К Песаху нужно готовиться тщательно и заблаговременно, чтобы встретить этот великий праздник как полагается. И речь не только о готовности материальной, которая требуется от нас, но и о духовной, ибо в жизни еврея материальное и духовное тесно взаимосвязаны, особенно когда мы отмечаем шабат и наши праздники.
В Песах мы празднуем освобождение еврейского народа из египетского рабства и вместе с тем избавление от древнеегипетской системы и образа жизни, от «мерзостей египетских», празднуем их отрицание. То есть не только физическое, но и духовное освобождение. Ведь одного без другого не бывает: не может быть настоящей свободы, если мы не принимаем заповеди Торы, направляющие нашу повседневную жизнь; праведная и чистая жизнь в конце концов приводит к настоящей свободе.
Сказано: «Каждый еврей в каждом поколении должен считать, что его лично вывели из Египта». Это означает, что урок Песаха всегда несет в себе своевременное послание для каждого еврея. История Песаха — история особого Б-жественного провидения: лишь она определяет судьбу нашего народа. Событиям внешнего мира не нужно влиять на нас: мы избраны на страдания, избави Б-же, посреди общего процветания и равным образом на безопасность посреди общего бедствия или катастрофы. История нашего порабощения и освобождения, о которых рассказывает нам Песах, убедительный тому пример. Ибо судьбу нашего народа определяет верность Б-гу и Его пророкам.
Этот урок подчеркивают три главных символа седера, относительно чего наши мудрецы говорили: если еврей не умеет объяснить их смысл, он не соблюдает седер как полагается: Песах [пасхальная жертва], маца и марор [горькая зелень]. Обращаясь к этим символам в хронологическом порядке и в соответствии с объяснением Агады, мы говорим: еврей может избежать марора (горечи жизни) лишь с помощью Песаха (заботы, которая исходит от Бога и спасает дома евреев даже посреди серьезного бедствия) и мацы — тогда и катастрофа, и враги послужат евреям на благо, с великой поспешностью изгонят их из Мицраима (Египта), места мрака и извращений, и приведут их под луч света и праведности.
Мы должны помнить еще одну важную вещь. Праздник освобождения должен быть связан с заповедью «Расскажи своему сыну». Создание и существование еврейского дома, как и еврейского народа в целом, зависит от воспитания юного поколения, как мальчиков, так и девочек: мудрых и злонравных (временно), простых и тех, кто не знает, о чем спросить. Мы не имеем права уклоняться от своих родительских обязанностей. Никакие оправдания не годятся: ни то, что наш ребенок «разумный, найдет свой собственный путь в жизни, следовательно, и учить его незачем», ни то, что «ребенок мой злонравен, и учить его бесполезно». Не следует ни радоваться, ни отчаиваться. Ибо все еврейские дети, мальчики и девочки, суть «дети Б-жьи», и наш священный долг — позаботиться, чтобы они оправдали это именование. Достичь этого возможно лишь посредством истинно еврейского воспитания в духе кашрута, в полном соответствии с Б-жьей Торой. Тогда мы все удостоимся исполнения наших горячих надежд: «На следующий год мы будем свободны; на следующий год мы будем в Иерусалиме!»