Дом учения: Послания Любавичского Ребе

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Составитель Ишайя Гиссер 9 мая 2016
Поделиться

<…> Подобно тому как это происходит в материальной сфере, когда человек не сидит дома и не ждет, когда ему представится возможность заработать, так же и в духовном: не следует ждать, когда придут нуждающиеся, которым требуется тепло и жизненная энергия по отношению ко всему связанному с еврейством, Торой и заповедями. Нужно выйти наружу и отправиться на поиски! И человек, чьи побуждения искренни, преуспеет как в поисках таких людей, так и во влиянии на них. А это усилит его желание продолжать эту деятельность и принесет ему еще больший успех. <…>

(Игрот кодеш. Т. VIII. С. 193)

 

<…> Всевышний, благословен Он, может дать средства к существованию во всяком месте. Поэтому понятно, что человек не вправе ставить Всевышнему условий — мол, пусть заработок придет к нему именно там, где он сейчас находится, и тем способом, который он изберет. Нужно принять волю Всевышнего и быть готовым исполнить Его посланничество в любом месте, куда приведет его Б‑жественное провидение и где можно будет сделать больше для еврейства и для других евреев. Это приведет к умножению благословений от Всевышнего, благословен Он, во всем том, в чем нуждаются этот человек и члены его семьи.

Святой, благословен Он, воздает человеку «мера за меру». Поэтому тот, кто находится в месте, где не так уж много нуждающихся в его помощи, и сам не вправе требовать себе особых заслуг и благословений. Но когда Всевышний видит, как человек помогает другому еврею приблизиться к Торе и заповедям (особенно в месте, где этим мало кто занимается), можно надеяться, что и Всевышний поможет ему во всем, в чем тот нуждается сам, — в той же мере или даже в несколько раз большей. <…>

(Игрот кодеш. Т. XI. С. 54)

 

С удивлением прочитал в Вашем письме <…> умозаключения о том, что единственным подходящим Вам образом жизни является учеба: сначала — изучение английского, потом химии и т. д. И только после этого, мол, можно будет в полной мере полагаться на то, что Всевышний пошлет Вам достойный заработок. На примере написанного Вами можно видеть, как йецер а‑ра, злое начало, сбивает людей с толку! Хорошо известно, что никто из людей Вашего круга не идет путем, который избрали себе Вы. Почему же Вы решили, да еще и с такой уверенностью, что Вам избранный ими образ жизни не подходит и нужно искать какой‑то свой, особый путь для приложения усилий?! <…>

К Вам, как и к каждому еврею, относится написанное в Талмуде: «[Если скажет тебе человек:] не трудился и нашел — не верь ему» [Мегила, 6б]. А также: «Никто не может знать, как он будет зарабатывать на жизнь» [Псахим, 54б]. И смотри также «Святое послание» [Алтер Ребе], гл. 22. Словом, все расчеты в отношении заработка в итоге оказываются неверны. В частности, в Вашем случае, когда Вы собираетесь пойти путем, которым не шел никто из Вашего круга. Вы даже представить себе не можете, с какими испытаниями Вы можете на нем столкнуться и каких трудностей и физических усилий он может потребовать от молодого человека вроде Вас. <…>

Если Вы все же решите прислушаться к моему мнению, то я считаю, что Вам следует оставить размышления о пользе [светского образования], сесть и начать прилежно и усердно учиться. В течение как минимум трех‑четырех лет Вы должны заниматься только Торой — как открытой ее частью, так и учением хасидизма. Уверен: если Вы так сделаете, это станет самым лучшим приложением сил и принесет плоды в виде заработка — и материального, и духовного. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIII. С. 257)

 

<…> На Ваш вопрос, можно ли желать зарабатывать больше, уже есть ответ. Как известно, на благотворительность следует отдавать минимум десятую часть доходов, а если человек хочет исполнить заповедь наилучшим образом — пятую часть, но не более этого, как указывает Алтер Ребе в «Послании о покаянии» и в «Святом послании». Таким образом, понятно, что в ситуациях, когда те или иные [еврейские] учреждения нуждаются в расширении и нуждаются сильно, следует давать на них больше пожертвований, а для этого нужно, чтобы и доходы были больше. И следует добавить, что, если хасиды будут жить широко в материальном плане, это приведет и к простору в сфере духовной, и смысл сказанного ясен. <…>

(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 57)

 

<…> С радостью и чувством глубокого духовного удовлетворения получаю время от времени известия о Вашей деятельности в области раздачи цдаки и благотворительности, в деле укрепления иудаизма, изучения Торы и исполнения заповедей. Во всем этом Вы являетесь в буквальном смысле «Ахиэзером и [footnote text=’Имена, которые переводятся как «братская помощь» и «братская поддержка». Данный оборот обычно используется в качестве похвалы благотворителям.’]Ахисамахом[/footnote]» и служите примером для других.

Уверен, что Всевышний, да будет Он благословен и превознесен, и впредь будет посылать Вам благословение и удачу, как посылал раньше. И в великую заслугу той деятельности, о которой сказано выше, пусть добавятся благословения Вам и Вашей семье — во всем, в чем вы нуждаетесь, и в первую очередь — в здоровье и заработке. И пусть та часть заработка, которую Вы будете тратить, пойдет только на хорошие дела, здоровые и приятные для Вас, — включая Тору и заповеди, «радующие сердце». И заслуги многих, [которым Вы помогли,] да будут Вам в помощь. <…>

(Игрот кодеш. Т. XXVII. С. 474)

Поселенец, занимающийся сельскохозяйственными работами. Кфар‑Хабад. 1960‑е. Фото: Миха Бар Ам, Исаак Фрейдин. Lubavitch Foundation

Поселенец, занимающийся сельскохозяйственными работами. Кфар‑Хабад. 1960‑е. Фото: Миха Бар Ам, Исаак Фрейдин. Lubavitch Foundation

Заработок и жизнь на Святой земле

<…> Вы пишете, что в Израиле тяжело заработать себе на жизнь. Я упомяну Вас [во время молитвы] на могиле моего тестя и ребе. Но мы видим, что мой тесть и ребе заблаговременно принял меры и основал на Святой земле несколько учреждений, в которых те, кто относят себя к Хабаду, могут найти источник заработка. Это, например, ремесленная школа, сельскохозяйственная школа в Кфар‑Хабаде, организация борьбы с сектантскими миссионерами и распространение в Израиле книг издательства «Кегат», присылаемых из США. Если как следует рассмотреть эти возможности, то, кроме духовного пропитания, которое это несет, можно найти там и материальный заработок. А если начать там работать и завести знакомства, то можно найти заработок и для еще одного человека, а потом для еще одного. Хотя в хасидизме говорится, что в мирах Биа мир явен, а Б‑жественность скрыта, то есть нужно много доказательств и объяснений того, что она там присутствует, тем не менее она облачается в самые простые вещи, чтобы не дать злому началу в человеке повод смущать нас. <…>

(Игрот кодеш. Т. VII. С. 289)

 

<…> Вы спрашиваете, ехать ли Вам за заработком в США или оставаться там, где Вы живете ныне… Второе предложение мне представляется более предпочтительным. Судя по всему, ощущаемый Вами недостаток в заработке стал следствием недостаточных усилий, которые Вы для этого прилагаете. Ведь все наши действия, а тем более действия, необходимые для зарабатывания денег, должны производиться в полную силу, а не формально, просто для галочки, лишь чтобы удовлетворить тех, кто от нас этого просит. Ведь сказали наши мудрецы: «Трудился и нашел — верь» (Мегила, 6б), и мир наш существует согласно сказанному: «В поте лица ешь хлеб» (Берешит, 3:19). <…>

(Игрот кодеш. Т. XIV. С. 246)

 

<…> Вы пишете, что у Вас большие долги, Вы не можете их выплатить, и у Вас возникла мысль поехать на несколько лет за границу, поскольку Вы считаете, что именно там Вы сможете не только покрыть расходы, но и собрать достаточно денег, чтобы оплатить долги. Но билеты туда и обратно тоже довольно дороги, и вообще — переезд всегда сопряжен со значительными расходами. Кроме того, нет никакой гарантии того, что в новой стране Вы сможете достаточно заработать, ведь Вам пока предлагают работу только на год или два, да и то если не изменятся условия, и еще есть много «если». К тому же есть трудности привыкания к новому месту, адаптации, особенно в отношении маленьких детей. По всем этим причинам мне не нравится эта идея. Вам стоит поискать дополнительный заработок. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 56)

 

<…> И да преуспеете Вы в Вашем труде — сельскохозяйственном труде в том месте, на котором покоится благословение Всевышнего, в Кфар‑Хабаде. <…>

(Игрот кодеш. Т. XV. С. 56)

 

<…> Я уже писал ранее, что Вам стоит заниматься сельским хозяйством в Кфар‑Хабаде. Но из Вашего письма видно, что у Вас совершенно не лежит душа к этому занятию, а ведь продолжительная работа не может производиться успешно только из повиновения совету Ребе. В хасидизме известно, что аспекты воли и наслаждения действуют во всех силах. Посоветуйтесь еще раз с друзьями в Кфар‑Хабаде, и Всевышний направит Вас на правильный путь как в материальном, так и духовном аспектах. <…>

(Игрот кодеш. Т. XVI. С. 72)

 

<…> Что касается финансовых трудностей, в своем письме Вы пишете, что для Вас есть торговое предложение, но я не вижу будущего для частной торговли в Израиле, кроме больших концернов и филиалов зарубежных фирм, в основном из‑за большой конкуренции. И даже если бы у этого предложения были хорошие шансы, я не вижу для вас смысла оставлять ниву еврейского образования. Если руководствоваться здравым смыслом, то еврейское образование в Израиле — это область с большими перспективами, не только в отношении духовного воспитания, но и в отношении заработка, который будет только расти. И поэтому нужно следовать советам наших учителей: «в отношении святости прибавляют, а не убавляют» (Брахот, 28а). <…>

(Игрот кодеш. Т. XVIII. С. 467–468)

Перевод с идиша и иврита
[author]А. Ольмана[/author], [author]И. Стрешинского[/author], [author]Ц.‑Г. Блиндера[/author]

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.