Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 9 мая 2016
Поделиться

<…> Подобно тому как это происходит в материальной сфере, когда человек не сидит дома и не ждет, когда ему представится возможность заработать, так же и в духовном: не следует ждать, когда придут нуждающиеся, которым требуется тепло и жизненная энергия по отношению ко всему связанному с еврейством, Торой и заповедями. Нужно выйти наружу и отправиться на поиски! И человек, чьи побуждения искренни, преуспеет как в поисках таких людей, так и во влиянии на них. А это усилит его желание продолжать эту деятельность и принесет ему еще больший успех. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 193)

 

<…> Всевышний, благословен Он, может дать средства к существованию во всяком месте. Поэтому понятно, что человек не вправе ставить Всевышнему условий — мол, пусть заработок придет к нему именно там, где он сейчас находится, и тем способом, который он изберет. Нужно принять волю Всевышнего и быть готовым исполнить Его посланничество в любом месте, куда приведет его Б‑жественное провидение и где можно будет сделать больше для еврейства и для других евреев. Это приведет к умножению благословений от Всевышнего, благословен Он, во всем том, в чем нуждаются этот человек и члены его семьи.

Святой, благословен Он, воздает человеку «мера за меру». Поэтому тот, кто находится в месте, где не так уж много нуждающихся в его помощи, и сам не вправе требовать себе особых заслуг и благословений. Но когда Всевышний видит, как человек помогает другому еврею приблизиться к Торе и заповедям (особенно в месте, где этим мало кто занимается), можно надеяться, что и Всевышний поможет ему во всем, в чем тот нуждается сам, — в той же мере или даже в несколько раз большей. <…>

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 54)

 

С удивлением прочитал в Вашем письме <…> умозаключения о том, что единственным подходящим Вам образом жизни является учеба: сначала — изучение английского, потом химии и т. д. И только после этого, мол, можно будет в полной мере полагаться на то, что Всевышний пошлет Вам достойный заработок. На примере написанного Вами можно видеть, как йецер а‑ра, злое начало, сбивает людей с толку! Хорошо известно, что никто из людей Вашего круга не идет путем, который избрали себе Вы. Почему же Вы решили, да еще и с такой уверенностью, что Вам избранный ими образ жизни не подходит и нужно искать какой‑то свой, особый путь для приложения усилий?! <…>

К Вам, как и к каждому еврею, относится написанное в Талмуде: «[Если скажет тебе человек:] не трудился и нашел — не верь ему» [Мегила, 6б]. А также: «Никто не может знать, как он будет зарабатывать на жизнь» [Псахим, 54б]. И смотри также «Святое послание» [Алтер Ребе], гл. 22. Словом, все расчеты в отношении заработка в итоге оказываются неверны. В частности, в Вашем случае, когда Вы собираетесь пойти путем, которым не шел никто из Вашего круга. Вы даже представить себе не можете, с какими испытаниями Вы можете на нем столкнуться и каких трудностей и физических усилий он может потребовать от молодого человека вроде Вас. <…>

Если Вы все же решите прислушаться к моему мнению, то я считаю, что Вам следует оставить размышления о пользе [светского образования], сесть и начать прилежно и усердно учиться. В течение как минимум трех‑четырех лет Вы должны заниматься только Торой — как открытой ее частью, так и учением хасидизма. Уверен: если Вы так сделаете, это станет самым лучшим приложением сил и принесет плоды в виде заработка — и материального, и духовного. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 257)

 

<…> На Ваш вопрос, можно ли желать зарабатывать больше, уже есть ответ. Как известно, на благотворительность следует отдавать минимум десятую часть доходов, а если человек хочет исполнить заповедь наилучшим образом — пятую часть, но не более этого, как указывает Алтер Ребе в «Послании о покаянии» и в «Святом послании». Таким образом, понятно, что в ситуациях, когда те или иные [еврейские] учреждения нуждаются в расширении и нуждаются сильно, следует давать на них больше пожертвований, а для этого нужно, чтобы и доходы были больше. И следует добавить, что, если хасиды будут жить широко в материальном плане, это приведет и к простору в сфере духовной, и смысл сказанного ясен. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 57)

 

<…> С радостью и чувством глубокого духовного удовлетворения получаю время от времени известия о Вашей деятельности в области раздачи цдаки и благотворительности, в деле укрепления иудаизма, изучения Торы и исполнения заповедей. Во всем этом Вы являетесь в буквальном смысле «Ахиэзером и [footnote text=’Имена, которые переводятся как «братская помощь» и «братская поддержка». Данный оборот обычно используется в качестве похвалы благотворителям.’]Ахисамахом[/footnote]» и служите примером для других.

Уверен, что Всевышний, да будет Он благословен и превознесен, и впредь будет посылать Вам благословение и удачу, как посылал раньше. И в великую заслугу той деятельности, о которой сказано выше, пусть добавятся благословения Вам и Вашей семье — во всем, в чем вы нуждаетесь, и в первую очередь — в здоровье и заработке. И пусть та часть заработка, которую Вы будете тратить, пойдет только на хорошие дела, здоровые и приятные для Вас, — включая Тору и заповеди, «радующие сердце». И заслуги многих, [которым Вы помогли,] да будут Вам в помощь. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXVII. С. 474)

Поселенец, занимающийся сельскохозяйственными работами. Кфар‑Хабад. 1960‑е. Фото: Миха Бар Ам, Исаак Фрейдин. Lubavitch Foundation

Поселенец, занимающийся сельскохозяйственными работами. Кфар‑Хабад. 1960‑е. Фото: Миха Бар Ам, Исаак Фрейдин. Lubavitch Foundation

Заработок и жизнь на Святой земле

<…> Вы пишете, что в Израиле тяжело заработать себе на жизнь. Я упомяну Вас [во время молитвы] на могиле моего тестя и ребе. Но мы видим, что мой тесть и ребе заблаговременно принял меры и основал на Святой земле несколько учреждений, в которых те, кто относят себя к Хабаду, могут найти источник заработка. Это, например, ремесленная школа, сельскохозяйственная школа в Кфар‑Хабаде, организация борьбы с сектантскими миссионерами и распространение в Израиле книг издательства «Кегат», присылаемых из США. Если как следует рассмотреть эти возможности, то, кроме духовного пропитания, которое это несет, можно найти там и материальный заработок. А если начать там работать и завести знакомства, то можно найти заработок и для еще одного человека, а потом для еще одного. Хотя в хасидизме говорится, что в мирах Биа мир явен, а Б‑жественность скрыта, то есть нужно много доказательств и объяснений того, что она там присутствует, тем не менее она облачается в самые простые вещи, чтобы не дать злому началу в человеке повод смущать нас. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 289)

 

<…> Вы спрашиваете, ехать ли Вам за заработком в США или оставаться там, где Вы живете ныне… Второе предложение мне представляется более предпочтительным. Судя по всему, ощущаемый Вами недостаток в заработке стал следствием недостаточных усилий, которые Вы для этого прилагаете. Ведь все наши действия, а тем более действия, необходимые для зарабатывания денег, должны производиться в полную силу, а не формально, просто для галочки, лишь чтобы удовлетворить тех, кто от нас этого просит. Ведь сказали наши мудрецы: «Трудился и нашел — верь» (Мегила, 6б), и мир наш существует согласно сказанному: «В поте лица ешь хлеб» (Берешит, 3:19). <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 246)

 

<…> Вы пишете, что у Вас большие долги, Вы не можете их выплатить, и у Вас возникла мысль поехать на несколько лет за границу, поскольку Вы считаете, что именно там Вы сможете не только покрыть расходы, но и собрать достаточно денег, чтобы оплатить долги. Но билеты туда и обратно тоже довольно дороги, и вообще — переезд всегда сопряжен со значительными расходами. Кроме того, нет никакой гарантии того, что в новой стране Вы сможете достаточно заработать, ведь Вам пока предлагают работу только на год или два, да и то если не изменятся условия, и еще есть много «если». К тому же есть трудности привыкания к новому месту, адаптации, особенно в отношении маленьких детей. По всем этим причинам мне не нравится эта идея. Вам стоит поискать дополнительный заработок. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 56)

 

<…> И да преуспеете Вы в Вашем труде — сельскохозяйственном труде в том месте, на котором покоится благословение Всевышнего, в Кфар‑Хабаде. <…>

(Игрот кодеш. Т. XV. С. 56)

 

<…> Я уже писал ранее, что Вам стоит заниматься сельским хозяйством в Кфар‑Хабаде. Но из Вашего письма видно, что у Вас совершенно не лежит душа к этому занятию, а ведь продолжительная работа не может производиться успешно только из повиновения совету Ребе. В хасидизме известно, что аспекты воли и наслаждения действуют во всех силах. Посоветуйтесь еще раз с друзьями в Кфар‑Хабаде, и Всевышний направит Вас на правильный путь как в материальном, так и духовном аспектах. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 72)

 

<…> Что касается финансовых трудностей, в своем письме Вы пишете, что для Вас есть торговое предложение, но я не вижу будущего для частной торговли в Израиле, кроме больших концернов и филиалов зарубежных фирм, в основном из‑за большой конкуренции. И даже если бы у этого предложения были хорошие шансы, я не вижу для вас смысла оставлять ниву еврейского образования. Если руководствоваться здравым смыслом, то еврейское образование в Израиле — это область с большими перспективами, не только в отношении духовного воспитания, но и в отношении заработка, который будет только расти. И поэтому нужно следовать советам наших учителей: «в отношении святости прибавляют, а не убавляют» (Брахот, 28а). <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 467–468)

Перевод с идиша и иврита
[author]А. Ольмана[/author], [author]И. Стрешинского[/author], [author]Ц.‑Г. Блиндера[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Как зародилась самая древняя ненависть на свете. Недельная глава «Вайеце»

В масштабе Ближнего Востока Израиль представляет собой меньшинство, преуспевание которого бросается в глаза. Меньшинство, поскольку страна это крохотная. Она преуспевает, и это сразу заметно. Малюсенькая страна, у которой почти нет природных ресурсов, каким‑то образом затмила соседей. Это породило зависть, переходящую в ярость, которая, в свою очередь, переросла в ненависть. А началось все еще с Лавана...

«Эту страну ты увидишь издали»: Хаим Вейцман в мае 1948 года

Вейцман, по‑прежнему лежа пластом, продиктовал Риве письмо без единой заминки, без единой поправки, как если бы текст вызрел в его голове давным‑давно. То было лаконичное обращение к мужчинам и женщинам, которые в тот миг в Тель‑Авиве пересекали финишную черту долгой эстафеты еврейской истории и куда более короткого, но многотрудного состязания, выпавшего на долю сионизма. Вейцман напомнил о двух тысячах лет, проведенных еврейским народом в изгнании, похвалил будущее временное правительство и вызвался быть ему полезным...

Первый президент

В новейшей еврейской истории фигура Хаима Вейцмана занимает особое место. Он принадлежит к тем немногочисленным политикам, которые изменили ход истории. Вполне вероятно, что без Вейцмана еврейская история в ХХ столетии стала бы совсем иной. Созданию еврейского государства Вейцман посвятил всю свою жизнь. Рожденный в местечке, затерянном на просторах Российской империи, Вейцман добился известности и международного признания как ученый и как лидер еврейского национально‑освободительного движения. Во многом именно Вейцману Израиль обязан тем, что он есть на карте мира