Резонанс

Новые технологии в помощь соблюдающим шабат

Лайел Лейбовиц 13 марта 2018
Поделиться

Материал любезно предоставлен Tablet

Мой любимый момент в каждом фильме про Джеймса Бонда — когда шпион встречается с Q, персонажем, снабжающим его шпионской техникой. Тот всегда располагает целым арсеналом штуковин, способных стрелять, взрываться или как‑то иначе служить герою, преследуемому злодеями на крутых горных склонах или на атомной подлодке. Штучки Q весьма недурны, но они едва ли могут помочь соблюсти шабат; для этого есть «Цомет», израильский институт Алахи и технологии.

Недавно «Цомет», некоммерческая организация, занимающаяся разработкой ультрасовременных решений для очень древних ограничений и запретов, анонсировала несколько новинок. Как поступить, например, если необходимо воспользоваться клавиатурой в шабат? Составление текста, понятно, не отвечает критериям пикуах нефеш, или смертельной опасности, когда для спасения жизни религиозному еврею разрешается работать в шабат. Но иногда использования клавиатуры трудно избежать: представьте, к примеру, врача, выписывающего рецепт, или охранника, который должен воспользоваться компьютерной системой. Для решения этой проблемы сотрудники института «Цомет» придумали «шабатнюю клавиатуру»: согласно пояснению на сайте организации, это изобретение «работает по принципу грама (косвенного действия) и потому может быть использовано в шабат. Все клавиши клавиатуры обесточены. Особый механизм подает напряжение на клавиатуру каждые несколько секунд. Если обнаруживается, что та или иная клавиша нажата, сигнал с нее принимается».

Еще одна милая инновационная разработка — электрические субботние свечи: скажем, вы оказались в больничной палате, или в гостиничном номере, или где‑либо еще, где не одобряется зажигание огня. Вы могли бы, конечно, прибегнуть к одному из неудобных хитроумных устройств с LED‑светильниками, но это было бы не более чем символическим исполнением мицвы, так как отсутствовало бы настоящее пламя. А вот использование особой лампы накаливания решает проблему: стоит лишь вставить батарейку, и вы можете наблюдать за тем, как медленно нагревается нить и выполняется заповедь зажигания огня.

Конечно, вы можете счесть эти новшества пустяковыми или даже, по примеру некоторых нерелигиозных израильтян, поглумиться над ними как над попыткой обмануть Бога, используя технологии для ниспровержения религиозных практик, не совместимых с современностью. Но это означает, что вы не уловили смысл. Гениальность инновационных решений института «Цомет» заключается в том, что он, как никакая другая организация, занимающаяся сегодня научно‑исследовательскими и конструкторскими разработками, исходит из того, что технологией, определенно, движет высшая сила и что введение инноваций должно происходить не просто потому, что мы в чем‑то разобрались, а потому, что мы тщательно учли наши приоритеты и потребности. Притом что подавляющее большинство новейших изобретений направлено на то, чтобы сделать жизнь чуть более удобной, отрадно наблюдать, как ученые используют технологии не для создания все новых потех ради развлечения и выгоды, нисколько не заботясь о последствиях, а для сохранения традиционного уклада жизни, поддерживавшего и укреплявшего людей на протяжении тысячелетий. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны

Идти вместе. Недельная глава «Вайера»

Евреи знали, знают и всегда будут знать то, что упрямо отрицают нынешние эксперты‑пустословы: любая цивилизация сильна настолько, насколько в ней сильны узы между разными поколениями. Именно об этом говорит нам незабвенный образ из нашей недельной главы: первый еврейский родитель, Авраам, и первый еврейский ребенок, Ицхак, идут вместе навстречу неведомому будущему, и их вера берет верх над их страхами