Праведный муж
«Ноах — муж праведный, непорочный в своих поколениях».
(«Брейшит», или «Бытие», 6:9)
Названия святых еврейских книг и даже отдельных глав отнюдь не случайны и всегда отражают их содержание и основную идею. Однако в данном случае можно было бы решить, что сегодняшняя глава — исключение. Дело в том, что имя Ноах означает «покой», «успокоение», как об этом прямо сказано в Торе в конце предыдущей главы («Брейшит, 5:29): «И нарек ему имя «Hoax», сказав: «этот утешит нас после работы нашей (облегчит), снимет с нас мучение рук наших». До Ноаха у них не было орудий для обработки земли, а он изготовил их. Из-за проклятия, которому был предан первый человек, земля производила шипы и репей, когда ее засевали пшеницей, а в дни Ноаха успокоилась. Это и есть «облегчит, снимет с нас».
Но название главы, казалось бы, никак не соответствует событиям: в ней сначала описывается Всемирный Потоп, погубивший практически все человечество, а потом строительство Вавилонской башни, которое привело к последующему рассеянию людей по всей поверхности земного шара.
Также вызывает удивление выражение, которое использует пророк Ишаягу для обозначения Потопа: «воды Ноаха» («Ишаягу», 54:9). Ведь эти «спокойные воды» практически стерли все живое с лица земли!
«Ноах» = покой
На самом деле, глава «Ноах» тоже не исключение. Просто в данном случае название выражает внутреннюю суть явления, которая не сразу становится очевидной за трагической внешней стороной событий. Конечно, и сам Всемирный Потоп, и рассеяние народов в результате строительства Башни — две величайшие катастрофы в истории человечества. Но вместе с тем воды Потопа принесли миру и необходимое очищение.
В древних комментариях (мидраш) рассказывается, что когда Ноах вышел из Ковчега, его глазам предстал «новый мир». Это была другая, обновленная земля, которую предстояло заселять и возделывать. Только после Потопа Всевышний заключил в лице Ноаха «союз мира» (брит-олам) со всем человечеством и «на все поколения». До Потопа люди погрязли в насилии, грабежах и убийствах. Потоп принес людям, пусть и ненадолго, мир и взаимопонимание, став «водами утешения». Поэтому он иногда сравнивается с естественным гигантским… бассейном для ритуального очищения — «миквой»
На самом деле, любые испытания и негативные явления, которые посылает нам Творец, подобно водам потопа, направлены на исправление и преследуют позитивную цель. При условии, что человек правильно это воспримет и достойно выдержит испытания. Впрочем, Всевышний всегда ставит перед нами задачи по силам.
Содержание главы «Ноах», которую мы читаем в конце месяца Тишрей, созвучно с событиями еврейского календаря. Подобным испытанием можно считать и резкий переход от осенних праздников месяца Тишрей к серым будням, с их неизбежными заботами и проблемами, тому «бурному потоку» повседневных дел, который, подобно водам потопа, грозит увлечь и унести нас за собой от того, что должно составлять истинное содержание еврейской жизни — духовной работы над собой и служения Творцу.
Но давайте еще раз, с несколько иной стороны, попытаемся оценить деяния Ноаха, «мужа праведного».
Житие Ноаха
«Вот житие Ноаха» : Ноах — муж праведный,
непорочным был в своих поколениях, с Б-гом ходил Ноах».
(«Брейшит», 6:9)
Тора, как правило очень скупая на эпитеты, так характеризует одного из великих праведников древности — Ноаха: «Ноах — муж праведный, непорочным был в своих поколениях».
Причем выражение «непорочный в своих поколениях» толкуется комментаторами не «в пользу» Ноаха. Этот не совсем стандартный оборот указывает на то, что лишь среди людей «своего поколения» Ноах мог считаться «праведным» и «непорочным». Однако если его сравнить с поколениями, в которых жили три других великих праведника: Авраам-авийну, Моше-рабейну или царь Давид, то в этих поколениях Ноах бы ничего из себя не представлял. Но почему Традиция для сравнения выбрала именно эти три поколения и их духовных лидеров?
Новый Свет
Слава Б-гу, еврейская история знает множество праведников в разных поколениях. Но именно с именами этих трех связано начало принципиально нового этапа и периода в еврейской истории. В Традиции принято добавлять к имени основную характеристику, которая отражает главную миссию праведника в этом мире: Авраам — наш «праотец» (авийну), Моше — наш Учитель (рабейну), Давид — царь, родоначальник царской династии (давид-га-мелех).
Авраам в Писании называется «первым евреем», от него берет начало новое явление — еврейский народ (ам-исраэль). Моше принес нам и всему человечеству Учение — Тору, которая стала универсальным инструментом для исправления и освящения окружающего мира, наполнения его Б-жественным светом. Царь Давид стал родоначальником еврейской государственности и царской династии (малхут), потомком которой должен стать царь-Мошиах, который утвердит власть Творца в этом мире.
В этом ряду с великими подвижниками древнего мира стоит и Ноах, с которого берет начало целая новая эпоха, наступившая после окончания Всемирного Потопа. По выражению из мидраша («Брейшит Раба»), когда Ноах высадился на обновленную землю, его взору открылся «новый мир» (олам хадаш). И хотя он начал возделывать эту землю и строить новый мир, закладывая основы будущего общества, его усилия не идут ни в какое сравнение с тем, что сделали, каждый в своем поколении, трое праведников: Авраам, Моше и Давид. Неслучайно первые буквы их имен образуют имя первого человека: АДаМ.
Дело в том, что «праведность» Ноаха понятна и очевидна, прежде всего, на фоне людей его поколения и их поведения, о чем говорится в начале нашей главы (8:11): «И извратилась земля пред Всевышним, и наполнилась земля несправедливостью (разбоем)». В этом смысле Ноах выгодно отличался от своих современников. Но не совершать зла еще не означает изменять и отстраивать мир. Для этого нужны конкретные созидательные действия. То, что мы находим в случае с Авраамом, Моше и Давидом: Авраам первым стал распространять идеи единобожия среди народов мира, Моше дал нам Тору, царь Давид заложил основы будущего Храма, в котором ощущалось присутствие Всевышнего (шхина).
Кроме того, все «праведные» поступки Ноаха вытекали из страха перед грядущей неотвратимой карой — водами Потопа. Истинными праведниками двигало стремление раскрыть Б-жественную мудрость и утвердить волю Творца в этом мире. Поэтому логично в один ряд с ними поставить другого подвижника и Учителя — рабби Исроэля Баал Шем Това, родоначальника учения хасидизма, который принес новое видение в служение для тысяч и тысяч евреев.
А завершающим звеном в этой великой цепи станет царь-Мошиах, который придет в нашем поколении — «поколении мессии», и завершит то, что начали праведники прошлого, установлением Грядущего мира. Скоро, в наши дни!
Войди в Ковчег!
Несмотря на все трагические события, описанные в нашей главе, она дает нам веру и надежду. В наших силах обратить «бурный поток» будничных дел и забот в «спокойные воды», или «воды Ноаха» (мей-ноах). Каким образом? Ответ тоже содержится в недельной главе, в словах Творца, обращенных к Ноаху перед началом Потопа («Брейшит», 7:1): «Войди в Ковчег!» Только нашим «ковчегом», в отличие от древнего, являются слова Торы и молитвы . Они защитят нас от всех невзгод не хуже, чем Ноев Ковчег!
Будем верить, что тот страшный «потоп» — трагедия Холокоста, который довелось пережить нашему народу в ХХ веке, и который унес жизни миллионов евреев, станет последней очистительной жертвой на пути нашего праведного Мошиаха. И уже нашему поколению, как предсказывал Любавичский Ребе, дано будет увидеть тот «новый мир» — мир грядущий, который наступит после грядущего Избавления.
Ворон-посланник
Как известно, когда воды Потопа начали отступать, Ноах решил вначале послать ворона, который в результате вернулся ни с чем. Выждав немного, он выпустил голубя, который, в конце концов, вернулся с оливковой ветвью, что означало долгожданное спасение. Однако далеко не всегда выбор подходящего «посланника» столь очевиден…
Когда одному из крупнейших раввинов своего времени рабби Цви-Гиршу Берлину (1721–1800) предложили должность раввина в Берлине, все близкие и знакомые стали его активно отговаривать от столь рискованного предприятия, напоминая, что Берлин — это «столица» вероотступничества и вольнодумства. Прежде всего, они имели в виду так называемое движение Просвещения, лидеры которого фактически выступали за ассимиляцию, и провозгласили лозунг: «Быть евреем в Синагоге и немцем на улице». К чему это в конце концов привело, мы знаем. Но тогда все только начиналось.
Не полагаясь на чужое мнение, рабби Берлин решил послать «на разведку» своего человека. Сначала его выбор пал на очень образованного и набожного юношу из ешивы — «голубя». Но потом, поразмыслив, он послал другого, который сам был наполовину увлечен идеями «просвещенцев».
А своим друзьям он пояснил: «Когда Ноах хотел убедиться, что вода начала спадать, он вначале послал ворона, а не голубя. Ведь голубь по своей простоте и наивности не смог бы распознать хитрость и обман. Но именно «ворон», которого местные евреи приняли бы «за своего», мог легко понять их лицемерие и скрытую ненависть к религиозной традиции своего народа».
О том, какое решение он в конечном итоге принял, можно судить по его фамилии, которая стала впоследствии знаменитой. К сожалению, он оказался последним ортодоксальным раввином Берлина. С его смертью Берлинская еврейская религиозная община, история которой насчитывала не одно столетие, благодаря усилиям реформистов и «просвещенцев», практически перестала существовать. Следует ли удивляться, что спустя полтора столетия именно из Германии начался новый «Всемирный Потоп», уничтоживший тысячи общин и миллионы наших соплеменников.
Но «Ноах» своего времени — рабби Берлин, в «своем поколении» сделал все возможное, чтобы предотвратить грядущую катастрофу.
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №409)