Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 18 сентября 2015
Поделиться

Практические советы по решению семейных проблем

<…> Я уверен, нет необходимости доказывать Вам, что еврейский образ жизни, включая обычаи, очень важен не только «в целом», но и во всех деталях, и в самом подходе. Поэтому очевидно, насколько важны мир и гармония между мужем и женой: заповедь примирения супругов включена в число заповедей, плоды исполнения которых человек пожинает в этом мире, а главная награда уготована ему в Мире [footnote text=’Пеа, 1:1.’]грядущем[/footnote]. Эта мишна приводится в начале молитвенника, вместе с утренними благословениями, которые произносят, прежде чем перейти к утренней молитве.

Учитывая это, Вам будет гораздо легче понять: даже если одна сторона целиком и полностью права или практически полностью права, тогда как другая сторона — целиком и полностью или практически полностью не права, обе стороны обязаны сделать все, что в их силах, чтобы восстановить мир и гармонию. Это тем более необходимо, если муж и жена занимают видное положение в еврейской общине и местные евреи видят в них пример для подражания и обращаются к ним за советом.

lech281_Страница_03_Изображение_0001Разумеется, человек извне не может знать, и ему невозможно объяснить все причины сложившейся ситуации. Человек извне может лишь наблюдать и делать выводы, поскольку он не будет глубоко расследовать происходящее, и нет никакой возможности изложить ему все смягчающие обстоятельства, даже если таковые существуют. Добавьте к этому, что дело касается семьи, где оба супруга активно трудятся в сфере еврейского образования. Более того, и это самое важное, Всевышний благословил вас прекрасными детьми, нуждающимися в любви, внимании и воспитании обоих родителей. Эти дети, безусловно, имеют право получить от родителей то, что им причитается.

Вне всяких сомнений, вы оба должны делать все возможное, чтобы не обострять отношения дальше. Напротив, вам обоим необходимо укреплять связывающие вас узы, чтобы в полной мере восстановить прежний мир и гармонию.

Что касается вашей ссоры, т. е. вопроса, кто прав, кто не прав, то я совершенно не в состоянии это решить, более того, в свете сказанного выше это и неважно. Важно, как уже сказано, крепить семейные узы — это соображение перевешивает все остальные. Тем не менее было бы хорошо найти хорошего общего друга, которому вы оба могли бы излить накопившиеся взаимные обиды. Не исключено, что посторонний человек, являющийся общим другом, сможет взглянуть на вещи более объективно и найти оптимальное и скорейшее решение проблемы, сделать все, чтобы в ваш дом снова вернулись мир и гармония.

Надеюсь получить от вас добрые вести. <…>

(Без даты)

 

<…> Отвечаю на Ваше письмо от 16 кислева.

В соответствии с многочисленными высказываниями наших мудрецов, благословенной памяти, о важности мира между супругами, очевидно, что Вам необходимо сделать все, что в Ваших силах, ради примирения с мужем. Это тем более необходимо, поскольку влияет на счастье Вашей дочери и внуков.

Заповеди Торы стремиться к миру в семье придается особое значение в хасидизме, как видно из знаменитой беседы моего наставника и тестя, Ребе, который говорил: «Человек сотворен с двумя глазами, правым и левым. Смотреть правым глазом означает смотреть [footnote text=’В каббале правая сторона ассоциируется с милосердием, тогда как левая — со строгим судом.’]доброжелательно[/footnote]; на еврея каждый должен смотреть правым глазом, то есть видеть прежде всего его достоинства и [footnote text=’Сефер а‑сихот 5691, с. 158. ‘]добродетели[/footnote]».

Поскольку речь идет о заповеди Торы, которую называют Торой Жизни, то в наших силах исполнить эту заповедь; как известно, «ничто не может устоять [перед] желанием» <…>

(Игрот кодеш. Т. XX. С. 66)

 

<…> В соответствии с многочисленными высказываниями наших мудрецов, благословенной памяти, о важности мира между супругами, очевидно, что Вам необходимо сделать все, что в Ваших силах.

Самое главное: улучшение отношений с женой является безусловным императивом. Поэтому и Вам, и Вашей супруге необходимо немного уступить и не настаивать на том, чтобы непременно «победить» и оказаться правым. <…>

(Гейхаль Менахем III. С. 189)

 

<…> В большинстве случаев в семейных конфликтах — равно как и в любых других конфликтах и войнах — необходимо активное участие обеих сторон. Поэтому когда одна сторона осознает, что другая сторона не воспринимает конфликт серьезно, не раздражаясь и не принимая участия в ссорах, то огонь страстей и жажда спора постепенно ослабевают, пока наконец не исчезают вовсе. В Вашем случае также необходимо, чтобы Вы сдерживали свои эмоции и не вступали в споры. Помня, что женщины по своей природе более эмоциональны и слезливы, Вам следует, насколько возможно, не обращать на это внимания и не таить в сердце обиду. В результате «доброе начало» в конечном счете возьмет верх. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 58)

 

<…> Хорошо известно, что, когда дело касается конфликтов между мужем и женой, действие исподволь нередко оказывается более эффективным, чем попытки идти к цели напролом. Действие исподволь также уменьшает разногласия и споры между супругами, позволяет им обойти эти противоречия, или, по крайней мере, уменьшить их (чем больше, тем лучше). Подобный подход очень эффективен и способствует сближению супругов, ибо сказано: «Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку». Этот рефлективный подход, когда мягкость порождает мягкость, соответствует природе человека.

Да будет воля Всевышнего, чтобы эта супружеская пара удостоилась исполнения слов наших мудрецов: «Когда муж и жена достойны, между ними пребывает Шхина». <…>

(Без даты)

 

<…> Я получил Ваше письмо с небольшим опозданием. Хотя на затронутые Вами темы трудно подробно ответить письмом, я позволю себе вкратце изложить свое мнение.

1. Что касается близких отношений между двумя людьми, прежде всего мужем и женой, то это, безусловно, одна из важнейших сторон человеческой жизни, особенно с точки зрения Торы, в которой Создатель, в бесконечной милости, открыл и сообщил нам Свои предписания. Их цель состоит в том, чтобы, с одной стороны, создать условия, при которых супружеская чета сможет удостоиться различных благословений, а с другой — оградить супругов от нежелательных действий и их последствий.

В свете этого не имеет смысла откладывать добрые дела, которые нужно сделать, также как не имеет смысла держаться за поступки, которые не стоит совершать. Очевидно, что благословение, равно как защита от нежелательных поступков, необходимы человеку прямо здесь и сейчас.

2. Сказанное выше справедливо даже в том случае, когда речь идет о предположениях, а не о доказанных фактах — учитывая, во‑первых, то, как много поставлено на кон, а во‑вторых, то, что стороне, которая до сих пор не осознала всей важности проблемы, придется испытать лишь небольшое неудобство.

Впрочем, невозможно сомневаться в действенности этого подхода в вашем случае, поскольку достоинства еврейского образа жизни были многократно доказаны на протяжении нескольких тысяч лет. Более того, еврейская история свидетельствует, что те, кто придерживается еврейского образа жизни, соответствующего воле Всевышнего, побеждали все трудности и выживали вопреки всем испытаниям, тогда как те, кто хотя бы временно сошел с пути истинного, заплатили за это высокую цену.

3. Когда речь идет о подлинном желании, подлинных взаимных чувствах и подлинном стремлении к гармоничной совместной жизни, человек никогда не позволит никаким «неудобствам» встать на пути решения столь важных задач, оказывающих решающее влияние на нашу жизнь. Подобные неудобства никто не станет рассматривать как «самопожертвование». Напротив, блага, достигнутые в процессе преодоления этих трудностей, будут цениться гораздо выше, сближая супругов.

С другой стороны, от человека, который искренне верит в Б‑жественные законы и предписания, странно было бы ждать, чтобы он согласился на компромисс в столь важном вопросе.

Я надеюсь, что, не вдаваясь в конкретные детали, сказанного выше будет достаточно, поскольку это имеет непосредственное отношение к тому, что Вы писали.

lech281_Страница_04_Изображение_0001Пусть Всевышний даст Вам силу преодолеть все трудности, чтобы Ваша повседневная жизнь соответствовала требованиям и предписаниям нашей Торы. Если же речь идет о действительной проблеме или неудобстве, то какое значение они имеют по сравнению с внутренним миром и гармонией, которыми наслаждается еврей, следующий путем предков и считающий своим их величайшее духовное наследие. <…>

(Без даты)

 

<…> Отвечаю на Ваше письмо, в котором Вы описали все, что произошло в Вашей семье, начиная со свадьбы и до сегодняшнего дня. Вы пишете, что эти события повлияли на Вас так сильно, что Вы теперь серьезно думаете о разводе с мужем.

Внимательно прочитав Ваше письмо, я пришел к твердому убеждению, что, несмотря на все произошедшее, это ни в коем случае не может служить оправданием разрушения еврейского дома и еврейской семьи, которая, как сказано в тексте брачного контракта, предназначена стать «вечным жилищем».

Это тем более справедливо в Вашем случае, поскольку нежелательные события произошли в разгар больших перемен, как в материальном, так и в духовном плане, ибо переход от холостой жизни к семейной и переезд из Страны Израиля в диаспору связан с колоссальными изменениями.

Огромная важность семейного мира и сохранения брака становится понятна, если вдуматься, какое огромное значение придается в нашей традиции сохранению мира в принципе и мира между супругами в особенности; ради мира между супругами даже Имя Всевышнего может быть стерто.

Вам следует обратиться со своими проблемами к местному раввину. Разумеется, Вам нужно будет поговорить с ним в присутствии мужа, чтобы раввин мог выслушать обе стороны, которые опишут проблему, касающуюся обоих, ибо это необходимо для установления истины.

Если вы оба захотите, то сможете найти множество способов улучшить и укрепить отношения в семье. Разу­меется, все усилия по восстановлению семейного мира не должны противоречить предписаниям и постановлениям наших мудрецов. Одно из их высказываний, которое мы повторяем каждое утро, гласит, что заповедь примирения супругов включена в число заповедей, «плоды исполнения которых человек пожинает в этом мире, а главная награда уготована ему в Мире грядущем».

Я надеюсь, что Вы серьезно обдумаете все написанное выше и Ваши размышления будут соответствовать серьезности проблемы. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 225)

 

<…> Когда финансовое положение Вашего мужа улучшится, его настроение тоже улучшится естественным образом. Вы оба станете менее ранимы, и все ссоры и скандалы растают, как дым.

До тех пор Вам, со своей стороны, следует прилагать максимум усилий, чтобы не обращать внимания на плохое настроение и срывы мужа. Это позволит избежать споров и скандалов. Что же касается вопроса, соглашаться или нет на частичную ставку, — мне кажется, это ра­зумная идея. <…>

(Без даты)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.