Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 8 сентября 2016
Поделиться

12 ава 5714 (1954) года

Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы сетуете на проблемы с содержанием семьи, на долги и пр. Должен сказать, что концовка Вашего письма с ноткой пессимизма не согласуется с его началом, где Вы изложили те уже пережитые Вами события, а также, Вашими же словами, те многочисленные чудеса, благодаря которым Вы сумели выжить в страшные годы, затем построить семью и т. д.

Сделайте же сами простой, логичный вывод: если Всевышний сумел уберечь Вас в те страшные годы и помог Вам удачно создать семью в духе еврейской традиции на базе законов Торы, то нет ни малейшего сомнения в том, что Он обеспечит Вас и Вашу семью всем необходимым.

И все зависит только от незыблемой веры и неуклонной благотворительности, являющейся ключом к материальному благосостоянию. <…>

(Сборник «Симха у‑битахон ба‑Шем». С. 48)

10 ава 5715 (1955) года

<…> По поводу Вашей неудовлетворенности работой и жалоб на трудные условия. Должен отметить, что есть люди, которые, вопреки здравому смыслу, считают неправильным выказывать удовлетворение тем, как Создатель управляет миром в целом и как Он направляет их личные дела в частности, чтобы не создалось впечатление, что они довольствуются тем, что имеют. И даже если дела идут хорошо, то ведь может быть еще лучше, а поэтому надо хмуриться и ворчать по каждому поводу и на каждом шагу. Конечно же, это полностью противоречит указаниям нашей Торы и тем более словам мудрецов на стих псалма «Всякая душа славит Творца» (150:6), что за каждый вдох надо славить Творца, и уж подавно, когда работа приносит удачу и позволяет использовать земные блага для умножения духовного багажа. Помимо этого, в книге «Зоар» прямо сказано, что ворчание и недовольство вызывают ответную негативную реакцию с Небес. И наоборот, если человек удовлетворен и радостен, каким бы ни было его материальное положение, то уже одно это способствует неуклонному улучшению его положения (см. Зоар, ч. 2, 184б).

Нет нужды в многословии, так как вряд ли это поменяет Ваше отношение, хотя я и надеюсь, что такой подход еще не вошел у Вас в привычку. И пусть Создатель поможет Вам оценить свое личное счастье и свою важную и достойную работу. Вы должны постоянно благодарить и славить Всевышнего, что имеете такие возможности успешно использовать земные блага для приумножения духовных ценностей.

В любом случае, Вы, как и все евреи, унаследовавшие веру своих предков, должны твердо уяснить, что достаток человека определяется на год, начиная с Рош а‑Шана и до Йом Кипура, и что материальный доход, определенный Всевышним для Вас, который, я уверен, определен щедро, никто не сможет урезать и уж подавно не сможет лишить Вас его. Вам следует помножить свою веру на оптимизм, как сказано в книге «Зоар» (Тецаве, 184б), что наш земной мир получает все блага Свыше. И, когда здесь царят свет и радость, то и блага приходят к нам со светом и радостью.

Как сказано: «Служите Б‑гу с радостью». Таким образом, когда еврей пребывает в веселье, то радость здесь, на земле, стимулирует и привносит в наш мир радость с Небес. <…>

(Сборник «Симха у‑битахон ба‑Шем». С. 14)

 

<…> Меня порадовал оптимистический тон Вашего письма, и я желаю Вам сохранить это настроение и далее, и чтобы для этого были веские причины в реальной жизни.

Относительно же двух предложений работы, о которых Вы пишете, я согласен с Вашим мнением, что первый вариант, связанный с проживанием в районе, где нет еврейской жизни, неприемлем. И не только из‑за проблем с сохранением еврейского образа жизни, — подобное положение вещей свидетельствует об истинном отношении, принятом в данном обществе, к евреям, причем не только к религиозным.

Второй вариант выгодно отличается в этом плане. От Вас потребуется всего лишь на полчаса езды больше, чем сегодня. Вместе с тем советую выяснить причины появления вакансии: узнайте, чем вызван уход нынешнего сотрудника (или же речь идет о новой должности?).

В последнем случае выясните по возможности, насколько стабильна эта вакансия. И если ответ положительный, то я полагаю, это стоящий вариант, и не только для Вас лично, — это также отличная возможность доказать, что религиозный еврей способен занимать высокую профессиональную должность и заслужить признание широкого круга людей, утверждая во всеуслышание, что своим успехом он обязан милости Всевышнего, а не собственной проницательности и напористости.

Когда такие слова произносит профессионал, они имеют гораздо больший вес и общественный резонанс, нежели если их произносит раввин, руководитель ешивы и т. п., от слов которых многие просто отмахиваются как от «еще одной проповеди». Все это сказано в дополнение к основному аргументу, что каждый еврей, прежде всего, послан Небесами в этот мир с определенной задачей — сделать его лучше и благоустроеннее в материальном и духовном плане. И это достигается, когда еврей строит свою жизнь согласно законам Торы. Это тему мы затрагивали как в нашей переписке, так и входе личных бесед.

Что касается Ваших планов приумножить свою работу в еврейской сфере, то полезно вдуматься в слова наших мудрецов, что весь еврейский народ является одним телом. То, что происходит с какой‑то частью физического тела, влияет на все тело целиком, и то же самое справедливо в отношении каждого отдельного еврея. Если Вы вдумаетесь в эти слова, то мне верится, что Вы найдете новые возможности для своих усилий в этой сфере. К тому же опыт показывает, что готовность предпринять хорошее начинание при первой же возможности приводит к содействию Провидения, которое «подсовывает» такую возможность.

Был рад узнать, что Вы поддерживаете связь с господином N и что его самочувствие в целом значительно улучшилось. Полагаю, что речь идет о здоровье. В продолжение нашей беседы: было бы правильным убедить его завершить учебу в вузе и получить диплом. Это поможет ему в плане самодисциплины, а также прибавит ему уверенности в себе. <…>

(«Море ле‑дор навох». Ч. 1. С. 35–36)

Восточный Бродвей, Нью‑Йорк. 1979

12 кислева 5743 (28 ноября 1982) года

Г‑ну рабби Герберту Вайнеру
Мейплвуд, Нью‑Джерси

Мое внимание привлекли слова о Вашем выходе на пенсию в скором времени. Хочу поделиться с Вами моими мыслями с учетом нашей совместной деятельности в прошлом.

Для Вас очевидно, что выход на пенсию касается только бизнеса, работы и тому подобного, но не может относиться к служению Всевышнему, которое является делом всей жизни, делом, которое никогда не прекращается, — ведь в этом сам смысл нашего существования.

Степень и форма выполнения этой задачи, разумеется, меняются с течением жизни. Период перед бар мицвой отличается от такового после бар мицвы. А впоследствии многое зависит от личного потенциала и возможностей, которые Провидение дарует каждому человеку в отдельности.

Одно из отличительных качеств евреев — творческая жилка, в этом проявляется наша особенность, непохожесть, наше своеобразие. Обычно выход на пенсию связан с полным или частичным уходом от дел, спадом физической и душевной деятельности, хотя я лично считаю, что это ошибочный подход даже с точки зрения конвенциональной медицины. Для еврея выход на пенсию открывает новые возможности умножить свои достижения в деле служения Всевышнему; и это благодаря тому, что с выходом на пенсию он располагает большими временными резервами для изучения Торы и вдумчивой молитвы, а также для других повседневных заповедей и добрых дел. Иными словами, человек имеет возможность уделить свое время трем столпам, на которых зиждется мир — как макро‑, так и микромир, то есть сам человек. К этому стремится каждый еврей, но из‑за повседневных забот он не может уделить им должное внимание и время.

Теперь же, с выходом на пенсию, можно уделить этому свои силы и время и в определенной степени выполнить то, что не было выполнено в прошлом. При этом когда человек посвящает свои силы служению Всевышнему, то это расширяет каналы для потока благословений Свыше, для всех личных запросов, так как Тора и ее заповеди являются каналами для всех благих факторов в земной реальности, в плане личных запросов и, прежде всего, в плане здоровья, удовлетворения от детей и внуков и, что не менее важно, удовлетворения самим собой.

С сердечными пожеланиями удачи во всем вышеупомянутом.

Светлой и радостной Хануки Вам и всей семье,
Менахем Шнеерсон

 

P. S. Хотелось бы знать, выпустили ли Вы в свет новые публикации после издания книги «Nine and a Half Mystics: The Kabbala Today»? После выхода на пенсию с официальной должности Вы сможете уделить гораздо больше времени новым возможностям и перспективам, как об этом говорилось выше, и да поможет Вам в этом Всевышний, даровав отличное здоровье, оптимизм и бодрость.

(«Море ле‑дор навох». Ч. 3. С. 220–221)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Мы, евреи, должны заботиться о нашем духовном бизнесе, в особенности в деле изучения Торы, — в той же мере, в какой хозяин предприятия заботится о своем бизнесе. Чем бы мы ни занимались в течение дня, главным для нас должно быть изучение Торы, с которой нас связывают неразрывные узы. Неважно, сколько времени мы посвящаем занятиям, пусть совсем немного, — важно, чтобы это захватывало нас целиком и чтобы сохраняло свое воздействие на нас и в часы нашей повседневной деятельности.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Каждый еврей обладает способностью (а значит, и обязанностью) использовать свое «серебро и золото» не только для удовлетворения личных материальных потребностей, которые мало того, что не связаны со святостью, но зачастую и просто противоречат ей; он мог бы преобразовать это «золото и серебро» в нечто настолько святое и Б‑жественное, что могло бы понравиться Всевышнему. Поступая таким образом, еврей делает себя вместилищем, достойным Б‑жественного присутствия.

Торговым агентам вход воспрещен, или Принуждение к покупке

Предположим, человек, пользуясь терминологией «братков», «попал на бабки» и его заставили продать машину — за полную стоимость, с оформлением всех необходимых документов. Предположим также, что наш бедолага — еврей, а «братки» — еврейская мафия. «Братки» при этом нарушили заповедь «не домогайся». Но может ли несчастный пойти в еврейский суд и потребовать отмены сделки, заявив, что она была заключена под давлением?