Письма о семейной жизни
(Симхат Олам. С. 110)
Разумеется, Вы можете написать в приглашении, что свадьба состоится 14 [footnote text=’Еврейский день начинается с вечера, поэтому если хупа будет поставлена до захода солнца, а празднество продолжится после наступления темноты, то свадьба состоится и 13, и 14 кислева. Для хасидов Хабада 14 кислева — символическая дата, поскольку в этот день женился сам Ребе Менахем‑Мендл Шнеерсон. ‘]кислева[/footnote], однако не пишите, что она состоится «в ночь 14 кислева». Лучше напишите ор ле юд‑далет («накануне [footnote text=’Традиционная формулировка, указывающее, что действие происходит накануне определенной даты; см., напр.: Псахим, 1:1.’]14 кислева[/footnote]»), в соответствии со словами Талмуда: «Мудрецы учили языком [footnote text=’Авот, 6:1. Ребе имеет в виду следующее: подобно тому как мудрецы использовали формулировки своих предшественников, и нам следует использовать традиционные еврейские формулировки. ‘]Мишны[/footnote]».
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 279)
Известно, что религиозные авторитеты прежних и нынешних поколений прилагали огромные усилия, чтобы все‑таки разрешить частную переписку с использованием подобного шрифта. Как бы то ни было, необходимо следить за тем, чтобы шрифт, которым мы пользуемся, заметно отличался от шрифта, которым пишут свитки Торы, тфилин и мезузы (ктав ашури им тагим).
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 228)
(В ответ на письмо жениха, написавшего, что он хочет сыграть свадьбу в маленьком скромном зале в районе компактного проживания хасидов Хабада, месте резиденции Ребе, Краун‑Хайтс).
(Без даты)
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 432)
Вы пишете, что Вам трудно подготовить все должным образом из‑за больших расходов, связанных с поездкой на свадьбу. Между тем простая человеческая логика говорит, что деньги — это не цель, а средство получить то, что нам нужно или желанно. Поскольку Ваше желание попасть на свадьбу сына полностью соответствует Торе и «Шульхан арух», Всевышний, несомненно, обеспечит Вас необходимыми для этого путешествия средствами. Соответственно, все, что Вам нужно, это выбросить из головы мысли, что если Вы не сможете поехать на свадьбу, деньги останутся в Вашем кармане. Это не так, поскольку эти деньги были даны Вам Свыше именно для того, чтобы Вы попали на свадьбу сына.
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 107)
С другой стороны, побывать на свадьбе своего ребенка — огромная заслуга; эта заслуга приобретается благодаря вере и упованию на Всевышнего. Судя по тону Вашего письма, я начал сомневаться, так ли обстоит [footnote text=’То есть есть ли у респондента достаточно веры и упования, благодаря которым Всевышний даст ему средства на поездку.’]дело[/footnote].
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 220)
В свете этого Вам будет нетрудно понять мое отношение к тому, что один из родителей собирается сюда, чтобы попасть на свадьбу, — поездка, сопряженная с огромными расходами. Я уверен, что молодые смогут распорядиться этими деньгами гораздо лучше.
Разумеется, все, что я сказал относительно приезда родителей на свадьбу, а также о том, какой должна быть сама свадьба, — не более чем рекомендация. Поэтому я предлагаю, чтобы обе стороны еще раз все обдумали и приняли окончательное решение.
Что бы Вы ни решили — пусть будет воля Всевышнего, чтобы решение было удачным, и свадьба состоялась в добрый час.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 207–208)
Даже если у Вас есть деньги, с учетом финансового положения жениха и невесты было бы разумнее потратить эти деньги на обустройство дома; я уверен, что молодые смогут хорошо распорядиться столь значительной суммой.
(Игрот кодеш. Т. XVIII. [footnote text=’Важно отметить, что эти письма были написаны в середине прошлого века, когда международные авиаперелеты были дороже, а экономическое положение большинства религиозных евреев — существенно хуже. Позже, когда глава австралийской ешивы «Томхей тмимим» спросил Ребе, следует ли придерживаться прежней политики, запрещающей студентам ездить на свадьбы родственников, или же времена изменились и он может начать давать подобные разрешения, Ребе вернул ему письмо, подчеркнув в нем слова «времена изменились» (Двар мелех, с. 69).’]С. 194[/footnote])
Хотя Вы не стали писать подробно, из‑за чего Вы поссорились с братом, я полагаю, что будет правильно, если Вы придете к нему на свадьбу. Помимо того что это будет проявлением любви к еврею (аават Исраэль), Вы, несомненно, сможете воспользоваться случаем, непосредственно во время свадьбы или позже, приблизить Вашего брата и его невесту к еврейской традиции. Пусть же Всевышний поможет Вам преуспеть и в этом.
(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 97)
Поэтому Вам следует прийти на свадьбу еврея, тем более что он Ваш родственник. Что касается вопроса, следует ли Вам ограничиться присутствием во время хупы, или же можно остаться и принять участие в дальнейшем [footnote text=’Поскольку речь идет о не слишком религиозном родственнике, характер этого празднования трудно предсказать заранее. ‘]праздновании[/footnote] — спросите у местных хабадников.
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 162)
День свадьбы
Если жених и невеста не могут сделать пожертвование рано утром, им следует сделать это в течение дня, в крайнем случае – непосредственно перед хупой. Если по какой‑то причине этого не удалось сделать до свадьбы, нужно будет сделать это после, как только они об этом вспомнят.
Родители, дедушки и бабушки, братья и сестры, а также все остальные родственники и друзья, которые хотят поучаствовать в радости жениха и невесты, в день свадьбы тоже должны пожертвовать на благотворительность больше, чем обычно. Это также касается учителей и сватов жениха и невесты. Пожертвование должно сопровождаться пожеланиями жениху и невесте, а также словами, чтобы в награду за исполнение этой заповеди их совместная жизнь была долгой и счастливой.’]обычно[/footnote].
(Симхат Олам. С. 64)
(Без даты)
Им также следует изучить те законы брака, которые они прежде не [footnote text=’Одному жениху Ребе посоветовал изучить свадебные обычаи, описанные в «Игрот Леви‑Ицхак» р. Леви‑Ицхака из Бердичева. Другому жениху он предложил интенсивно учить в этот день «Решит хохма».’]учили[/footnote].
(Симхат Олам. С. 64)
Поскольку я не знаю конкретных постановлений на этот счет, я не могу однозначно ответить на Ваш вопрос. Однако я знаю, что в этот день читают много псалмов, хотя не знаю точно, какие именно.
Разумеется, все это нужно делать помимо досконального изучения законов брака, имеющих отношение к невесте. Знание этих законов имеет первостепенное значение, в соответствии со словами «Зоара»: «Главное – это действие».
(Игрот кодеш. Т. V. С. 87)
(Игрот кодеш. Т. V. С. 87)
Для жениха и невесты, а также для их родителей этот день должен стать временем интенсивного изучения Торы, молитвы, добрых дел, раскаяния и избавления.
(Без даты)
Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]