Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 29 ноября 2015
Поделиться

<…> Более всего меня встревожило, что, как Вы пишете, Ваша сестра, у которой возникли серьезные проблемы с мужем, в настоящее время живет у родителей.

К нашему глубокому сожалению, мы неоднократно становились свидетелями катастрофических последствий, к которым приводило постороннее вмешательство в вопросах, касающихся только мужа и жены. Это происходит, даже если речь идет о вмешательстве самых близких людей. Более того, в некоторых случаях именно вмешательство ближайших родственников одного из супругов приносит гораздо больше вреда, чем пользы, поскольку они инстинктивно принимают сторону «своего». Подобной необъективности можно избежать, если речь идет о постороннем человеке. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 58)

 

lech284_Страница_04_Изображение_0001<…> Отвечаю на письмо, в котором Вы сообщили мне о проблемах в семье Вашей сестры и о ее ссорах с мужем.

С недавнего времени я крайне неодобрительно отношусь к людям, которые пытаются вмешиваться в чужие семейные отношения. Даже когда речь идет о ближайших родственниках — братьях, сестрах, отце или матери, — их вмешательство не приносит пользы.

Более того, хорошо известно, как пространно говорили наши мудрецы о важности мира: даже Имя Всевышнего может быть уничтожено ради примирения мужа и жены. Поэтому, когда в супружеские отношения вмешивается посторонний, обладающий не только Б‑жественной, но и животной [footnote text=’Чьи подлинные мотивы всегда вызывают сомнения. О животной душе см.: Танья, гл. 1.’]душой[/footnote], обычно это не способствует восстановлению семейного мира.

Мне не хотелось бы писать об этом подробно, поскольку я не уверен, что мои слова будут услышаны. Если же они помогут, то сказанного выше вполне достаточно.

Что же касается конкретного спора — «есть судьи во Израиле», поэтому спорящие должны обратиться к раввинам Хабада. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 289)

 

<…> Вы спрашиваете моего совета относительно проблем, возникших в семье Вашей дочери и ее мужа.

В той ситуации, которую Вы описали, лучше всего никак не вмешиваться в их отношения. Это поможет им самим разобраться и решить проблему.

Даже если невозможно избежать вмешательства родственников с другой стороны, все равно было бы лучше, если бы Вы не вмешивались. Таким образом, они тоже перестанут вмешиваться, увидев, что другая сторона не вступается в это дело.

Возможно, удержаться от вмешательства Вам будет очень, очень трудно. Однако, подумав о том, какую пользу это принесет дочери, Вы, я надеюсь, сможете справиться с искушением. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 465)

Духовная составляющая семейного мира

<…> Не сомневайтесь, что, когда я буду на святой могиле своего наставника и тестя, Ребе, я упомяну господина N. и его супругу и попрошу для них благословения на достижение семейного мира.

Нельзя забывать самого главного: необходимо, чтобы между телом и душой царил «семейный [footnote text=’В каббале душу и тело называют, соответственно, мужем и женой.’]мир[/footnote]». Это в огромной степени будет способствовать тому, чтобы мир воцарился в доме. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 225)

 

<…> В своем письме Вы упомянули о проблемах в семье господина и госпожи N.

Необходимо еще раз объяснить отцу то, что я уже писал ему, когда вопрос о помолвке еще только обсуждался: молодые должны строить свой дом на прочном фундаменте Торы. Это жизненно важно не только для их духовного, но и для их материального благополучия и счастья. Это действительно так, и не имеет никакого значения, понимают они это или нет. Когда мы следуем рекомендациям уважаемого врача, больному становится лучше, даже если он не понимает, почему доктор назначил ему именно такое лечение. Это тем более справедливо, когда речь идет о предписаниях Творца, которого также называют Целителем всех болезней. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 224)

 

<…> Для того чтобы интимная жизнь была действительно цельной, необходимо скрупулезно соблюдать законы и предписания семейной чистоты.

Хотя эти законы требуют, чтобы супруги на некоторое время отдалялись друг от друга, это отдаление впоследствии сближает супругов. И наоборот, близость в то время, когда закон предписывает отдаление, приводит к отчуждению в то время, когда должна быть близость.

Поэтому в подавляющем большинстве случаев мир и гармония в семье непосредственно связаны с соблюдением законов и предписаний семейной чистоты. <…>

(Без даты)

 

lech284_Страница_05_Изображение_0001<…> Отвечаю на Ваше письмо о госпоже N., у которой серьезные проблемы в семье и которая винит в этом свою свекровь с ее частыми утомительными визитами.

Почти наверняка проблемы в семье связаны с тем, что законы семейной чистоты соблюдаются не слишком скрупулезно. Ибо одним из многочисленных нежелательных последствий недостаточно тщательного соблюдения этих законов является отсутствие мира в семье.

Это полностью соответствует словам мудрецов, говоривших, что законы семейной чистоты были даны для того, чтобы жена оставалась в глазах мужа такой же привлекательной, как в день свадьбы (Нида, 31б). Из этого следует, что несоблюдение этих законов уменьшает любовь между мужем и женой и приводит к проблемам в семейной жизни. Кроме того, нарушение этих законов негативно сказывается на [footnote text=’По мнению многих религиозных авторитетов, человек, рожденный у пары, не соблюдавшей законов семейной чистоты, с большей вероятностью вырастет с дурными наклонностями. ‘]детях[/footnote].

Надеюсь, Вы сможете найти правильные слова, чтобы объяснить все сказанное выше ее родителям. Как показывает опыт, чем решительнее мы действуем в этом случае, тем большее удовлетворение испытывают все стороны в конечном счете (хотя, разумеется, эту информацию необходимо сообщить в мягкой форме). <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 302)

 

<…> Судя по всему, вы недостаточно скрупулезно соблюдаете законы семейной чистоты, и в результате у вас обоих возникли проблемы. Надеюсь, вы сможете это понять — благодаря тому, что вам кто‑нибудь объяснит, или самостоятельно.

Вы должны осознать, что несоблюдение этих законов — единственная причина взаимного охлаждения. Поэтому раздельное проживание и аналогичные варианты решением проблемы не являются. Вам следует исправиться, раскаяться в недостойных поступках и не забывать, что от Творца не убежишь. Напротив, начиная уже с сегодняшнего дня ваша семейная жизнь должна идеально соответствовать требованиям еврейского закона. <…>

(Из письма, опубликованного
в журнале «Бейт Машиах», № 287)

 

<…> Отвечаю на письмо, отправленное накануне субботы, в котором Вы просите благословения и прилагаете пидьон [footnote text=’Пидьон нефеш — записка с просьбой о благословении за себя и за своих близких, которую хасиды передают Ребе. Нередко сопровождается денежным пожертвованием. ‘]нефеш[/footnote] за Вашу сестру, у которой возникли серьезные проблемы в семье. В соответствующее время я прочту эту записку на святой могиле моего наставника и тестя, Ребе. Пусть будет воля Всевышнего, чтобы Вы, обратившийся ко мне с этой просьбой, смогли сообщить хорошие новости о семейной жизни своей сестры.

Я уверен, Вы простите мне, что я позволил себе написать несколько строк, которые последуют ниже. Вынужден заметить, что во многих случаях отсутствие мира — и прежде всего мира между супругами — возникает в результате близости к запрещенному Торой, которую называют Торой жизни.

Пророк говорил: «Зло твое накажет тебя, и твоя необузданность обличит тебя» (Ирмеяу, 19:2). Это значит, что недостойное поведение само по себе является наказанием, поскольку его последствия противоположны нашим надеждам и ожиданиям.

Как Вы понимаете, мне трудно подробно писать о таких вещах, особенно если речь идет о людях, которых я лично совсем не знаю. Тем не менее, как уже было сказано, я счел себя обязанным написать об этом, особенно учитывая, что вещи, нуждающиеся в исправлении, нередко связаны с незнанием соответствующих законов, или же то, что нуждается в исправлении, является постановлением мудрецов, а не прямым запретом Торы. Как Вы понимаете, это не может служить оправданием, поскольку «постановления мудрецов “жестче” слов [footnote text=’Шабат, 127а.’]Торы[/footnote]».

Любую проблему необходимо решать естественным образом. И поскольку все люди подвержены постороннему влиянию, было бы правильным найти кого‑то, кто смог бы повлиять на них относительно вышесказанного. Известно, что в подобных делах человек удостаивается помощи Свыше, ибо примирение супругов — дело, за которое уготована награда и в этом мире, и в Мире грядущем. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 235)

 

<…> Вы пишете о проблемах в семейной жизни.

Во многих случаях эти проблемы возникают вследствие недозволенной близости — т. е. близости, не разрешенной согласно Торе, которую называют Торой жизни. В таком случае необходима тшува, раскаяние — глубокое сожаление о содеянном, твердое решение относительно недопущения подобного в будущем — и дальнейшее поведение в соответствии с этим [footnote text=’Ср.: Рамбам, Мишне Тора, Законы раскаяния, 2:1‑2: «В чем состоит раскаяние? Грешник оставляет свой грех, и удаляет его из мыслей, и принимает в сердце решение не совершать более греха… Что такое полное раскаяние? Если тому, кто раскаялся в каком‑либо грехе, представилась возможность снова совершить его, но раскаяние удержало его от этого, а не страх и не бессилие (например, если человек когда‑то находился в преступной связи с женщиной и вдруг снова оказался наедине с ней, и любит ее по‑прежнему, и телом крепок, и происходит это в том же месте, где когда‑то было совершено прелюбодеяние, и все же он удержался от греха) — это полное раскаяние».’]решением[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 235)

 

lech284_Страница_03_Изображение_0001<…> Часто подобные проблемы возникают вследствие недозволенной близости — т. е. близости, не разрешенной согласно Торе, которую называют Торой жизни. Поскольку во многих случаях это связано с незнанием законов семейной чистоты, Вам и Вашему мужу необходимо узнать соответствующие законы у знающего раввина. Это следует сделать, твердо решив, что начиная с этого дня вы будете поступать должным образом.

Также стоит проверить мезузы в вашем доме, чтобы они были кошерны согласно еврейскому закону, а также следовать обычаю праведных еврейских женщин — делать пожертвование на благотворительность вечером накануне суббот и праздников. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXIV. С. 117)

 

<…> Я получил Ваше письмо от 17 кислева, к которому был приложен пидьон нефеш <…> ради решения семейных проблем госпожи N. Когда я буду на святой могиле моего наставника и тестя, Ребе, я обязательно помолюсь об этом.

Вы ничего не написали о госпоже N, однако я надеюсь, что она ведет еврейский дом, поэтому я лишь хочу посоветовать ей при первой же возможности проверить мезузы, вечером накануне суббот и праздников — класть несколько монет в кружку рабби Меира Чудотворца.

Восстановлению мира в семье также способствует осознание, что время от времени необходимо уступать желаниям другого. Минимальные усилия в этом направлении позволяют достичь очень и очень многого.

Надеюсь, что в скором времени у нее будут для меня хорошие новости. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 81)

 

<…> Вы пишете, что Вы — мать шестерых детей, и что в доме постоянные ссоры, и что у членов семьи часто возникают проблемы со здоровьем.

В подобных случаях необходимо, прежде всего, скрупулезно и тщательно соблюдать законы семейной чистоты. Также необходимо проверить мезузы в доме, чтобы удостовериться в их кошерности. Перед зажиганием субботних и праздничных свечей Вам следует класть несколько монет в кружку для благотворительности. Вашему мужу также необходимо делать регулярные пожертвования хотя бы по понедельникам и четвергам, перед утренней молитвой.

Вам также стоит выяснить, не задела ли ваша помолвка чести какого‑нибудь еврея или еврейки. Я имею в виду, не был ли кто‑то из вас помолвлен и не разорвал ли эту помолвку ради вашей свадьбы. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 110)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака[/author], [author]Йеуды Векслера[/author], [author]Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.