Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о семейной жизни

Составитель Ишайя Гиссер 22 июля 2014
Поделиться

<…> Как я уже говорил Вашему жениху, важно, чтобы в процессе подготовки к свадьбе он при первой же возможности принял на себя «ярмо Небесного царства». Доказательством станет соответствующее поведение, свидетельствующее [footnote text=’Т. е. соблюдение заповедей в повседневной жизни.’]об  этом[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. XII. С. 255)

 

<…> Разумеется, подготовка к вступлению в брак носит преимущественно духовный характер. В ее рамках еврей уделяет больше времени изучению святой Торы, называемой Торой жизни, учится старательнее и прилежнее, а также скрупулезнее соблюдает заповеди. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 80)

 

Подготовка жениха

<…> Надеюсь, что Вы будете ревностно беречь свое время, наполнив его достойным содержанием — Торой, заповедями и учением хасидизма. Что Вы станете образцово исполнять заповеди и прежде всего заповедь молитвы, которая является одной из самых важных, как это разъяснено во многих хасидских источниках, например в «Ликутей Тора», глава «Балак» (70), и в «Кунтрес а-тфила».

Надеюсь, Вы сделаете все, что я перечислил. Время накануне свадьбы драгоценно, поскольку очевидно, что сделанные в этот период приготовления влияют на всю последующую жизнь. Б-г дает человеку достаточно сил, поэтому если он примет окончательное решение и будет трудиться, не покладая рук, он обязательно преуспеет во всех своих начинаниях. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 82)

 

<…> Вы пишете о финансовых хлопотах накануне свадьбы и о том, что у Вас совсем мало времени, чтобы успеть должным образом все закончить.

Безусловно, наши мудрецы, благословенной памяти, много говорили о необходимости обеспечить невесту приданым [footnote text=’См., напр., Шабат, 127а: «Вот дела, плоды которых человек вкушает в этом мире, и остается ему в награду в Мире грядущем: <…> помощь бедным невестам в устройстве свадьбы».’](ахнасат кала)[/footnote] и связанных с этим приготовлениях. Тем не менее я глубоко убежден, что в наше время основное внимание следует уделять духовной подготовке к свадьбе. Поэтому все дополнительные средства должны быть потрачены на изучение Торы и соблюдение заповедей — это будет засчитано как совместная заслуга жениха и невесты. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 16)

 

<…> Вы пишете, что, поскольку сейчас необходимо заняться подготовкой к предстоящей свадьбе, Вы отказались от нескольких уроков Торы, в которых регулярно участвовали прежде. Я решительно не одобряю подобное поведение. Напротив, если даже в обычные дни следует, не жалея сил, учить Тору, ибо она — канал, по которому в наш мир спускаются блага Свыше, и одновременно сосуд, принимающий их, то, готовясь к свадьбе, тем более следует учить Тору как можно усерднее.

Даже если у Вас действительно очень много дел накануне свадьбы, Вы можете уменьшить время каждого урока, однако ни в коем случае не отказывайтесь даже от одного из них. Кто знает, какой из «ликов Торы» понадобится человеку в каждый конкретный момент?

Наши мудрецы, блаженной памяти, говорили, что, «если человек страдает головной болью, ему следует учить Тору, и если у него болит горло, то ему следует учить Тору» (Эрувин, 54а). Талмуд делает вывод, что таким образом человек излечится от болезни.

В связи с этим утверждением возникает очевидный вопрос: все мы знаем людей, которые страдали головной болью, занимались изучением Торы — и не исцелились. Как это может быть?

На этот вопрос существует множество различных ответов. Один из них гласит, что Тора подобна единому организму, как сказано: «Вот Тора — [footnote text=’Берешит, 5:1. Слова «зот торат а-Адам» обычно переводят как «вот родословная Адама».’]человек[/footnote]». Иными словами, в Торе есть элементы, связанные с головой, горлом и другими органами человеческого тела. Соответственно, если человек страдает от головной боли, ему следует учить Тору. Если Всевышний пошлет ему удачу и он займется разделом, имеющим отношение именно к голове, это принесет ему исцеление. Однако далеко не каждый обладает столь ясным духовным зрением, чтобы найти раздел Торы, помогающий именно от головной боли, боли в горле и т. д. 

Все сказанное выше справедливо не только в отношении лечения, но и в нашей ситуации. Мы не можем знать, какой раздел Торы будет наиболее полезен Вам как жениху. Поэтому, поскольку благодаря помощи Провидения Вы постоянно посещаете уроки, посвященные различным разделам Торы, Вам следует продолжить все эти занятия. Если Вы не можете сейчас учиться так же, как прежде, Вы можете сократить каждый из этих уроков. Однако ни в коем случае не отказывайтесь даже от одного урока. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 53)

 

<…> Накануне вступления в брак, прежде всего, нужно учить законы, которые необходимо знать и которые становятся актуальными для того, кто собирается [footnote text=’Например, законы, касающиеся обязанностей мужа по отношению к жене.’]жениться[/footnote].

Что касается изучения хасидизма, то в первую очередь нужно заняться [footnote text=’Маамарей авода («трактаты служения») — хасидские трактаты, посвященные служению Всевышнему, т. е. исправлению моральных качеств, молитве и т. д.’]авода[/footnote]. Посоветуйтесь со своим [footnote text=’Машпиа («воспитатель») — в хасидских ешивах завуч, ответственный за моральный облик учеников.’]маамарей машпиа[/footnote], что Вам учить в оставшееся время. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXIV. С. 317)

 

<…> Я уверен, что Вы вовремя получили мое письмо, в котором я поздравил Вас с помолвкой.

Вы задали несколько вопросов, касающихся раздела Торы, который Вам сейчас следует изучать, а также морально-нравственного поведения и служения Всевышнему в оставшееся до свадьбы время.

Мне не доводилось встречать конкретных указаний, касающихся затронутых Вами проблем. Кроме того, в своем письме Вы не указали дату своей свадьбы.

Если предположить, что до свадьбы еще несколько недель, то за это время можно изучить практические законы, которые нужно знать, вступая в брак, например законы ритуальной нечистоты, и т. д. Лучше всего, если Вы будете изучать эти законы вместе с напарником из числа хасидов Хабада, который уже женат.

Непосредственно накануне свадьбы займитесь изучением трактата [footnote text=’«Решит хохма» («Начало мудрости») — каббалистический трактат рабби Элияу де Видаса (1518–1592), ученика рабби Моше Кордоверо.’]«Решит хохма»[/footnote], «Врата святости», главы 15, 16 и 17. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 129)

 

<…> Я уверен, что в рамках подготовки к свадьбе Вы начнете изучать законы, которые нужно знать женатому человеку. По понятным причинам изучать эти законы следует вместе с напарником, который в них сведущ. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVII. С. 980)

 

<…> Вам, безусловно, известен замечательный обычай — несколько дней непосредственно накануне свадьбы изучать 16-ю и 17-ю главы «Врат святости» трактата «Решит хохма». <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 362)

 

<…> В ответ на Ваш вопрос, что учить накануне свадьбы: займитесь изучением 16-й и 17-й глав «Врат святости» трактата «Решит хохма», чтобы целиком закончить их до свадьбы. Кроме того, изучите напечатанный в «Друшей Хатуна» маамар «Леха доди» моего тестя и наставника, Ребе. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 400)

 

<…> Именно сейчас Вы собираетесь готовиться к экзамену на получение смихи? Сейчас самое время изучать законы, которые необходимо знать женатому человеку, а также хасидизм.

Если сейчас Вы примете решение назначить экзамен на время после свадьбы — примерно через шесть недель, — то, поскольку оно будет принято еще до свадьбы, это будет Вам засчитано, как если бы Вы получили смиху до свадьбы. <…>

(Без даты)

 

<…> Как Вы написали в своем письме, Ваша невеста — дочь [footnote text=’Коен — потомок первосвященника Аарона, входящий в сословие священников, служителей Храма.’]коена[/footnote]. Поэтому, согласно наставлениям наших мудрецов, благословенной памяти, Вам нужно больше и усерднее учить Тору, чтобы хоть немного соответствовать описаниям знатока Торы (талмуд хахам).

Вы не написали, на какую дату назначена ваша свадьба. Если до свадьбы есть еще несколько месяцев, Вам следует постараться закончить все шесть разделов [footnote text=’Мишна — первый свод законов Устной Торы, составленный в конце II века н. э., состоит из шести тематических разделов (каждый из которых, в свою очередь, состоит из тематических трактатов).’]Мишны[/footnote], не отказываясь при этом от своих регулярных уроков. Если это окажется невозможным, постарайтесь закончить хотя бы два раздела Мишны. В самом крайнем случае изучите малый трактат [footnote text=’Малые, или Внешние, трактаты — собирательное название для сочинений небольшого размера, подобных трактатам Вавилонского Талмуда по стилю и жанру, но не входящих в него. Эти произведения были написаны в различные эпохи; по-видимому, все они были окончательно обработаны и отредактированы в школе вавилонских гаонов.
«Кала» («Невеста») — трактат, содержащий описания брачных обрядов, рассуждения по поводу скромного поведения и пристойной одежды еврейской девушки.’]«Кала»[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. VI. С. 83)

 

<…> Поскольку Ваша невеста — дочь коена, Вам следует найти дополнительный урок Торы и досконально изучить хотя бы один трактат Талмуда. <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 283)

 

<…> Когда человек, собирающийся жениться на дочери коена, берет на себя обязательство ежедневно учить Тору или жертвовать на благотворительность, он должен произнести «бли недер» ([footnote text=’Святость данного слова, даже не в форме обета, ценится в еврейской традиции столь высоко, что библейское предписание «что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй…» (Дварим, 23:23-24) рассматривается как самостоятельная заповедь, вне зависимости от следующих слов: «…как обещал ты Г-споду, твоему Б-гу». Более того, Талмуд интерпретирует этот стих следующим образом: «То, что произнесли твои уста, равносильно обету» (Недарим, 7а). Чтобы не нарушить обет, что считается очень серьезным прегрешением, со временем возник обычай добавлять ко всякому объявленному намерению ограничительную фразу «бли недер» — «не давая обета».’]«не давая обета»[/footnote]). <…>

(Без даты)

 

<…> Поскольку Ваша дочь — дочь коена, ее жениху следует больше учить Тору, как разъяснено в ответе ребе Цемаха Цедека (Эвен эзер, 11). <…>

(Игрот кодеш. [footnote text=’См. также: Ликутей Сихот. Т. XIX. С. 509.’] Т. VII. С. 154[/footnote])

 

<…> Закон Торы, который приводит в своем ответе ребе Цемах Цедек (Эвен эзер, 11), хорошо известен. Цемах Цедек пришел к выводу, что жених, вступающий в брак с дочерью коена, должен досконально изучить хотя бы один трактат [footnote text=’Чтобы иметь право именоваться знатоком Торы.’]Талмуда[/footnote]. Кроме того, Цемах Цедек постановил, что поскольку в наше время многие, кого нельзя назвать знатоками Торы, все равно женятся на дочерях коена, то это следует разрешить.

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 115)

 

<…> Мое мнение, как следует поступать тому, кто собрался жениться на дочери коена, основано на известном постановлении Цемаха Цедека: ему следует досконально изучить один трактат Талмуда, в крайнем случае один из Малых трактатов. При этом достаточно изучить материал, а не заучивать текст наизусть.

Чем больше он преуспеет в изучении Торы, тем больших вечных благ он удостоится. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 123)

 

<…> В семье глав Хабада было принято, что жених организовывал свою учебу так, чтобы получить смиху еще до [footnote text=’Объясняя смысл этого обычая, Ребе говорил: «Логика этого обычая весьма проста: поскольку в процессе семейной жизни возникает множество вопросов и нет возможности все время обращаться к раввину, нужно позаботиться, чтобы в доме был свой раввин. Соответственно, важно поощрять всех молодых людей — как собирающихся построить “вечное здание”, так и уже женатых, — чтобы они получили смиху.
В прежние времена, для того чтобы получить смиху, нужно было хорошо знать “Тур” и все разделы “Шульхан арух” или, по крайней мере, “Йоре деа” и “Эвен эзер”. В наши дни принято начинать с изучения “Кицур Шульхан арух”, затем переходить к изучению “Шульхан арух” с комментариями, а затем, если есть свободное время, приступать к изучению “Тура” и “Бейт Йосеф”. Когда я говорю о смихе, я имею в виду хотя бы второй вариант, чтобы человек знал, как вести себя в повседневной жизни. Для этого ему нужно изучить “Орах хаим” и “Йоре деа” и хотя бы некоторые законы из “Эвен эзер”» (Торат Менахем, Гитваадуйот, т. VI, с. 70).’]свадьбы[/footnote]. <…>

 

(Без даты)

lech267_009<…> Совершенно очевидно, что ваше предложение закончить до свадьбы хотя бы первую часть «Йоре деа» и получить смиху разумно и правильно и никак не связано с необходимостью зарабатывать на жизнь. Так же очевидно, что эту учебу нельзя откладывать на период после свадьбы. Напротив, следует начать как можно раньше. Со временем Вы сами сможете понять, когда можно будет закончить подготовку к получению смихи. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 200)

 

<…> Вы пишете о своем душевном состоянии и поэтому спрашиваете, не приехать ли Вам сюда…

Я очень удивлен Вашим вопросом. Вы пишете, что уже провели здесь некоторое время и по желанию или против желания, несомненно, нечто приобрели. Теперь все, что Вы узнали, необходимо воплотить в жизнь, как сказали мудрецы: «Важно учение, которое ведет к практическим [footnote text=’Кидушин, 40б.’]действиям[/footnote]».

И Провидение предоставило Вам самый простой способ для воплощения этих идей на практике — возможность заниматься воспитанием еврейских детей, работая в учреждении моего тестя и учителя, Ребе, главы евреев. Очевидно, что Вам следует работать с радостью, усердием и самоотдачей, тем более что Вы собираетесь вступить в брак. Эта работа станет тем каналом и сосудом, благодаря которым Ваша семейная жизнь будет успешной. Однако, вместо того чтобы вернуться в Страну Израиля, Вы хотите уклониться от этой работы. Для этого Ваше дурное начало прикидывается богобоязненностью.

Из этого следует, что Вам нужно с радостью продолжать свою миссию. И поскольку нам обещано, что когда человек хоть немного освящает себя внизу, то Свыше его освящают намного больше, Вы преуспеете во всех своих начинаниях. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXII. С. 15)

 

Подготовка невесты к семейной жизни

<…> Атмосфера и образ жизни еврейского дома в значительной степени зависят от женщины — жены и матери. В основном, а иногда и только на нее возложена обязанность и привилегия наполнить семейную жизнь подлинным еврейским духом. Именно она следит за кошерностью продуктов и напитков, попадающих на кухню, и блюд, подаваемых на стол. Именно ей дана привилегия встречать царицу-субботу, зажигая субботние свечи в пятницу вечером, в положенное время до захода солнца. Тем самым еврейская женщина, в буквальном и переносном смысле, наполняет дом миром, гармонией и светом Торы и заповедей.

Во многом благодаря заслугам женщины Всевышний дарует истинное счастье ее мужу, детям и всем прочим домочадцам. <…>

(Из письма от 18 элула 5735)

 

<…> В конце своего письма Вы написали, что из-за нехватки времени Вы вынуждены отказаться от некоторых своих занятий. Я надеюсь, что это не относится к распространению Торы. (Это включает все добрые дела, которые Вы делаете в рамках работы в движении «Женщины и дочери Хабада».) Подобная деятельность служит наилучшей подготовкой к свадьбе и созданию «вечного здания» еврейской семьи, преуспевающей во всех материальных и духовных начинаниях. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 241)

 

<…> Лучшая подготовка к предстоящей свадьбе для невесты — молитва. Более того, поскольку у женщин чувства и эмоции развиты больше, чем у мужчин, служение Творцу посредством молитвы подходит им гораздо больше, чем мужчинам. <…>

(Без даты)

 

<…> Что касается духовной подготовки к свадьбе <…> огромное значение имеет изучение законов, которые касаются невесты и зависят[footnote text=’Как пояснил Ребе в одном из своих устных выступлений, речь идет, прежде всего, о законах семейной чистоты: «Замужней женщине необходимо знать касающиеся ее законы семейной жизни, чтобы хранить семейную чистоту и, следовательно, святость еврейской семьи. В этом вопросе от женщины зависит очень многое, поскольку соблюдение этих законов касается не только ее, но и ее мужа и детей» (Гитваадуйот 5745, т. II, с. 1181).’]от  нее[/footnote], ибо «деяние — важнее всего». <…>

(Игрот кодеш. Т. V. С. 87)

 

<…> В Талмуде и «Зоаре» неоднократно объясняется, что максимально строгое соблюдение законов скромности — лучший способ удостоиться многих благословений: здоровья, пропитания и подлинного еврейского наслаждения (нахес) от детей и внуков.

Все это зависит только от вас: Вам просто следует поступать соответствующим образом, а также позаботиться о том, что Ваши подруги, родственницы и приятельницы узнали об огромном потенциале соблюдения законов скромности, и благословениях, которые принесет их соблюдение. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 204)

 

<…> Вы спрашиваете моего совета, стоит ли поселиться после свадьбы в комнате в сельской местности, где кухня находится снаружи, достаточно далеко от Вашей комнаты; Ваша невеста боится, что это не соответствует требованиям скромности.

Поскольку в Писании сказано: «Слава царской дочери — внутри [ее дома]» (Теилим, 45:14), в подобной ситуации следует прислушаться к ее мнению и подыскать более подходящее жилье. Тот, кто оплачивает ваши расходы, оплатит и это, тем более что в данном случае Вы исполняете волю Всевышнего относительно скромности дочерей Израиля. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 184)

 

<…> Что касается [footnote text=’Имя девушки при публикации не указано.’]помолвки N.[/footnote] <…> я уверен, что Вы и Ваша жена используете все свое влияние, чтобы она построила свой дом согласно Торе и заповедям, в соответствии с учением хасидизма.

Одна из вещей, в которых необходимо убедиться еще накануне свадьбы, — согласие невесты носить парик. Я уверен, что жених не только согласится, чтобы она носила парик, но и всячески ее в этом поддержит и будет доволен, что она поступает именно так.

Очевидно, что мне не нужно объяснять, почему замужняя еврейская женщина должна ходить в парике, тем более что мы часто видим, что женщины, соглашающиеся покрывать голову шарфиком или платком, вскоре начинают ходить с непокрытой головой. Кроме того, даже в тот недолгий период, когда они покрывают голову, они обычно допускают различные вольности и [footnote text=’Например, носят платок, практически не закрывающий волосы, что, по большинству мнений религиозных авторитетов, является нарушением законов скромности.’]нарушения[/footnote]. <…>

(Игрот кодеш. Т. X. С. 92)

 

<…> Вы спрашиваете моего мнения о том, следует ли покрывать голову. Ваш вопрос меня удивил, поскольку речь идет об однозначном предписании «Шульхан арух», не оставляющем места для сомнений и вопросов.

Меня особенно смутила форма, в которой был сформулирован Ваш вопрос. Вы пишете, что Ваша невеста согласна носить парик таким образом, чтобы он прикрывал все волосы, кроме «двух пальцев» спереди, которые останутся снаружи.

Я не понимаю, кого вы пытаетесь обмануть. Невозможно обмануть Всевышнего, невозможно даже обмануть весь мир — можно обмануть только самого себя. Какая в этом может быть польза?

Я уверен, что при должном усердии и с помощью многократных объяснений Вы сможете убедить свою невесту, что она должна будет покрывать голову должным образом. <…>

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 325)

<…> Отвечаю на Ваш вопрос, касающийся, говоря Вашими словами, «проблемы покрытия головы и происхождения этого обычая».

Прежде всего, речь идет не об обычае, а об однозначном законе [footnote text=’Шульхан арух, Орах хаим, 75.’]Торе[/footnote], предписывающем, чтобы замужняя женщина покрывала голову. Более того, за исполнение этого закона обещана огромная награда. Отсюда мы учим, насколько важно соблюдение этой заповеди.

Вот слова «Зоара», приведенные даже в [footnote text=’Мишна брура — алахический комментарий раввина Исраэля-Меира Пупко (Хафец Хаим; 1839–1933) к разделу «Шульхан арух» «Орах хаим»; один из наиболее авторитетных сводов еврейских законов позднего времени.’]«Мишна брура»[/footnote] (Законы чтения Шма, гл. 75); я перечислю лишь упомянутые там благословения, не приводя описания всех негативных последствий, вызываемых несоблюдением этого закона: «Ее дети будут красивее других детей; ее муж удостоится всех благословений, наверху и внизу — богатства, детей и внуков».

К этому я хочу добавить, что меня просто пугает, когда я слышу, что это может быть «проблемой» для женщины, в сердце которой есть хотя бы искра еврейской веры и которая хочет, чтобы ее замужество оказалось удачным и счастливым. Ведь упомянутые выше благословения касаются не только мужа и жены, но и их будущих детей, которыми их благословит Всевышний.

Даже если Вы утверждаете, что это может быть неприятно, разве можно сравнить неудобства, связанные с необходимостью покрывать голову, и благословение — благословение Того, Кто создал человека, сотворил вселенную и управляет ею?! Подобные мысли совершенно нерелевантны, даже если бы существовала хотя бы тень сомнений, является ли предписание покрывать голову заповедью, а тем более — поскольку речь идет об однозначном законе.

Разумеется, я знаю о существующих возражениях, а также о том, что многие не следуют этому [footnote text=’В начале и середине прошлого века среди эмансипированных религиозных женщин некоторые покрывали голову только в синагоге и во время религиозных обрядов. Некоторые модернистские ортодоксальные раввины — например, Моше Малка и Йосеф Машаш — даже защищали этот обычай. ‘]закону[/footnote]. Однако этой проблеме уже несколько тысяч лет: евреи всегда были обособленным народом, чьи законы не похожи на законы прочих [footnote text=’См. Эстер, 3:8: «Во всех областях царства твоего есть один народ среди других народов, но обособленный от них; и законы их отличны от законов всех народов». ‘]наций[/footnote].

К сожалению, среди евреев всегда были (и есть) те, кто публично нарушал субботу и даже вступал в браки с неевреями, упаси Б-г! Однако это, разумеется, не оказывает ни малейшего влияния на жизненно важные аспекты нашей Торы, называемой Торой жизни, и ее заповеди, о которых в Писании сказано: «Соблюдайте Мои постановления и Мои законы, исполняя которые человек будет жив» (Ваикра, 18:5). Аналогичным образом, поклонение золотому тельцу, имевшее место вскоре после дарования Торы, ни на йоту не умалило важности Десяти заповедей, и, соответственно, всей Торы и всех ее законов.

Поскольку скоро Пурим, хочу напомнить, что первым, кто пожаловался на то, что мы живем обособленно и наши законы не похожи на законы других народов, был Аман, задумавший не только духовное, но и физическое уничтожение всех евреев: «Погубить и истребить всех иудеев, от малого до старого, детей и жен, а имущество их разграбить» (Эстер, 3:13). Ибо в любой стране существование еврейского народа зависит исключительно от соблюдения Торы и заповедей, которые Единый Творец дал Своему избранному народу. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXIII. С. 345–346)

 

<…> В своем письме от 13 ияра Вы просите объяснить, зачем замужняя женщина должна покрывать голову. Меня очень удивила сама постановка вопроса, тем более что сейчас мы готовимся к [footnote text=’Т. е. накануне Шавуот, праздника дарования Торы.’]принятию Торы[/footnote], которую еврейский народ получил только после того, как заявил: «Сделаем и поймем» (Шмот, 24:7).

В трактате [footnote text=’88а.’]«Шабат»[/footnote] есть известный рассказ о саддукее, который спросил: неужели евреи не захотели сначала понять и только затем сделать? На это мудрецы ответили словами Писания: «Непорочность прямодушных ведет их, а порочность вероломных погубит их» (Мишлей, 11:3).

Мудрецы также говорили, что сначала человек должен принять «иго Небесного царства», и лишь потом Всевышний, в Его бесконечной доброте, даст возможность хоть немного понять смысл заповедей. Однако и тогда человек должен исполнять заповеди ради принятия «ига Небесного царства», а не в силу того, что его ограниченный разум, разум сотворенного существа, якобы смог понять предназначение Всевышнего, который бесконечно далек от нас.

Совершенно очевидно, что вера заставляет человека принять заповеди Всевышнего, не пытаясь понять их предназначение ограниченным интеллектом. Ведь даже с точки зрения простого здравого смысла нетрудно понять, что конечный разум не может познать бесконечное. Между тем один из принципов еврейской веры, веры «верующих, потомков верующих», заключается в том, что Творец, Его воля и знания бесконечны, тогда как человеческий разум ограничен во всех своих проявлениях.

Кроме того, следует учесть недвусмысленное обещание награды за исполнение заповеди покрывать голову (подробнее об этом см.: Зоар, III, p. 126a). Даже если человек относится к этим обещаниям скептически — упаси Б-г! — ему все равно стоит делать это, тем более что слова «Зоара», будучи частью нашей истинной Торы, достоверны и справедливы в любые времена и в любом месте. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 102–103)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

Происхождение алфавита было и остается актуальным вопросом для ученых. Произошел ли он из египетских иероглифов, или из клинописной системы ассирийцев, или из иероглифики хеттов, или из слоговой письменности Кипра? «Сефер Йецира» отвечает: «Из сфирот». Но что она имеет в виду под сфирот?

Что было раньше: курица, яйцо или Б‑жественный закон, регламентирующий их использование?

И вновь лакмусовой бумажкой становится вопрос с яйцами. Предположим, что яйцо снесено в первый день праздника и его «отложили в сторону». Нельзя ли его съесть на второй день, поскольку на второй день не распространяются те же запреты Торы, что и на первый? Или же мы распространяем запрет на оба дня, считая их одинаково священными, хотя один из них — всего лишь своего рода юридическая фикция?

Пасхальное послание

В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.