Письма о семейной жизни
Семейная жизнь, мир в семье
Через тридцать дней одну мезузу нужно снять и отдать на [footnote text=’См.: Шульхан арух а‑Рав, 10:12: «В Стране Израиля запрещается жить даже непродолжительное время в квартире, у дверей которой нет мезузы. За пределами Страны Израиля поступают так: вселяясь в квартиру, прикрепляют мезузы у всех дверей, не произнося благословения, а по прошествии 30 дней одну из них заменяют на лучшую или отдают на проверку и, прикрепляя ее, произносят благословение, имея в виду также все мезузы, уже находящиеся в доме». См. также: Шаарей алаха у‑минаг, т. III, с. 342 и примечания, о традиции Ребе Рашаба.’]проверку[/footnote], а вместо нее прикрепить другую, лучшую. После этого произносят благословение на новую мезузу, подразумевая при этом и те, которые уже прибиты.
(Игрот кодеш. Т. X. С. 218)
Согласно нашему обычаю, вне пределов Израиля мы вешаем мезузы сразу после вселения в новый дом, без благословения. Через тридцать дней одну из них снимают, отдают на проверку и заменяют другой, лучшей. Прибивая эту новую мезузу, произносят благословение, подразумевая при этом и те, которые уже прибиты к косякам.
(Игрот кодеш. [footnote text=’Ребе также дал подробные инструкции, к какому косяку прибивать мезузу: «Мезузу следует прикреплять справа, если смотреть в комнату, в которую открывается дверь. Этот закон распространяется даже на дверь, ведущую на балкон, — как в резиденции моего наставника и тестя, Ребе, — в соответствии с его постановлением. Этот закон не относится к входной двери, где мезузу всегда прикрепляют справа от входящего» (Сефер а‑минагим, 81).’]Т. XIX. С. 390[/footnote])
(Игрот кодеш. Т. XXI. С. 282)
Поиски заработка после вступления в брак
Сегодня мы воочию видим то, что объясняется в священных книгах: чем сильнее вера и упование на Творца мироздания, чье Провидение не оставляет ни одного человека, тем быстрее положение человека изменится к лучшему и тем значительнее будет это улучшение. Это справедливо и в Вашем случае.
(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 223)
Понятно, это очень печально, что Вы так беспокоитесь. Я уверен, сказанного в Торе и особенно в учении хасидизма о вере и уповании на Всевышнего будет достаточно, чтобы Вы перестали себя так вести.
Как Вы понимаете, это не противоречит необходимости естественным образом создать «сосуд», ибо сказано: «благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всем, что ты будешь делать» (Дварим, 15:18) — это значит, что нужно поступать в соответствии со словами: «Когда ты ешь от плодов труда своих рук» (Теилим, 128:2) — руки должны трудиться, а сердце и голова — оставаться свободными. Это особенно справедливо, когда речь идет о таком человеке, как Вы, видевшем чудеса своими глазами.
Итак, Вам совершенно не о чем беспокоиться — если Всевышний, благословен Он, поддерживает всех и каждого, т. е. более одного миллиарда восьмисот миллионов людей, то Он, безусловно, сможет достойным и пристойным образом обеспечить Вас и Вашу семью.
Было бы жалко тратить драгоценное время, чтобы подробно объяснять столь очевидные вещи.
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 198)
Вопреки ошибочному мнению, что пропитание — в наших руках, а духовное — в руках Всевышнего, все обстоит прямо противоположным образом. Пропитание находится в руках Всевышнего, о чем свидетельствует благословение после трапезы, являющееся заповедью [footnote text=’В отличие от остальных благословений, являющихся постановлениями мудрецов. См.: Брахот, 48б.’]Торы[/footnote]: «Ибо Он доставляет пропитание и средства к существованию всем, и благотворит всем, приготовляет пищу всем Своим творениям, которых создал. Как сказано: “Ты раскрываешь Свою ладонь и питаешь все живое”». Соответственно, человеку нужно лишь создать подходящий «сосуд», способный вместить Б‑жественные блага.
С духовным «пропитанием» все обстоит иначе. Здесь все в руках человека, ибо сказано: «Все в руках Небес, кроме страха перед [footnote text=’Брахот, 32б.’]Небесами[/footnote]».
(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 98)
(Микдаш Мелех. Т. I. С. 236)
Это напоминает вопрос, заданный нашим учителем Моше: «Откуда у меня мясо, чтобы дать всему этому народу, когда они плачут предо мною, говоря: «Дай нам мяса, и будем есть»?» (Бемидбар, 11:13). Эти слова означают, что проблема обеспечения мясом была гораздо ниже духовного уровня Моше, как разъясняется в [footnote text=’Ликутей Тора, Бемидбар, с. 17; Беаалотха, 31.’]«Ликутей Тора»[/footnote]. Соответственно, «низведение мяса» было осуществлено посредством семидесяти [footnote text=’Ставших пророками, но не достигших уровня Моше. См.: Бемидбар, 11:16‑18: «И Г‑сподь сказал Моше: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Исраэля, о которых ты знаешь, что они старейшины народа и его надзиратели, и возьми их к соборному шатру, и пусть они предстанут там с тобой. А Я сойду и буду говорить там с тобой, и отделю от духа, который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа этого, и не будешь ты нести один. Народу же этому скажи: приготовьтесь к завтрашнему дню, и будете есть мясо». ‘]старейшин[/footnote]. Тем не менее это было достигнуто благодаря Моше, который был лидером поколения, поэтому все нисходящие Свыше блага поступали через него.
Таким образом, когда Вы трудитесь в «винограднике Хабада», духовная и материальная составляющая помогают друг другу.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 13)
Мне недостаточно того, что Вы и Ваша супруга являетесь хасидами. Ваши дети также должны будут стать хасидами, а для того, чтобы это произошло, необходимо, чтобы Ваше материальное положение было в полном порядке.
(Микдаш Мелех. Т. II. С. 402)
(Микдаш Мелех. Т. I. С. 238)
Кроме того, посоветуйтесь с местными друзьями, и они смогут прояснить ситуацию, рассказать о потенциальных рабочих местах [footnote text=’Когда речь шла о поисках работы, Ребе придавал советам друзей первостепенное значение. К примеру, в одном из выступлений он сказал: «Что касается пропитания, то в этих вопросах следует поступать согласно совету знающих друзей, как сказано: “При отсутствии мудрых советов падет народ, а спасение — в силе советника” (Мишлей, 11:13). Это значит, что те, кто дают совет, должны быть мудрыми и компетентными… кроме того, советующих должно быть как минимум двое… И наконец, они должны быть “друзьями”, т. е. заботиться о Вашем благополучии, а потому серьезно обдумают Вашу проблему и дадут Вам полезный совет» (Сефер а‑сихот 5748, т. I, с. 240).’]и т. д.[/footnote]
(Гейхаль Менахем. Т. III. С. 179)
Разумеется, в общем и целом «никто не знает, как заработает на [footnote text=’Псахим, 54б.’]жизнь[/footnote]». Тем не менее, очевидно, шансы найти работу гораздо выше в том месте и в той стране, где есть больше возможностей, и, соответственно, больше вероятность найти применение своим знаниям и умениям.
(Игрот кодеш. Т. VII. С. 242)
В свете сказанного в «Кунтрес у‑мааян» человеку надлежит создать «сосуд», который сможет вместить посылаемые Свыше блага. Поэтому не следует ждать, пока другие предложат Вам работу. Вам следует самостоятельно и активно искать себе место, поскольку найти работу Вам гораздо важнее, чем тем, кто мог бы Вам ее предложить.
(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 417)
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 143)
Супружеские отношения и воздержание
(Игрот кодеш. Т. XI. С. 18)
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 424)
(Без даты)
Я удивлен Вашим вопросом, поскольку это — обязанность мужа и заповедь, как разъяснено в «Тора ор» ([footnote text=’Вместе с тем следует отметить, что Алаха не рекомендует супружескую близость во время ссоры: «Если супруги были в ссоре, а в этом случае супружеская близость им запрещена, мужу разрешается поговорить с женой, чтобы помириться с ней и чтобы она не сердилась» (Кицур Шульхан арух, 150:2). Видимо, речь шла о не слишком серьезном конфликте. ‘]Мегилат Эстер, 92б[/footnote]).
В связи со сказанным выше я уверен, что Вы сообщите мне о восстановлении семейного мира. Надеюсь получить от Вас добрые вести, которые непременно последуют, если Вы приложите необходимые усилия. «Велик мир, ибо он служит сосудом для всех Б‑жественных [footnote text=’Укцин, 3:12.’]благ[/footnote]»; мир восполняет все недостающее и очищает все, что нуждается в очищении.
(Игрот кодеш. Т. X. С. 136)
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 389)
Я не помню, чтобы в каком‑либо источнике видел упоминания о разнице относительно этого. И хотя, в принципе, умолчание не может само по себе служить [footnote text=’См.: Сдей хемед, Клалим, Маарехет а‑ламед, Клаль 77. ‘]доказательством[/footnote], поскольку ни в одной из книг не говорится о таковом, в данном случае это можно считать доказательством.
(Игрот кодеш. Т. XII. С. 389)
Безусловно, не следует так поступать, тем более что в подобном случае требуется полное согласие другой [footnote text=’См.: Шульхан арух а‑Рав, 142:12: «Пропускать обычные сроки интимной близости разрешается только в том случае, если жена дает на это согласие. Однако если один из супругов уклоняется от интимной близости с целью причинить другому страдание, грех его очень велик. Мужчина, поступающий подобным образом, нарушает закон Торы, запрещающий лишать жену супружеской близости (Шмот, 21:10)».’]стороны[/footnote], а поскольку во всех религиозных кодексах сказано, что воздержание очень тягостно, трудно гарантировать, что согласие второй стороны является безоговорочным и искренним.
Многочисленным спрашивающим по поводу воздержания я неоднократно писал, что подобное «благочестивое» поведение на самом деле является распущенностью или даже хуже чем распущенностью. В нашем духовно оскудевшем поколении есть считанные люди, способные воздерживаться и не попасть при этом в ловушку.
Пусть будет воля Всевышнего, чтобы Вы перестали размышлять о подобных вещах, ибо эти рассуждения недостойны и совершенно не нужны.
(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 314)
Мне это категорически не нравится. Помимо того что в подавляющем большинстве случаев подобное согласие не является чистосердечным, представляется в высшей степени сомнительным, что подобное воздержание добавляет чистоты и облагораживает наши помыслы, — возможно, дело обстоит прямо противоположным образом.
Известно, что «тот, у кого в корзине есть хлеб, не чувствует [footnote text=’Йома, 18б.’]голода[/footnote]» (тогда как тот, у кого под рукой нет хлеба, постоянно испытывает голод). Поскольку духовное состояние человека соответствует помыслам его сердца, я глубоко убежден, что сексуальное воздержание — не тот путь, которым Вы достигнете цели. Поучите также «Тора ор» («Мегилат Эстер»), где р. Шнеур‑Залман из Ляд пишет о тех, кто недооценивает важность и значимость супружеской близости: «Это очень важная вещь, и даже на Небесах это очень важная вещь».
(Игрот кодеш. Т. X. С. 370)
Кто может гарантировать, что благодаря воздержанию изучение Торы и молитва будут протекать в чистоте? У большинства людей, которые решают вести себя подобным образом, убытки значительно превысят пользу. Это настолько серьезно, что в ситуации, подобной [footnote text=’Жене респондента беременность была противопоказана по медицинским причинам.’]Вашей[/footnote], Цемах Цедек разрешает использовать [footnote text=’Контрацептив, упомянутый в Талмуде (Йевамот, 12б); по разным мнениям — тампон или диафрагма, которую вставляли перед половым актом, или специальная губка, впитывавшая сперму после; см. Ilana R. Chertok, Deena R Zimmerman, Contraceptive considerations for breastfeeding women within Jewish law, http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC1779768/ ‘]мох[/footnote] (см.: Шут, Эвен эзер, 92).
Кроме того, даже если супруга дает согласие на воздержание от близости, всегда остаются сомнения, насколько чистосердечным оно было. И наконец, во многих случаях отказ от супружеской близости плохо сказывается на здоровье женщины.
(Игрот кодеш. Т. IX. С. 327)
(Письмо от 21 ава 5710)
Я был глубоко потрясен тем, что прочитал в Вашем письме. По мнению многих религиозных авторитетов, ее согласие и готовность простить не делает это решение [footnote text=’См.: Шульхан арух, Эвен эзер, 76:1. ‘]законным[/footnote], и заповедь супружеской [footnote text=’«Когда человек женится, независимо от того, была ли его невеста девственницей или нет, взрослой или маленькой, рождена она в народе Израиля или освобожденная рабыня, — в любом из этих случаев он становится обязанным ей по десяти пунктам и получает права по четырем пунктам.
Помимо этого, практика аскетизма и укрощения плоти за счет другого является для меня совершенно неслыханной.
Если, как Вы пишете, врачи сказали, что беременность опасна для Вашей супруги, для этих случаев есть широко известное постановление Цемаха Цедека, что речь идет об одной из трех категорий женщин, которым можно использовать [footnote text=’«Сказал рабби Бебай от имени рабби Нахмана: три категории женщин могут использовать мох: несовершеннолетние, беременные и кормящие» (Йевамот, 12б). ‘]мох[/footnote].
Я не хочу писать об этом подробно, поскольку неоднократно объяснял это в других местах. Нескольких вышеприведенных строк будет вполне достаточно.
(Игрот кодеш. Т. VI. С. 157)
Хотя я не вижу в этом никакой необходимости, раз Вы пишете, что уже располагаете средствами, чтобы покрыть большинство расходов, Вы можете ехать. Вместе с тем я не могу одобрить Ваш план приехать до Песаха и отпраздновать здесь Песах, поскольку обычай еврейских мужчин — делать все возможное, чтобы провести Песах с семьей.
Поскольку Вам совершенно не обязательно приезжать сюда до Песаха, ничего не случится, если Вы отложите поездку на несколько недель.
(Игрот кодеш. Т. X. С. 310)
Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака, Йеуды Векслера, Евгения Левина[/author]