Письма о семейной жизни
Я уверен, что, как Вы пишете в своем письме, это произойдет в середине следующего года. Помните, есть целый ряд мнений, что момент «сразу после начала» уже считается «серединой» (см.: Мишна, Тмурот, 3:5 и комментарии в Иерусалимском Талмуде).
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 188)
Как Вы сами понимаете, я не намерен горевать о прошлом, но даю Вам совет, как следует поступить в будущем: постарайтесь, чтобы свадьба состоялась хотя бы в ближайший месяц кислев, месяц Избавления.
(Игрот кодеш. Т. X. С. 8)
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 400)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 283)
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 102)
Есть известная поговорка, что советы не предлагают, пока об этом не просят. Тем не менее я хочу воспользоваться возможностью, чтобы выразить свой решительный протест тому, что в Стране Израиля принято играть свадьбу только при наличии определенных средств и с условием, что молодые поселятся в определенном месте. Нередко выдвигаются и другие требования, и все это приводит к тому, что между помолвкой и свадьбой проходит слишком много времени. Я уверен, что человеку Вашего уровня не нужно объяснять весь вред от подобных проволочек, особенно в нашем духовно осиротевшем поколении. Мудрому достаточно намека.
Как известно, любые сомнения следует толковать в пользу «обвиняемого», тем более что речь идет об обычае многих семей. Однако все живущие в Стране Израиля, особенно глава ешивы и другие люди, пользующиеся влиянием в тех или иных кругах, должны решительно протестовать против этого обычая. Им следует предпринять все, что в их силах, чтобы изменить это. Очевидно, что так же следует поступать, когда дело касается своей семьи.
Один из способов изменить ситуацию: необходимо, чтобы ешивы находились не в [footnote text=’Бней-Брак и Иерусалим. ‘]двух-трех городах[/footnote], где нужны очень большие деньги на приобретение жилья. Нужно перевести ешивы или, по крайней мере, их отделения в другие города, где жилье не настолько дорого.
Хотя трудности, связанные с переездом ешив, очевидны, эти трудности лягут на всю общину в целом, в отличие от расходов на съем или покупку жилья, которые каждый оплачивает из своего кармана — каждому приходится самостоятельно искать, где достать деньги.
Согласно поступающей информации, необходимость найти деньги на съем жилья во многих случаях препятствует вступлению в брак и помолвке, а также увеличивает время между помолвкой и свадьбой. Мнение мудрецов, благословенной памяти, изложено во многих источниках.
Я надеюсь, что, когда местные евреи, обеспокоенные сложившейся ситуацией, соберутся, чтобы совместно решить эту непростую проблему, они найдут нужное лекарство, хотя бы со временем.
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 486)
В прошлом я уже писал о непростой ситуации, подобной Вашей, в которой оказались многочисленные студенты ешив и другие богобоязненные юноши. Я говорил, что меня огорчает этот вредный обычай молодых людей Страны Израиля, которые хотят жить лишь в нескольких местах и, соответственно, вынуждены платить за жилье огромные деньги.
Понятно, что, пока они не смогут собрать нужную сумму, им приходится надолго откладывать свадьбу. Подобные проволочки противоречат нашей святой Торе, которую называют Торой жизни.
Во многих городах Израиля жилье не такое дорогое; на эти города также распространяется святость Страны Израиля. Даже если речь идет об [footnote text=’Который обладает большей святостью, чем другие города Страны Израиля. ‘]Иерусалиме[/footnote]: если для того, чтобы жениться, можно покидать Страну Израиля, то безусловно можно покидать Иерусалим, чтобы поселиться в другом городе Святой земли. (Даже если предположить, что квартал, в котором Вы живете, находится в границах [исторического] [footnote text=’Обладающего особой святостью. ‘]Иерусалима[/footnote].)
Если бы этот вредный обычай был уничтожен, то свадеб сразу стало бы гораздо больше и множество евреев смогли бы создать семью без этих нелепых и совершенно бесполезных трудностей и препятствий.
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 160)
Во все времена и прежде всего в нашем поколении духовные лидеры были недовольны проволочками в этом вопросе. Это особенно верно в том случае, когда отсрочка связывается с неуверенностью молодых в размерах своего будущего заработка. Между тем мудрецы однозначно утверждали: «Никто не может знать, как он будет зарабатывать на [footnote text=’Псахим, 54б. ‘]жизнь[/footnote]». См. также «Священное послание» р. Шнеура-Залмана из Ляд, начало двадцать второй [footnote text=’«Ибо все, из чего складывается жизнь человека, способен предсказать тот, кто обладает даром ясновидца, за исключением всего, связанного с изучением Торы, и степени богобоязненности, [по поводу чего может дать совет духовный наставник]. Сказано: “Мудрецам не дано [знать, как добывается] хлеб [насущный]”». ‘]главы[/footnote].
(Игрот кодеш. Т. X. С. 286)
(Игрот кодеш. Т. III. С. 60)
Я удивлен и расстроен. Есть общеизвестное высказывание наших мудрецов, разъясненное в «Ликутей Тора» р. Шнеура-Залмана из Ляд: «Всевышний посылает человеку пропитание благодаря заслугам его жены». Поэтому не исключено, что Ваш сын оказался в непростой финансовой ситуации именно потому, что до сих пор не женат.
Другая причина отсрочки — что у него нет приличного свадебного костюма — звучит и вовсе абсурдно. Как это может служить поводом отложить столь важное и судьбоносное событие, как вступление в брак?!
Даже если правда, что найдутся люди, которые станут насмехаться над ним (из-за отсутствия свадебного костюма) — в самом начале «Шульхан аруха», главного свода еврейских законов, сказано, что еврею не следует обращать внимание на тех, кто насмехается над его служением Всевышнему. Более того, страх, что над ним будут смеяться, является совершенно беспочвенным. Даже в Америке, где богатство служит главным мерилом всего, никто бы не стал над ним насмехаться.
Мы неоднократно видели, что многие наши еврейские братья, даже если они не выросли в семьях хасидов и тмимим, женятся, заручившись согласием жены, что несколько лет после свадьбы муж проведет в колеле, хотя это и обрекает семью на жизнь в бедности. Очевидно, что так же должен рассуждать и сын томим.
Просто удивительно, что Вы решили искать [footnote text=’Адресат писал Ребе, жившему в США, из Израиля. Ребе намекает на следующий стих Торы: «Ибо заповедь эта, которую я заповедую тебе ныне, не недоступна она для тебя и не далека она. Не на небе она, чтобы сказать: «Кто взошел бы для нас на небо, и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?», и не за морем она, чтобы сказать: «Кто сходил бы для нас за море, и достал бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполняли бы ее?», а весьма близко к тебе слово сие: в устах твоих оно и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Дварим, 30:11-14). ‘]«за морем»[/footnote] ответ на столь простой и очевидный вопрос. Но даже если на этот вопрос будет дан ответ — не уверен, что мое решение будет принято к сведению и исполнено.
Ваш сын спрашивает: к чему такая спешка? Не нужно доказывать всю бессмысленность подобных рассуждений: каждый сам прекрасно знает, [почему нужно спешить со вступлением в брак], да и соответствующие высказывания мудрецов общеизвестны.
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 114)
Поэтому мой совет — ни в коем случае не откладывайте свадьбу.
(Из недатированного письма, опубликованного в журнале «Бейт Машиах», № 119)
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 46)
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 46)
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 306)
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 205)
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 277)
Если Вы и Ваша невеста действительно этого захотите, вы безусловно найдете способ, как этого добиться, мягко и неназойливо убедить остальных, что свадьба должна состояться именно в кислеве.
(Игрот кодеш. Т. X. С. 131)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 52)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 52)
Каким бы ни было Ваше окончательное решение, пусть свадьба состоится в добрый час.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 16)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 52)
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 145)
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 45)
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 88)
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 318)
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 318)
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 102)
Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]