День шестой

Пекудей

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы, соответствующий этому дню, с комментариями, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы
НЕДЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ ТОРЫ

Глава 40

  1. Итак, в первый месяц второго года, в первый день месяца, Святилище было поставлено.
    וַיְהִ֞י בַּחֹ֧דֶשׁ הָֽרִאשׁ֛וֹן בַּשָּׁנָ֥ה הַשֵּׁנִ֖ית בְּאֶחָ֣ד לַחֹ֑דֶשׁ הוּקַ֖ם הַמִּשְׁכָּֽן
  2. Моше поставил Святилище: положил подножия, поставил брусья, вложил стержни и установил столбы.
    וַיָּ֨קֶם משֶׁ֜ה אֶת־הַמִּשְׁכָּ֗ן וַיִּתֵּן֙ אֶת־אֲדָנָ֔יו וַיָּ֨שֶׂם֙ אֶת־קְרָשָׁ֔יו וַיִּתֵּ֖ן אֶת־בְּרִיחָ֑יו וַיָּ֖קֶם אֶת־ עַמּוּדָֽיו
    Ибн-Эзра

    И поставил Моше Святилище, и положил его подножия, и поставил его брусья, и вложил его засовы, и поставил его столбы.

    Сначала он поставил подножия, а потом — брусья, а потом вставил засовы, а затем поставил столбы для завесы и полога Шатра. Потом он распростер Шатер Ср. краткий комм и покрытие поверх него, затем поставил с западной стороны Ковчег, положив в него скрижали, вставил шесты, повесил завесу. Потом поставил стол и разложил на нем лицевые хлебы, и все это было утром. А после этого, вечером, он зажег лампады, а на следующее утро принес постоянную жертву всесожжения и приношение при ней, и так же он сделал в межвечерье См. Шмот, 29:39 . В этот же день он помазал маслом Святилище и все его принадлежности См. стих 9 , умывальник и его подножие См. стих 11 . Община собралась к входу в Шатер встречи, Аѓарон и его сыновья омылись водой, Моше надел на Аѓарона и на его сыновей священные одежды и помазал их См. стих 5 . Он подвел теленка и двух баранов, зарезал теленка, очистил жертвенник и воскурил на нем воскуряемые части, зарезал одного барана, окропил его кровью жертвенник и воскурил его всего целиком. Затем он зарезал барана посвящения, окропил его кровью жертвенник, и сжег воскуряемые части вместе с правой голенью, одним пресным хлебом и одним масляным хлебом. Так он делал семь дней посвящения. И сказано: «И ежедневно приноси теленка для очистительной жертвы во искупление, и очисть жертвенник этим искупительным [приношением], и помажь его для освящения» (Шмот, 29:36) — так нужно было делать каждый день из семи дней посвящения, как сказано: «семь дней очищай жертвенник» (Шмот, 29:37). Тогда На восьмой день вожди колен начали приносить дары для освящения жертвенника Бемидбар, гл. 7. . И было так: Аѓарон принес в жертву теленка, чтобы искупить себя, и своего барана. А барана и ягненка, жертву народа, он принес в жертву всесожжения после того, как зарезал козла грехоочистительной жертвы и окропил его кровью жертвенник, как он сделал со своим грехоочистительным теленком: окропил и воскурил воскуряемые части. Грехоочистительную жертву священника, однако, священник не должен есть, поэтому мясо теленка было сожжено вне стана См. Ваикра, 9:11 . А грехоочистительную жертву общины — козла — ели священники. И все это было после утреннего всесожжения. А после этого он принес жертву всесожжения [первого из вождей], Нахшона, и его грехоочистительную жертву См. Бемидбар, 7:12–17 . Все освящение жертвенника завершилось в девятнадцатый день первого месяца Семь дней посвящения и двенадцать дней приношений вождей колен. См. Бемидбар, 7:84 . И не обращай внимания на слова того, кто спрашивает: а когда он приносил праздничные жертвы [праздника мацы]? Они не упомянуты в тексте, а ведь праздник мацы, начинающийся 15 нисана, должен был совпасть с приношениями вождей колен Дело в том, что евреи отмечали в пустыне только праздник пасхальной жертвы, одну ночь, а праздник мацы не отмечали, ведь сказано: «…и будет [так]: когда приведет тебя Господь в страну… семь дней ешь мацу» (Шмот, 13:5–6). А сказанное: «…пусть будет этот день памятным для вас [и празднуйте его как праздник Господу в поколениях ваших; как вечный закон празднуйте его]» (Шмот, 12:14) относится к следующему поколению, это повеление отмечать день Исхода как праздник, день, когда они двинулись из Страны Гошен. Более того, в пустыне не было муки, из которой семь дней нужно делать мацу. Несмотря на то что они были близки к населенной местности, найти на такое огромное количество народа хлеб для того, чтобы есть его [пресным] с горькими травами и пасхальной жертвой ночью, было бы трудно.

    Логично предположить, что Моше семь дней посвящения приносил постоянные жертвы и в субботу — каким бы днем из семи дней посвящения она ни была — принес субботнюю жертву, а после этого — жертвы посвящения, и это верно. А как освящали жертвенник в субботу? Разве доброхотные приношения вождей колен отодвигают субботние запреты Некоторые говорят, что ее пропускали и вели подсчет только действительным дням освящения жертвенника, а другие говорят См. Бемидбар раба, 14:1 , что жертву всесожжения вождя колена приносили и в субботу, а мирные жертвы приносили и ели в воскресенье. Они доказывают это тем, что «вождь», то есть помазанный царь, должен, [по словам пророка Йехезкеля], приносить в субботу шесть ягнят См. Йехезкель, 46:4 , кроме постоянного всесожжения общины. А их оппоненты говорят, что и при осаде Йерихо шесть дней обходили его См. Йеѓошуа, 6:13–14 , а субботу пропустили, и таким образом всего обходили его семь дней. Так же [в дни Шломо] праздновали четырнадцатидневное освящение Храма С первого по четырнадцатое тишрея, см. Млахим I, 8:65. Но в это время отмечается День Искупления, пост , а День Искупления пропустили и не учли его при подсчете См. Моэд катан, 9а .

    И поставил Моше Святилище [Распростер] покрывала, деревянные части и веревки, а потом поставил брусья, подножия и столбы Ибн-Эзра уже говорил в нескольких местах (см., напр., комм. к стиху 34), что Святилище называется Шатром. Установка началась именно с него, потому что ставить брусья, а потом на них, на высоте десяти локтей, натягивать покрывала было бы труднее. См. другое мнение в длинном комм. .

  3. Он накрыл Святилище шатром, а сверху положил покрытие шатра, как повелел Моше Господь.
    וַיִּפְרֹ֤שׂ אֶת־הָאֹ֨הֶל֙ עַל־הַמִּשְׁכָּ֔ן וַיָּ֜שֶׂם אֶת־מִכְסֵ֥ה הָאֹ֛הֶל עָלָ֖יו מִלְמָ֑עְלָה כַּֽאֲשֶׁ֛ר צִוָּ֥ה יְהֹוָ֖ה אֶת־משֶֽׁה
    Раши

    и простер шатер над святилищем, и положил на него покрытие шатра сверху, как господь повелел моше.

    ויפרש את האהל и простер шатер… – [шатер –] это полотнища из козьей шерсти.

     подробно разобрано выше там же, 35:11. .

  4. [Моше] взял Свидетельство и положил его в ковчег, [в кольца] ковчега продел шесты, а сверху положил на ковчег крышку.
    וַיִּקַּ֞ח וַיִּתֵּ֤ן אֶת־הָֽעֵדֻת֙ אֶל־הָ֣אָרֹ֔ן וַיָּ֥שֶׂם אֶת־הַבַּדִּ֖ים עַל־ הָֽאָרֹ֑ן וַיִּתֵּ֧ן אֶת־הַכַּפֹּ֛רֶת עַל־הָֽאָרֹ֖ן מִלְמָֽעְלָה
    Раши

    и взял, и положил свидетельство в ковчег, и вложил шесты в кольца ковчега, и положил крышку сверху на ковчег.

    את העדות …свидетельство… – [это] скрижали.

     подробно разобрано выше там же, 25:16. .

  5. Он внес ковчег в Святилище и повесил полог завесы, закрыв [ею] ковчег Свидетельства, как повелел Моше Господь.
    וַיָּבֵ֣א אֶת־הָֽאָרֹן֘ אֶל־הַמִּשְׁכָּן֒ וַיָּ֗שֶׂם אֵ֚ת פָּרֹ֣כֶת הַמָּסָ֔ךְ וַיָּ֕סֶךְ עַ֖ל אֲר֣וֹן הָֽעֵד֑וּת כַּֽאֲשֶׁ֛ר צִוָּ֥ה יְהֹוָ֖ה אֶת־משֶֽׁה
  6. На северной стороне Святилища — в Шатре Встречи — [Моше] поставил перед завесой стол
    וַיִּתֵּ֤ן אֶת־הַשֻּׁלְחָן֙ בְּאֹ֣הֶל מוֹעֵ֔ד עַ֛ל יֶ֥רֶךְ הַמִּשְׁכָּ֖ן צָפֹ֑נָה מִח֖וּץ לַפָּרֹֽכֶת
    Раши

    и поставил стол в шатер собрания, на северной стороне святилища, вне завесы.

    על ירך המשכן צפונה …на северной стороне святилища… – на северной половине святилища по ширине йома, 33б; раши к шмот, 26:35. .

    ירך …стороне… – [это слово следует понимать] в соответствии с переводом [онкелоса]: צדא цида [как слово צד цад – «сторона» – в иврите], как бедро, то есть сторона, бок человека.

    высказывалось мнение р. натан адлер, нетина ла-гер. , что в переводе онкелоса слово צדא цида является ошибкой переписчика. вместо него должно быть שדא шида – сторона – как в таргум йерушалми. таков текст онкелоса в издании а. берлинера (франкфурт-на-майне, 1905).

  7. и разложил на нем по порядку хлебы пред Господом, как повелел Моше Господь.
    וַיַּֽעֲרֹ֥ךְ עָלָ֛יו עֵ֥רֶךְ לֶ֖חֶם לִפְנֵ֣י יְהֹוָ֑ה כַּֽאֲשֶׁ֛ר צִוָּ֥ה יְהֹוָ֖ה אֶת־משֶֽׁה
    Ибн-Эзра

    И расположил на нем расположение хлебов пред Господом, как Господь повелел Моше.

    И расположил на нем расположение хлебов Две стопы См. Ваикра, 24:6 . Их нужно было раскладывать по субботам См. Ваикра, 24:8 , но Моше не сделал так, ведь одинаковые даты годов отличаются на день или два, только если речь идет о солнечном годе В комм. к Шмот, 16:5 Ибн-Эзра пишет, что Исход произошел в четверг или в пятницу, следовательно, первый день нисана тоже выпал на четверг или пятницу, поэтому первый день нисана следующего года не мог выпасть на субботу. Одинаковые даты двух лунных годов отстоят друг от друга на три, четыре или пять дней. См. длинный комм. здесь и к Шмот, 16:1 . Пятнадцатого числа второго месяца они отправились из Элима, как объяснено там См. комм. к Шмот, 16:1, 5. .

  8. Напротив стола, на южной стороне Святилища — в Шатре Встречи — он поставил светильник
    וַיָּ֤שֶׂם אֶת־הַמְּנֹרָה֙ בְּאֹ֣הֶל מוֹעֵ֔ד נֹ֖כַח הַשֻּׁלְחָ֑ן עַ֛ל יֶ֥רֶךְ הַמִּשְׁכָּ֖ן נֶֽגְבָּה
  9. и вознес пред Господом лампы, как повелел Моше Господь.
    וַיַּ֥עַל הַנֵּרֹ֖ת לִפְנֵ֣י יְהֹוָה֑ כַּֽאֲשֶׁ֛ר צִוָּ֥ה יְהֹוָ֖ה אֶת־משֶֽׁה
  10. В Шатре Встречи, перед пологом, он поставил золотой жертвенник
    וַיָּ֛שֶׂם אֶת־מִזְבַּ֥ח הַזָּהָ֖ב בְּאֹ֣הֶל מוֹעֵ֑ד לִפְנֵ֖י הַפָּרֹֽכֶת
  11. и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Моше Господь.
    וַיַּקְטֵ֥ר עָלָ֖יו קְטֹ֣רֶת סַמִּ֑ים כַּֽאֲשֶׁ֛ר צִוָּ֥ה יְהֹוָ֖ה אֶת־משֶֽׁה
    Раши

    и воскурил на нем благовонное курение, как господь повелел моше.

    ויקטר עליו קטרת и воскурил на нем благовонное курение… – [воскурение совершалось] утром и вечером, как сказано: «[и аѓарон будет воскурять на нем благовонное курение; он будет его воскурять] каждое утро, когда станет приводить в порядок лампады» шмот, 30:7. .

     не вполне ясно, имел ли в виду раши, что стих говорит о моше, совершавшем воскурение в течение семи дней посвящения, хотя это и не было ему прямо заповедано см. комм. рамбана к этому стиху. , или же об аѓароне.

Поделиться
Отправить

Обсуждение закрыто.

Недельная глава «Кдошим». Три голоса иудаизма

Нам не слишком хорошо знакома священническая концепция нравственности. А она гласит: есть порядок в природе, который изучает наука, а есть нравственный порядок, призванный не допускать смешения того, что разделено, и охранять границы, так как они обеспечивают целостность мира, который Б‑г сотворил и семь раз объявил хорошим.

Раввины и миньяны в послевоенном Киеве

В 1955 году в Киев приезжал посол Израиля в СССР Алуф‑Йосеф Авидар. Во время беседы в киевской синагоге дипломат поинтересовался у раввина, почему в СССР нет еврейских школ. И раввин был вынужден отвечать, словно Серый Волк Красной Шапочке, что все евреи хорошо владеют и русским, и украинским языками, отчего никакой потребности в отдельных еврейских школах просто нет.

Недельная глава «Ахарей Мот». Святой народ, Святая земля

Евреи бродят по свету давным‑давно: с тех пор как вышел в путь Авраам, почти четыре тысячи лет. За это время им довелось пожить во всех странах мира, в хороших и плохих условиях, в условиях свободы и в условиях гонений. Однако за весь этот период было только одно место, где евреи составляли большинство и обладали суверенитетом. Это Земля Израиля — крошечная страна, где местность сильно пересеченная, дожди слишком редки, а со всех сторон — недруги и империи.