Послания Любавичского Ребе

Пинхас. «И взял Пинхас копье в руку»

Текст подготовил Довид Карпов 10 июля 2020
Поделиться

«И Г-сподь сказал Моше: «Им да будет разделена земля
в наследие по числу имен»
(«Бемидбар», или «Числа», 26:53).

 

Поступок

В жизни каждого может наступить момент, когда от него требуется совершить нечто неординарное — Поступок, от которого многое зависит в его собственной судьбе и в судьбе всего народа. Обычно в этот ответственный момент хочется посоветоваться с учителем, раввином или просто знающими людьми, тем более, что это же рекомендует и наша традиция («Поучения Отцов», 1:6): «Создай себе наставника (рав)» «Сделай себе наставника». Ребе пояснял, что хотя в Мишне сказано «учителя и раввина», речь, по существу, идет о наставнике, который тебя хорошо знает и сможет дать тебе нужный совет. . Или хотя бы просто услышать слова поддержки и одобрения со стороны близких и друзей. Но иногда решение человек должен принять сам, причем вынужден поступить согласно принципу: «заявитель (карьяна) и исполнитель (парванка) в одном лице». Подобным примером является поступок Пинхаса, именем которого названа наша недельная глава (хотя сам поступок описан в конце предыдущей главы «Хукат»).

 

Правильно говорят дочери Цлафхада!

Мужественный и решительный поступок Пинхаса стал примером для многих. Взять на себя «инициативу» в то время, когда вся остальная община пассивно наблюдает за происходящим, пойти против большинства — на это надо уметь решиться. Но в нашей главе описывается не менее поучительный эпизод, героинями которого стали… еврейские женщины!

Во время раздела земли случился казус. У некоего Цлафхада из колена Менаше были только дочери и не было сыновей, которым он мог бы передать родовой надел. И хотя эта ситуация не была предусмотрена Законом, пять дочерей Цлафхада (27:2) «предстали перед Моше и перед Элазаром-священником, и перед князьями, и перед всей общиной у входа в Шатер собрания», и заявили (27:4): «Почему же исключено будет имя отца нашего из среды семейства его из-за того, что нету него сына? Дайте и нам удел среди братьев отца нашего».

В результате Моше обратился к Всевышнему, и сам Творец подтвердил справедливость притязаний дочерей Цлафхада, заявив (27:7): «Справедливо говорят дочери Цлафхада; дай им наследственный надел среди братьев отца их и переведи надел отца их им».

В этом решительном поступке, достойном Пинхаса, который вошел в Тору, наглядно проявилось величие еврейских женщин и их особая любовь к Земле Израиля.

И во время истории с соглядатаями (мераглим), когда (14:1): «…подняла вопль вся община, и плакал народ в ту ночь». И когда роптали они на Моше и на Аарона, говоря (14:3): «И зачем Г-сподь ведет нас в землю эту, чтобы пали мы от меча?!» Еврейские женщины не были среди «роптавших», напротив, они сохранили верность Творцу и страстное желание войти в Святую землю.

Как известно, нежелание многих мужчин завоевать Канаанскую землю было продиктовано вовсе не страхом перед народами, ее населявшими, а теми «преимуществами», которые они видели в своем пребывании в пустыне Пребывание в пустыне. На первый взгляд, эта мысль кажется парадоксальной и даже нелепой: какое «преимущество» может представлять собой пустыня? Однако Ребе поясняет, что в еврейской философской традиции понятие «пустыня» может означать просто незаселенную местность — «пустыня народов», и даже более того: место, где особо сильно ощущается дефицит «воды» — Торы. В этом смысле сорок лет скитаний по пустыне (последовавших после «греха соглядатаев») можно сравнить и уподобить времени пребывания еврейского народа в Изгнании (галуте). При этом еврей может приспособиться к условиям изгнания, плена и даже рабства (что уже бывало, и не раз) и начать относиться к этому «временному» состоянию, как к вполне «нормальному» и постоянному. И подсознательно отказаться что-либо менять, не желая «вступать в борьбу» за Канаанскую землю. . Прежде всего, это отсутствие повседневных материальных проблем и забот, связанных с необходимостью обрабатывать землю и собирать урожай. Там все было даром, и главное, не отвлекало от чисто «мужского» дела: созерцания и общения с Творцом.

Но женщин вовсе не привлекали все эти возвышенные устремления, они хотели простых и понятных вещей: выполнить завет Творца и вступить во владение Святой землей, обещанной им и их детям.

 

Основа семьи

Если мы сравним требования мужчин (14:4): «И сказали они друг другу: назначим (нитна) начальника и возвратимся в Египет», и женщин (27:4): «Назначьте (тену) нам удел среди братьев отца нашего», то увидим, что их устремления оказались диаметрально противоположными, даже слова они употребили одни и те же, только в разных смыслах. Одни стремились к Земле Обетованной, другие — в противоположную сторону, в Египет (не дай Б-г!). Мудрецы подчеркнули этот факт, придя к выводу, что женщины (дочери Цлафхада) заслужили, чтобы этот отрывок был записан от «их имени», а не от имени Моше, как обычно.

Это один из многочисленных примеров, свидетельствующий о величии еврейских женщин, когда в них говорит «Б-жественная душа» (нефеш-элокит), которую Алтер Ребе характеризует как «частицу Б-жественной сущности, данной каждому из нас свыше». Мы видим, что сам Творец не нашел, что возразить, и согласился с требованиями дочерей Цлафхада, подтвердив их справедливость. Это, как правило, характерно для праведников, о которых сказано: «Праведник указывает — Всевышний исполняет» «Праведник указывает — Всевышний исполняет». Конечно, это высказывание не следует понимать буквально. Речь идет о том, что все желания и устремления праведника направлены на выполнение воли Творца, таким образом, их «желания» по сути, совпадают. Кроме того, праведники являются проводниками Б-жественной воли в этом мире, и Всевышний полностью «полагается» на них. Дочери Цлафхада, со своей стороны, хотели исполнить волю Творца, поэтому сложилось впечатление, что Всевышний поддержал их требования и исполнил их просьбу. .

Решительный поступок дочерей Цлафхада стал примером для многих, однако он не уникален. У каждой еврейской женщины есть возможность сделать значительно больше, чем у любого другого, в тех областях, в которых им по праву принадлежит лидерство. Не случайно весь этот эпизод связан с уделом в Святой Земле: ведь именно повседневная, бытовая сторона служения относится к ним в первую очередь. Все, что касается еврейского дома: кошерная кухня (кашрут), воспитание детей в духе традиции (хинух), соблюдение традиционных норм и правил ритуальной чистоты в семейных отношениях (тагорат-мишпаха) — во всем этом роль еврейской женщины первостепенна.

Не случайно в еврейской Традиции для обозначения хозяйки дома существует термин: «основа дома» (акерет а-баит). Во всех ключевых моментах нашей истории еврейские женщины оказывались на высоте. Во многом благодаря праведным еврейским женщинам народ смог сохраниться и выжить в условиях египетского рабства. Пророчица Мирьям, а вместе с ней и другие еврейские женщины вышли «с бубнами и свирелями», чтобы славить Творца после чудесного спасения на берегу Красного моря. Они первые получили Тору во время Синайского откровения и не принимали участия в грехе Золотого тельца.

И согласно предсказанию наших мудрецов, именно благодаря преданности и заслугам еврейских женщин придет долгожданное Избавление (геула) уже в эти дни!

 

Пинхас нашего поколения

Примером «Пинхаса» нашего поколения и его мужественности, изменившей ход истории, можно считать предыдущего Любавичского Ребе, рабби Йосефа-Ицхака Шнеерсона (РАЯЦ) (1880–1950), который был арестован в 1927 году. Тогда Пинхас «взял копье в руку» и смело выступил на борьбу со злом. У Ребе не было иного оружия, кроме его несгибаемой веры, преданности Торе и готовности к самопожертвованию.

Вот всего два отрывка из выступлений Ребе РАЯЦа перед своими хасидами.

«Не по своей воле мы были изгнаны из Земли Израиля, и не своими силами мы вернемся туда. Отец наш Небесный и Царь изгнал нас с нашей земли и отправил в Изгнание (галут), и Он же, Благословенный, освободит нас и соберет с четырех концов земли, и пошлет нам нашего праведного Мошиаха, который поведет нас в Святую землю вскоре, в наши дни. Амен!»

И еще:

«И пусть знают все народы мира, что только тела наши находятся в Изгнании и подвластны царям и правителям. Но души наши не находятся в Изгнании и неподвластны никому, кроме нашего Творца. (…) Со всей твердостью, со всей силой еврейского упрямства и самоотверженности, которую проявляли евреи уже не одну тысячу лет, мы должны заявить: Руки прочь от нашего Избавителя (Мошиаха) и от нашей святой Торы!»

С такими словами после всех страданий и тяжких испытаний, которые ему пришлось пережить, обратился предыдущий Ребе, глава поколения, к своим хасидам, собравшимся на станции, перед тем, как отправиться к месту своей ссылки в Кострому.

Этому предшествовал арест и многочисленные допросы. От Ребе добивались «согласия» на проведение съезда, который грозил обернуться серьезной реформой в еврейской общине.

 

*  * *

«Тебе будет очень тяжело там, на Соловках, я тебе это «обещаю», — с плохо скрываемой издевкой произнес следователь. — Но ты можешь избавить себя от этих лишних мучений и будешь отпущен немедленно, — это я тебе тоже обещаю, если согласишься… участвовать в съезде общин, который созван по инициативе Ленинградской еврейской общины (то есть фактически санкционирован государственной властью). Сделай заявление, что ты согласен поддержать этот съезд — и ты свободен».

Так увещевал его следователь-еврей по фамилии Лулов, который вел его дело. «И взял Пинхас копье в руку» — Ребе ответил категорическим отказом.

 

*  * *                                          

Когда, находясь уже в Шпалерной тюрьме, Ребе потребовал, чтобы ему вернули тфилин, следователь Лулов, вместо ответа, неожиданно заорал:

«Лучше сними свой талес-котон! Я сказал: немедленно снять! И выбрось из головы всю эту твою религиозную чушь!» Талес-котон (талит-катан) — ритуальная одежда с четырьмя кистями (цицит) по краям. По закону, она должна постоянно быть на еврее.

«Вы можете снять с меня талес-котон только насильно, но тогда обещаю — я больше не скажу вам ни слова», — ответил Ребе. Это никак не входило в планы следователя, и он на время прикусил язык.

Тут вошел еще один следователь, Нахмансон (естественно, тоже еврей), быстро оценил обстановку и с усмешкой обратился к присутствующим:

«Расскажу вам забавную историю, — начал он. — Между прочим, мой отец и мать долго были бездетными. Тогда отец поехал к Ребе Здесь Нахмансон имел в виду 5-го Любавичского Ребе — Ребе РАШАБа (рабби Шолома Дов-Бера, отца Ребе РАЯЦа). и получил у него благословение. Вскоре мать забеременела, и родился сын. И этот сын — небезызвестный товарищ Нахмансон, который стоит перед вами».

Это было правдой. Дикий смех потряс стены тюрьмы. Чекисты любили хорошую шутку. Все это время Ребе спокойно ждал, когда они успокоятся.

«И вы тоже, — закончил Ребе, обращаясь к своим истязателям, — когда вас настигнет ваше собственное зло, и на вашу долю выпадут такие же страдания — вы тоже изменитесь».

Сегодня мы можем оценить всю силу провидения Ребе РАЯЦа. Потомкам и последователям луловых и нахмансонов, коммунистам и чекистам разных мастей, потребовалась 70 лет «кадахат» Лихорадка или горячка (кадахат), Один из недугов, упомянутых в Торе, в том отрывке, где перечисляются «проклятия» (клалот) как символ небесной кары. (см. «Ваикра», 28:16). Вошел в разговорную речь как символ страданий и мучений. советской власти, чтобы поменять свои взгляды и измениться самим Статья опубликована в 2009 году .


(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 442)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Пинхас: Святой феминизм

Как делили Землю Израиля? Почему женщина не могла наследовать земельный надел? Каким образом дочерям Цлофхада удалось изменить этот закон? И в чем глубинный смысл этой перемены? Ответы на эти и другие вопросы в недельной главе Пинхас ищет главный редактор «Лехаима» Борух Горин.

Уроки Торы I. Пинхас

Раши в своем комментарии к главе обращает внимание на неоднократное повторение родословной Пинхаса — упоминание о том, что он был сыном Эльазара, сына Аарона‑коена. Эти сведения приводятся с промежутком всего в несколько стихов, из чего Раши делает вывод: такое повторение имеет целью не столько сообщить нам о предках Пинхаса, сколько защитить его от осуждения израильтян, утверждавших, что, как внук идолопоклонника Итро, он унаследовал от деда определенные языческие наклонности.

Хукат. «Закон Торы»

Всего за всю историю существования Храмов, начиная со Скинии и заканчивая разрушением второго Храма, было принесено девять телиц. Первое подобное жертвоприношение, как уже было сказано, совершил Моше, следующее Эзра а-Софер, и далее еще семь. Последний, десятый раз, это сделает сам царь-Мошиах, который «откроется в самое скорое время, да будет на то воля, амен.