Недельная глава «Ваигаш». Нежданный лидер
Издательство «Книжники» готовит к выходу в свет книгу «Уроки лидерства» известного религиозного деятеля, философа и писателя, раввина Джонатана Сакса. Предлагаем вниманию читателей фрагменты будущего издания.
Как‑то я присутствовал на публичной лекции выдающегося историка ислама Бернарда Льюиса, и кто‑то попросил его предсказать дальнейшее развитие событий на Ближнем Востоке. Он ответил: «Я историк, поэтому мои предсказания касаются только прошлого. Более того, я отставной историк, так что даже мое прошлое уже в прошлом». Невозможны предсказания, касающиеся живых людей, потому что мы свободны и нет возможности узнать заранее, как будет реагировать тот или иной человек на судьбоносные вызовы.
Если что‑то и представляется ясным в последней трети книги Берешит, так это то, что Йосеф станет архетипическим лидером. Он центральный персонаж рассказанной в книге истории, и его сны и меняющиеся обстоятельства его биографии указывают на это. Куда менее вероятным кандидатом в лидеры является Йеуда, предложивший продать Йосефа в рабство (Берешит, 37:26–27), которого далее мы видим разлученным с братьями, живущим в одиночестве среди ханаанейцев, вступившим в брак с ханаанеянкой, потерявшим обоих сыновей из‑за греха и вступающим в сексуальную связь с женщиной, которую он считает проституткой. Глава, описывающая эти события, начинается словами: «В ту пору Йеуда, отделившись от своих братьев…» (Берешит, 38:1). Комментаторы полагают, что речь тут идет о его моральной деградации.
Но события повернулись иначе. Потомки Йосефа, племена Эфраима и Менаше, исчезают со страниц истории после завоевания ассирийцами Израиля в 722 году до н. э., в то время как потомки Йеуды пережили вавилонский плен, и наш народ стал носить имя Йеуды. Мы — иудеи, «евреи». Глава «Ваигаш» объясняет почему.
Уже в предыдущей главе мы начинаем угадывать в Йеуде лидерские качества. Семья оказалась в безвыходной ситуации. Она нуждалась в пропитании, которое было в Египте, и им было известно, что первый министр при египетском фараоне приказал, чтобы они привели с собой их брата Биньямина, но Яаков не позволял это сделать. Он уже потерял одного сына от своей возлюбленной жены Рахели (Йосефа) и не мог позволить второму, Биньямину, отправиться в рискованное путешествие. Реувен, будучи человеком неуравновешенным, давал отцу абсурдную клятву: «Если я не приведу к тебе [Биньямина], убьешь двух моих сыновей!» (Берешит, 42:37). Только Йеуда, с его тихим авторитетом («Я буду за него порукой, и с меня ты за него взыщешь» (Берешит, 43:9)), убедил Яакова позволить Биньямину идти с ним.
И вот в Египте случилось худшее: у Биньямина обнаружили серебряную чашу первого министра при фараоне. Чиновник вынес вердикт, и Биньямина осудили на рабство. А его братьям позволили уйти. В этот момент вперед вышел Йеуда и произнес речь, которая изменила ход истории. Он красноречиво говорит о горе их отца, потерявшего одного из сыновей Рахели. И если теперь Яаков потеряет другого сына, уверяет Йеуда, он умрет от горя. А я, говорит Йеуда, лично обещал ему, что Биньямин вернется целым и невредимым. Он завершает свою речь словами: «Пусть я, раб твой, останусь вместо отрока рабом у моего господина, а отрок пусть вернется со своими братьями. Ибо как я возвращусь к отцу, если отрока не будет со мною? Да не увижу я страданий, которые обрушатся на отца!» (Берешит, 44:33–34).
И стоило ему произнести эти слова, как Йосеф, переполняемый чувствами, открывается своим братьям, и на этом драма завершается. Что же здесь происходит и какое это имеет касательство к теме лидерства?
Мудрецы сформулировали принцип: «Там, где раскаявшиеся грешники стоят, там даже самые безупречные праведники стоять не могут» (Брахот, 34б). Талмуд приводит в доказательство цитату из книги Йешаяу: «Мир, мир дальним и ближним» (Йешаяу, 57:19), который поместил дальних (кающихся грешников) перед ближними (безупречными праведниками). Однако почти несомненно, что источник этого изречения — история Йосефа и Йеуды. Йосеф в традиции известен как праведник . Йеуда, как мы увидим, раскаявшийся грешник. Йосеф стал «вторым после царя». Йеуда, однако, стал предком царей. Вот почему там, где стоит раскаявшийся грешник, даже безупречный праведник стоять не может.
Йеуда — первый персонаж Торы, полностью раскаявшийся, мудрецы говорят, что, когда такой человек может повторить старый грех, он не делает этого, потому что теперь стал другим . За много лет до этого Йеуда был повинен в том, что Йосефа продали в рабство. И сказал Йеуда братьям своим: «Какая нам выгода, если мы убьем брата и скроем его кровь? Давайте продадим его ишмаэлитам, и тогда наши руки будут чисты. Ведь он — наш брат, наша плоть. И братья согласились с ним» (Берешит, 37:26–27). А теперь, имея возможность бросить Биньямина и обречь его на рабство, он говорит: «Пусть я, раб твой, останусь вместо отрока рабом у моего господина, а отрок пусть вернется со своими братьями» (Берешит, 44:33). Вот это и есть полное покаяние, которое и сподвигло Йосефа открыться братьям и простить их.
Тора уже намекала в более ранних стихах на перемену в характере Йеуды. Обвинив свою невестку Тамар в том, что она забеременела от запретной связи, Йеуда сам был обвинен ею в том, что является отцом ее ребенка, и он вынужден признать: «Она права, а я нет» (Берешит, 38:26). Впервые в Торе мы видим, что персонаж признает себя неправым.
Возможно, намек на будущее Йеуды скрыт в его имени, ведь глагол «легодот», от которого оно происходит, означает «восхвалять» (Лея назвала своего четвертого сына Йеудой, говоря: «На этот раз восхвалю Г‑спода!» (Берешит, 29:35)). В то же время это имя также имеет отношение к глаголу «легитвадот», что значит «признать», «исповедаться», а исповедь, согласно Рамбаму, — это суть заповеди о покаянии.
Лидеры совершают ошибки. Менеджеры следуют определенным правилам, но лидеры оказываются в таких ситуациях, когда правил не существует. Вы немедленно объявите смертельному врагу войну, в которой будут гибнуть люди, или воздержитесь от такого шага в надежде сохранить мир, но рискуя тем, что враг приумножит свою военную мощь и в результате погибнет еще больше народу? Такая дилемма стояла перед Чемберленом, и он ошибся, делая свой выбор, а Черчилль был прав, что стало ясно только в 1939 году.
Но лидеры ведь тоже люди, и они совершают ошибки, которые не связаны с лидерством, а имеют прямое отношение к человеческим слабостям и искушениям. Джон Кеннеди и Билл Клинтон вели себя далеко небезупречно в том, что касается сексуальных связей. Должно ли это влиять на нашу оценку их как политических деятелей? Иудаизм подразумевает, что должно. Пророк Натан был беспощаден к царю Давиду, когда тот согрешил с чужой женой.
Важно то, указывает Тора, что вы каетесь — вы признаетесь и сожалеете о своих проступках, и в итоге вы меняетесь. Как отмечает рабби Соловейчик, и Шауль, и Давид, первые цари Израиля, грешили. И оба были наказаны пророками. И оба произнесли: «Я согрешил» (Шмуэль I, 15:24, Шмуэль II, 12:13). Но их судьбы сложились по‑разному: Шауль потерял свой трон, а Давид — нет. Причина, говорит рав, в том, что Давид исповедался незамедлительно, а Шауль юлил и придумывал отговорки, прежде чем признать свой грех .
Истории о Йеуде и его потомке Давиде повествуют нам о том, что лидер вовсе не обязательно является безупречным праведником. Быть лидером — значит обладать способностью признавать свои ошибки, учиться на них и расти над ними. Йеуда, которого мы встречаем в начале повествования, сильно отличается от того человека, которого мы видим в финале, точно так же, как Моше, который стоит у горящего куста — запинающийся, сомневающийся, — совсем не тот могучий герой, каким он предстает перед нами в конце («его зрение не ослабевало, а его силы не истощались» (Дварим, 34:7)). Лидер — тот, кто может спотыкаться и падать, но встает более честным, более смиренным и более отважным, чем прежде.