Письма о семейной жизни
(Ответ на письмо эмигранта из СССР, который состоял в гражданском браке и решил поставить хупу.)
(Без даты)
(В ответ на письмо еврея, который назначил хупу на месяц ав.)
(Ликутей Сихот. Т. XXIV. С. 462)
(Игрот кодеш. Т. VI. С. 171)
(Игрот кодеш. Т. XX. С. 304)
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 225)
Поскольку Вы спрашиваете и от имени родителей невесты, мне кажется, что лучше всего назначить свадьбу на кислев или элул. При этом элул предпочтительнее кислева, тем более что Вы пишете: свадьба состоится в 5713-м, а элул — последний месяц этого года.
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 264)
(Игрот кодеш. Т. VI. С. 271)
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 154)
Ваши сомнения меня удивляют: во всех сводах еврейского права — и Вы сами цитируете в письме мнение Вашего раввина — сказано, что свадьба должна состояться в назначенный день. Хочу также добавить, что еврейский обычай запрещает откладывать [footnote text=’См. Шульхан арух а-Рав, 141:3: «День свадьбы назначается родителями жениха и невесты. После того как стороны договорились о дне свадьбы, изменять дату не принято».’]свадьбу[/footnote], а еврейский обычай считается Торой, особенно в подобных случаях.
Поэтому я надеюсь, что Вы не только не отложите свадьбу, но и попытаетесь перенести ее на как можно более раннюю дату. Есть несколько причин поступить именно так.
(Игрот кодеш. Т. XX. С. 54)
Если невеста, ее родители и Ваши родители согласятся отложить свадьбу, то, на мой взгляд, следует написать тноим в тот день, когда Вы изначально собирались жениться. Если помолвка уже отпразднована и тноим уже подписаны, родителям жениха и невесты нужно встретиться и еще раз все обсудить. Эту встречу нужно обставить максимально празднично: это должна быть сеудат [footnote text=’Сеудат мицва («трапеза заповеди») — трапеза в честь исполнения какой-либо заповеди; так, например, принято устраивать сеудат мицва по завершении изучения трактата Талмуда.’]мицва[/footnote] в честь изучения трактата Талмуда, [footnote text=’Мелаве малка («проводы царицы») — традиционная праздничная трапеза на исходе субботы, символизирующая прощание с царицей-субботой.’]мелаве малка[/footnote] и т. д.
Что касается собственно свадьбы, то она может состояться в адаре. Я уверен, что Вы сообщите мне сразу же, когда будет назначена новая дата.
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 38)
Поведение жениха и невесты
во время помолвки
Я прекрасно понимаю Ваши чувства и Ваше желание совершить эту поездку. Тем не менее мне не кажется, что это правильное решение. Если Вы серьезно обдумаете эту идею, то поймете, что подобная поездка противоречит еврейской традиции и духу хасидизма. Даже если жених и невеста живут в одном городе или в двух близлежащих городах, у евреев принято избегать встреч накануне [footnote text=’См. Шульхан арух-Рав, 141:2: «В дни между помолвкой и свадьбой обычай предписывает сократить число встреч жениха с невестой до минимума». ‘]свадьбы[/footnote]. Тем более это верно в Вашем случае, когда жених живет в Стране Израиля и всем будет известно о Вашей поездке — не говоря уже о денежных расходах, трате времени, сил и т. д. И все это ради того, что изначально не слишком [footnote text=’По свидетельству р. Лейба Гронера, Ребе также возражал против совместных полетов, видя в этом возможное нарушение законов скромности, особенно во время длительных перелетов. ‘]желательно[/footnote].
Я уверен, что Вы не будете из-за этого переживать, как только осознаете, что Вы и Ваш избранник поступаете так ради того, чтобы построить вечное здание настоящего еврейского дома, который в течение многих десятилетий будет наполнен хасидской радостью и взаимопониманием.
(Тшувот у-Биурим. С. 435)
Встречайтесь раз в неделю и общайтесь раз в неделю. Чем реже — тем лучше.
(Ответ раввину Лейбу [footnote text=’Лейб Гронер (р. 1932) — секретарь Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона.’]Гронеру[/footnote] перед его свадьбой)
(Без даты)
Безусловно, это во многом связано с тем, что молодому человеку нужно очень осторожно вести себя в вопросах скромности и святости. Ему стоит проверить свои тфилин, а также ежедневно делать пожертвование на благотворительность перед утренней молитвой. Кроме того, ежедневно, включая субботу, после утренней молитвы ему следует читать хотя бы один псалом.
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 21)
(Из недатированного письма, опубликованного в журнале «Бейт Машиах», № 70)
Мне кажется, что чувства Вашей дочери изменились вследствие того, что она и ее избранник ведут себя так, как евреям нельзя вести себя до [footnote text=’Т. е. слишком часто встречаются и общаются.’]свадьбы[/footnote]. Это привело к прямо противоположным результатам — она чувствует отчуждение.
Если бы матери и отцы заботились о правильном воспитании своих детей и давали им достойное религиозное образование, пока они еще достаточно юны, это позволило бы избежать многих трудностей и огорчений — как им самим, так и их детям.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 210)
Все, что происходит в жизни еврея, имеет причины, связанные с Торой и духовными корнями его поступков. Соответственно, когда происходит что-либо нежелательное, это означает, что его поведение не во всем соответствовало требованиям нашей святой Торы.
Поскольку произошедшее имело практические последствия, необходимо тщательно проанализировать все факты, чтобы понять, как исправить ситуацию. К сожалению, ваши встречи не соответствовали требованиям Торы, поскольку не всегда происходили согласно нормам скромности.
Мне было трудно написать эти слова, особенно с учетом того, что о каждом человеке нужно судить благожелательно, толкуя любые сомнения в пользу «обвиняемого». Однако, когда на весах лежат очень серьезные вещи, нельзя скрывать истинное положение дел. Это тем более верно, поскольку Вы сами могли видеть последствия своих поступков — отчуждение, возникшее в результате запрещенной близости.
(Игрот кодеш. Т. XV. С. 113)
(Без даты)
Подготовка жениха и невесты к свадьбе
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 82)
Вам следует начать жить согласно этим требованиям еще до вступления в брак. Тогда не только брак, но и подготовка к браку окажутся успешными.
(Из недатированного письма, опубликованного в журнале «Бейт Машиах», № 83)
Во время дарования Торы Всевышний обручился с народом Израиля. [footnote text=’Рабби Шимон бар Цемах Дуран (Алжир, XV век), автор сборника респонсов Ташбец.’]Ташбец[/footnote] пишет от имени рабби Меира из Ротенбурга: «Помните следующий принцип: все обычаи жениха и невесты мы учим из дарования Торы, когда Всевышний предстал перед народом Израиля, как жених перед невестой».
В Писании сказано: «Изрекает Он Свое слово Яакову, Свои уставы и законы — Израилю» (Теилим, 147:19). Комментируя эти слова, мудрецы говорили, что Всевышний исполняет те же заповеди, что и [footnote text=’Шмот раба, 30:9.’]мы[/footnote]. Из этого следует, что бракосочетание Всевышнего с народом Израиля проявляется во всем: иными словами, обычаи, которые мы учим из «бракосочетания» Всевышнего и народа Израиля, касаются не только самой свадьбы, но и всего, что происходит до и после.
(Без даты)
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 169)
О даровании Торы в мидраше сказано: «Первая пара скрижалей была разбита из-за того, что их содержание было оглашено перед всеми и они стали жертвой дурного [footnote text=’Танхума тиса, 31.’]глаза[/footnote]». Поэтому Всевышний сказал Моше: «Нет ничего лучше скромности».
Мидраш заканчивается словами: «И об этом же сказано в Писании: что Всевышний требует от тебя: только вершить правосудие, и любить милосердие, и скромно ходить пред Б-гом твоим».
Из этого следует, что, когда еврей и еврейка собираются возвести вечное здание семейной жизни и готовятся к важнейшему жизненному событию, само это событие, равно как и все действия, связанные с ним, должны соответствовать правилу: «Нет ничего лучше скромности». Это послужит гарантией, что брак будет подобен вторым скрижалям, которые не были разбиты.
(Без даты)
(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 98)
(Без даты)
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 315)
Тора обещает нам, что, если мы твердо решим строить свою повседневную жизнь согласно Торе и заповедям, это окажется гораздо легче, чем мы полагали вначале.
(Без даты)
Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]