМЕШ» (алеф‑мем‑шин). Яаков отвечает ему: «…Б‑г увидел мои бедствия и мои труды, что и доказал накануне». Накануне — опять же «эмеш». Таким образом, Всевышний воздействовал на Лавана с уровня «эмеш».
Третий — фараон. В книге «Тора ор» сказано: «Фараон в мире святости означает противоположность фараону в мире клипот», что подтверждает высоту корня души фараона.
Так подтверждается мнение Раши о том, что в пассаже из Торы о тьме в слове «ваэмеш» пропущена буква «алеф» и следует читать «эмеш»: алеф‑мем‑шин.
Заключение
1. Посредством информации о десяти казнях Всевышний преподал нам урок ведения затяжной войны, а именно: вначале мирное предложение, затем экономический и физический урон, затем деморализация (казнь тьмой, воздействие на сфиру Хохма), затем подавление воли противника к сопротивлению — убийство первенцев (воздействие на первую сфиру Кетер).
2. По нашему мнению, казнь тьмой была осуществлена посредством воздействия на интеллектуальные сфирот душ фараона и египтян с уровня «эмеш» (алеф‑мем‑шин), который является именем Всевышнего в мире Тогу.
3. В результате такого воздействия сознание египтян было нарушено и введено в депрессивное состояние, сопровождавшееся потерей зрения и мобильных функций.
4. Мы не утверждаем, что данная версия является истиной в последней инстанции, однако она устраняет противоречия и объясняет, почему египтяне были «во тьме» (ничего не видели и не вставали), а евреям светил обычный свет. Она также подтверждается примерами из Торы в отношении воздействия на Эсава и Лавана.
5. Казнь тьмой «подготовила» египтян к последней казни (умерщвление первенцев).
6. Последняя казнь — умерщвление первенцев — сломала волю фараона к сопротивлению посредством воздействия на первую сфиру Кетер (воля, желание). Она была осуществлена с еще более высокого уровня, чем казнь тьмой. Однако об этом, с Б‑жьей помощью, в нашей следующей статье под названием «Великая ночь».