Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 8 февраля 2016
Поделиться

Заработок: упование на Всевышнего и собственные усилия

<…>В отношении Вашего беспокойства о заработке: разумеется, надлежит действовать естественными средствами, как сказано в «Книге заповедей» Ребе Цемаха Цедека, лист 106а, и в «Кунтрес Умааян», гл. 17. Когда мы естественным путем создаем сосуды для Б‑жественного блага, Всевышний посылает благословение нуждающемуся и его домочадцам.

(Игрот кодеш. Т. III. С. 428)

 

<…>Всевышний может послать заработок человеку, не считаясь с местом, в котором тот живет. Однако известны слова наших мудрецов <...> что человеку надлежит устроиться в том месте, где ему хорошо и где он чувствует себя уместно и естественно. И все это для того, чтобы ему не приходилось получать заработок чудесным путем. Конечно же, заработок зависит от воли Всевышнего, но Тора велит нам прилагать естественные усилия и молиться о том, чтобы они достигли сверхъестественного результата. Человек не знает, чем в итоге заработает, однако понятно, что больше возможностей заработать там, где пригодятся его знания и умения. И решение о месте жительства вовсе не должно быть окончательным и бесповоротным: не исключено, что в будущем откроются новые перспективы. Вы желаете жить поблизости от родителей — и это понятно, у Вас с ними существует эмоциональная связь. Но в мире принято, что дети сами устраиваются в жизни и, если в отдаленных местах больше возможностей, едут в отдаленные места. Более того, вероятно, именно там раскроются их внутренние возможности, ведь там они вынуждены справляться со всем сами.

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 242)

 

<…>Любой еврей верит в то, что именно Всевышний всех кормит. И если человек думает, что кто‑то другой может перебить его заработок, хотя Всевышний решил иначе, — это противоречит не только вере Израиля, но и вере других народов в Провидение.

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 261)

 

<…>Вы пишете, что работники Вашей фирмы не очень религиозны <…> Но поскольку эта фирма является источником Вашего материального благосостояния, это значит, что и Ваше духовное пропитание находится там же! Можно повлиять на каждого еврея, если задеть Б‑жественную искру в его душе.

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 188)

 

<…>Наши мудрецы говорили, что не стоит огорчаться из‑за временного недостатка денег. Тем более это верно в этой стране (США. — Ред.), жители которой воочию видели настоящие экономические чудеса и научились понимать, что деньги — на самом деле суета. Понятно, что недостаток средств многому мешает и может помешать даже служению Всевышнему. Нужно молиться об избавлении от недостатка денег. А когда «из теснин взываю я к Г‑споду — ответит мне Г‑сподь простором» (Теилим, 130:1). Но сначала это будет духовный простор — надо убрать то, что мешает духовному служению, а потом придет и материальный простор.

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 338)

 

Швейная мастерская Генри Галлера. Фото Билла Арона. Новый Орлеан, Луизиана

Швейная мастерская Генри Галлера. Фото Билла Арона. Новый Орлеан, Луизиана

<…>Хорошо, что положение с Вашим заработком улучшилось. И поскольку Вы работаете в сфере еврейского образования, то Ваш материальный заработок приходит оттуда же, откуда и духовный. И если мы стараемся больше заработать в материальном плане, тем больше мы должны прилагать усилий для того, чтобы заработать в духовном плане, — и потому, что духовные аспекты важнее материальных, и потому, что материальное преуспевание зависит от духовного положения.

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 343)

 

<…>Вы пишете, что не можете получить должность, так как Вам мешают другие люди. Но ведь в благословении после трапезы — а произносить его — заповедь Торы — сказано, что именно Всевышний кормит и обеспечивает всех, и Вас в том числе. И если Всевышний решил Вас обеспечить, то как этому могут помешать люди? Понятно, что, если есть проблемы с заработком, они зависят только от Ваших поступков, а не от желания других людей, которые ни на что не могут повлиять. А чем больше мы изучаем Тору и выполняем заповеди, тем больше благословений дарует нам Всевышний как в материальном, так и в духовном.

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 60)

 

<…>Обеспечивать всем необходимым домочадцев, да и себя, — это заповедь Творца, и ее нужно исполнять с верой, а не просто «для галочки». Не надо пытаться обмануть повеление: «И благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всех деяниях твоих рук, что ты будешь делать» (Дварим, 14:29). Это нужно делать без беспокойства, не погружаясь в заботы о заработке всем своим существом — но с другой стороны, и не экономя на реальных действиях.

(Игрот кодеш. Т. IX. С. 132)

 

<…>Как бы Вы ни были заняты хлопотами о заработке, нужно помнить, что заработок человека определяется Свыше на весь будущий год в период между Рош а‑Шана и Йом Кипуром и что материальный заработок зависит от духовного состояния.

(Игрот кодеш. Т. X. С. 55)

 

<…>Вы спрашиваете, не стоит ли перенести Ваш магазин в центр города, хотя при этом Вы влезете в долги… Мне кажется, это стоит сделать, чтобы создать больше возможностей для заработка, и тогда осуществится сказанное: «Раскрой свой рот — и Я его наполню» (Теилим, 81:11). А дополнительные возможности для заработка откроются благодаря усердному исполнению заповедей и в процессе наставления на путь Торы всех тех, кто в своей материальной жизни зависит от этого магазина: каждого — по его уровню. Разумеется, Вам нужно объяснять каждому из них смысл и величие усердного исполнения заповедей, тем более в наше время. И тогда Всевышний пошлет Вам честный и щедрый заработок.

(Игрот кодеш. Т. X. С. 60)

 

<…>Вы пишете, что не можете заняться Торой и заповедями, как полагается, из‑за необходимости зарабатывать. Каждому из тех, кто занимается каббалой, известно, что в области заработка есть два аспекта: а) чтобы он был предуготовлен в высших мирах, б) чтобы спустился в наш материальный мир. Это подробно объяснено в «Кунтрес Умааян». А если кто‑то говорит, что у него нет времени заниматься первым аспектом, поскольку он целиком занят вторым, — это совершенно противоречит разуму. Чтобы человеку отпустили заработок Свыше, он должен заниматься Торой и заповедями. Особенно это верно в отношении посланников‑шалиахов, которых Провидение направило в некое государство с некоей миссией. И чем поможет его старание добыть заработок, если оно мешает выполнению его миссии, а значит, выделению его заработка Свыше?

(Игрот кодеш. Т. X. С. 132)

 

<…>Вы пишете, что Вам шестнадцать лет, вы учите Тору и стремитесь продолжать это занятие, но Ваш отец хочет, чтобы вы переехали в другую страну и помогли ему в его бизнесе. Но ведь Всевышний кормит и питает всех, поэтому нужно изо всех сил стремиться выполнять Его волю — а это в первую очередь изучение Торы и выполнение заповедей. И тогда он прибавит Свое благословение Вашему отцу и всему Вашему семейству и увеличит их заработок. Наоборот, Ваш отец должен помогать Вам учить Тору — как Открытую ее часть, так и хасидизм. И поскольку сейчас у Вашего отца есть заработок, я вообще не вижу для Вас смысла переезжать.

(Игрот кодеш. Т. X. С. 197)

 

<…>В отношении Вашей торговли. Ваше дело создать естественные сосуды для Б‑жественного благословения, которое последует в изобилии. А судя по тому, что я знаю, именно этот аспект у Вас несколько заброшен <…> Известно, что всех сокровищ мира не хватит для того, чтобы вознаградить соблюдение заповедей евреями. Напомню: в награду за три шага, которые сделал Эглон, царь Моава, в честь Всевышнего, царство в Моаве началось на три поколения раньше, чем у евреев. Тем более это касается наших усилий в сфере святости!

(Игрот кодеш. Т. X. С. 265)

 

<…>Почему‑то люди, особенно в наше время, пытаются планировать будущее своих детей и уверены, что именно в этой или в другой профессии их сын сможет спокойно зарабатывать деньги, как будто для Всевышнего это единственная возможность обеспечить их сына! Однако сказано: «И благословит тебя Г‑сподь, Б‑г твой, во всех деяниях твоих рук, что ты будешь делать» (Дварим, 14:29), и подготовка к этому действию не должна отодвигать главных дел нашей жизни. Ваш сын уже много лет беспокоится о том, как именно он будет зарабатывать деньги, и это беспокойство разъедает его изнутри, хотя, возможно, он сам этого не осознает. Он думает о том, что выучился на шохета, ему представляется, что это будет для него единственным способом добыть пропитание, и он ослабевает от этого. Но если разобраться, подобный образ мыслей — это отсутствие упования на Всевышнего, веры в Провидение, в то, что Он может все. Если бы у него была такая вера, он бы сам боролся против такого мировосприятия. Поэтому я рекомендую вам следующее: 1) Ваш сын должен начать изучение другой специальности, это успокоит его. Сейчас он учится в ешиве — так пусть приступит к подготовке к экзаменам на раввинскую степень. 2) Если у сына снова ослабнут руки, пусть он не пытается бороться с этим, а просто не придает этому значения; только пусть не точит свой нож резника в этот день. 3) Чтобы не допустить беспокойства, Ваш сын должен каждый день изучать источники хасидизма — душу Торы, древо жизни, и пусть поступает так каждый день. Я надеюсь, это поможет.

(Игрот кодеш. Т. X. С. 319–320)

 

Лекции по хасидизму в Карлтон‑колледже. Миннесота.  Lubavitch Foundation

Лекции по хасидизму в Карлтон‑колледже. Миннесота. Lubavitch Foundation

<…>Вы пишете, что Вас не принимают на работу, потому что Вы носите бороду. Но этого никак не может быть. Борода — святой еврейский обычай, и не может так быть, чтобы Всевышний — Господин всего мира, включая США, — допустил, чтобы в Его мире человек страдал из‑за следования Его обычаям. А значит, Он просто сводит обстоятельства так, чтобы Вы там не работали и не жили.

(Игрот кодеш. Т. X. С. 365)

 

<…>Вы пишете, что у Вас нет заработка. Если бы Вы не относились с прохладцей к своему духовному заработку, то был бы у Вас и материальный, ведь одно зависит от другого.

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 89–90)

 

<…>В отношении недостаточного заработка <…> Ведь ясно, что Всевышний кормит и питает всех, но нужно сделать Ему обиталище в нижних мирах посредством Торы и заповедей, вот тогда Он и будет питать всех в полной мере.

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 91)

 

<…>Вы беспокоитесь о Вашей торговле <…> Прежде всего нужно отделять подобающие суммы на цдаку. Хасиды говорят: «Сказано в псалмах: “Трудом твоих рук будешь питаться” (Теилим, 128:2) — а не трудом головы, потому что голова должна быть свободна для духовных занятий». Но это нельзя понимать буквально, ведь невозможно достичь успеха в делах, не прилагая разума. Однако основные интеллектуальные старания должны быть отданы делам духовным.

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 88)

 

<…>В отношении трудности с заработком можно сказать, что во многих святых книгах написано: чем сильнее человек уповает на Всевышнего, тем скорее придет ему помощь Свыше.

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 223)

 

<…>Вы пишете, что у Вас трудности с заработком, что Вы вынуждены работать даже в субботы и праздники и тем не менее не можете обеспечить даже минимальные нужды семьи.

Но ведь Тот, Кто сотворил мир, даровал нам Тору, поэтому никак невозможно, чтобы Он допустил такое, что некто будет вынужден для благополучной жизни в мире нарушать Его веления! Всевышний желает дать человеку великую награду, а награда достается по усилиям, поэтому иногда человека ставят перед испытанием. И если он устоит в испытании, ему дают награду не только в Мире грядущем, но и в этом мире. Вы увидите, что все это не что иное, как испытание, чтобы увеличить Вашу награду заработком, здоровьем и удовольствием от детей. Возможно, когда Вы перестанете работать по субботам, в первое время трудности не исчезнут, но они непременно уйдут спустя непродолжительное время.

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 239)

 

<…>Вы пишете, что еще не нашли заработка. Уверен, Вы неточно выразились. Ведь в послетрапезной молитве благословение «Питающий всё» произносится с именем Всевышнего, полностью! Можно возразить: обязанность благословлять после еды — действительно из Торы, а точная формулировка — установление мудрецов, но «слова мудрецов милы более, чем слова Торы» (Иерусалимский Талмуд, Брахот, 1:4; см. также: Вавилонский Талмуд, Авода зара, 35а). И кроме того, слова первого из послетрапезных благословений составлены самим Моше, получившим Тору, верным пастырем евреев до последнего дня!

Действительно, согласно традиции Яаков сказал: «Подниму к горам очи мои, откуда придет мне помощь? Помощь мне от Г‑спода» (Теилим, 121:1,2). Но одного поднятия очей недостаточно, нужно прилагать усилия. Эта фраза из псалмов нужна для того, чтобы дать спрашивающему готовый ответ: «Откуда придет мне помощь? От Г‑спода».

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 29)

 

<…>Самый надежный способ получить телесное пропитание — это заниматься пропитанием духовным. Более того, телесное пропитание приходит Свыше, как сказано в благословении после еды, а вот духовное — всецело в руках человека, как сказано: «Всё в руках Небес, кроме страха перед Небесами» (Вавилонский Талмуд, Брахот, 33б); «Смотри, дал я пред тобою жизнь и добро, смерть и зло… выбери же жизнь» (Дварим, 30:15). Всевышний дает человеку возможности, а человек выбирает из них, и если желает пойти по дороге чистоты, ему помогают.

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 95)

 

<…>Вы обеспокоены вашим заработком <…> Моя позиция такова: в вопросах заработка нужно стараться, но не нужно пребывать в смятении. Поэтому Вам стоит сменить свою работу на такую, в которой не будет излишнего беспокойства, и с Б‑жьей помощью вы ее найдете.

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 143)

 

Промтоварный магазин Голдберга.  Фото Билла Арона. Бельцони, Миссисипи

Промтоварный магазин Голдберга. Фото Билла Арона. Бельцони, Миссисипи

<…>Разумеется, для получения заработка нужно создать естественные сосуды для получения благ Всевышнего. Но излишнее старание не только не помогает, но может помешать. Такое положение было с самого начала, но я не буду говорить об этом, поскольку в час беды не говорят с человеком о ее причинах. И если Вы будете заниматься распространением учения моего тестя, Ребе, благословение Всевышнего не замедлит прийти.

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 302)

 

<…>Человек должен прилагать старания для того, чтобы добыть пропитание, и в «Мехильте» сказано, что это почти предписывающая заповедь (см.: Кунтрес Умааян, гл. 25 о том, что в нашем мире — мире Асия — необходимо действие, «асия»). Нам даны силы и возможности для этого, а значит, есть еще больше причин действовать, чтобы эти возможности не пропали впустую. Надеюсь, что этих моих слов будет достаточно, чтобы побудить Вас действовать с должной энергией. Все наши действия должны происходить в строгом порядке — начиная с утреннего вставания, изучения Торы и хасидизма, еды и питья. Особенно следует быть внимательным к тому, что происходит дома.

(Игрот кодеш. Т. XX. С. 314)

 

<…>Вы пишете, Ваш заработок страдает оттого, что Вас преследуют <…> Далеко не всегда подобные подозрения обоснованны. Лучше посоветоваться с друзьями; в делах, связанных с заработком, они дадут хороший совет. И разумеется, если человек ведет себя в соответствии с Торой жизни, осуществляется сказанное царем Давидом: «Г‑сподь со мною — не убоюсь, что сделает мне человек?» (Теилим, 118:6). Следует укрепиться в уповании на Всевышнего, следящего за каждым элементом творения. И каково бы ни было Ваше финансовое положение, перед утренней молитвой давайте несколько монет на благотворительность.

(Игрот кодеш. Т. XXII. С. 142)

Перевод с английского, идиша и иврита
[author]Шауля Андрущака[/author], [author]Йеуды Векслера[/author], [author]Евгения Левина[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Бехукотай». Отвержение отвержения

Утверждение, будто Б‑г отвергает Свой народ за то, что этот народ отверг Его, — нечто немыслимое в контексте авраамического монотеизма. Б‑г держит Свое слово, даже если другие не держат своего слова. Б‑г не бросает и никогда не бросит Свой народ. Завет с Авраамом, обретший конкретное содержание на горе Синай и с тех пор возобновляемый во все критические моменты истории Израиля, по‑прежнему в силе, он остается прочным, безоговорочным, нерушимым.

Происхождение букв и чисел согласно «Сефер Йецира»

До сих пор все попытки установить возраст и авторство «Сефер Йецира» не увенчались успехом. Еврейская традиция утверждает ее Б‑жественное происхождение: она была передана Г‑сподом Адаму, а затем Аврааму... Мир, который Авраам и его учитель Сим смогли сформировать после трех лет изучения «Сефер Йецира», можно понимать как мир букв. Действительно, об изобретении письма в древности говорили как о сотворении Вселенной.

С молитвой по жизни

Один царь заблудился в лесу и чуть не умер, но встретил троих охотников, которые вывели его в город. Просите, что хотите, сказал царь, все обещаю вам дать! Первый охотник попросил просторный дом, и тут же его получил. Второй захотел много денег, и его тут же отвели в хранилище казны: бери сколько унесешь. А третий хитро улыбнулся и сказал: «Мне ничего не надо, все есть, одного только прошу: чтобы каждый день встречаться с царем и что‑нибудь просить. А лучше три раза в день…»