Читая Тору

Недельная глава «Ваэтханан». Бесконечная игра

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 23 июля 2021
Поделиться

Популярный писатель Саймон Синек выпустил книгу под названием «Бесконечная игра» Simon Sinek. The Infinite Game. Portfolio Penguin, 2019.
. Идея книги основана на различии, которое впервые описал Джеймс П. Карс James P. Carse. Finite and Infinite Games. Free Press, 1986.
, — разнице между двумя типами проектов. У проекта первого типа — «конечной игры» — есть отправная точка и конечная точка. Он подчиняется правилам, признает разграничения на разные области, в нем есть победители и проигравшие. Таково большинство видов спорта. Такой часто бывает политическая жизнь: есть избирательные кампании, выборы, правила и предписания, кандидаты, достигшие успеха, и кандидаты, потерпевшие поражение. Таким образом можно управлять частными компаниями, когда они сосредоточиваются на квартальной прибыли, котировках акций, доле рынка и т. п.

Но есть и бесконечные игры. В них нет ни отправной точки, ни линии финиша, ни очевидных победителей и проигравших, ни оговоренных правил и разграничений. Таково изобразительное искусство. Таковы музыка и литература. Бетховен не одержал победу. Бах не потерпел поражение. Великие художники меняют правила игры. Именно это делали Бетховен, Шёнберг и Стравинский; Ван Гог, Сезанн и Пикассо — тоже. Такой может быть политическая жизнь, когда она перестает ориентироваться исключительно на рейтинги, составляемые по соцопросам, и ставит своей целью более серьезные вопросы — справедливости, равенства, нравственного здоровья общества. Образование — конечная игра, когда для него в приоритете результаты экзаменов и документы о квалификации, но оно может быть бесконечной игрой, когда его цели — научить широко и глубоко вникать в суть вещей, а также сформировать характер.

В конечные игры играют ради победы. В бесконечные игры играют ради самого процесса. Конечные игры обычно проводятся в присутствии зрительской аудитории того или иного рода. К участию в бесконечных играх привлекают всех. Мы предаемся таким играм, потому что они нас меняют. Ван Гогу не требовалось сбывать картины с рук, чтобы убедить себя в плодотворности занятий искусством. Бетховен при работе над поздними сонатами и квартетами не искал популярности. Джеймс Джойс писал «Улисса» без расчета на попадание в список бестселлеров.

Бесконечные игры — не средство достичь некоей цели: стать чемпионом, получить сверхприбыль, которая, как говорится, «обгонит фондовый рынок», победить на выборах. Напротив, такие игры — употребим термин из психологии — самоцельны: в них уже заложена их цель. Мы предаемся бесконечным играм, потому что этот вид деятельности по своей природе творческий, он требует самоотдачи, бодрит и облагораживает.

Наверно, вам уже стало ясно, что это не просто два типа игр. Это два разных способа играть в игры. Если в некоей стране в некий период политическую жизнь воспринимают как конечную игру, в которой важны только рейтинги популярности и результаты выборов, то она быстро становится поверхностной, тривиальной, скучной. Качество лидерства снижается. Население впадает в цинизм и разочаровывается. Доверие слабеет, а социальные узы истончаются. Когда же политическую жизнь облагораживает чувство истории и судьбы в сердцах ее лидеров, когда она становится не жаждой власти, а одной из форм служения другим и социальной ответственности, когда ею движут высокие идеалы и этические устремления, тогда лидерство становится искусством государственного управления, а политика — благородным призванием.

Я говорю это не для того, чтобы осудить конечные игры. Они нам необходимы, так как во многих сферах жизни нам необходимы правила, разграничения и лимит времени. Но мы также должны иметь простор для бесконечных игр, поскольку это одни из благороднейших проявлений человеческого духа.

На эти размышления меня натолкнули два стиха из этой главы:

«Строго соблюдайте заповеди Г‑спода, вашего Б‑га, Его свидетельства и установления, которые Он заповедал вам. Делайте то, что справедливо и угодно Г‑споду…» (Дварим, 6:17–18).

Утренняя молитва. Исаак Сноумен. Конец XIX — начало XX века

Здесь есть загвоздка: казалось бы, первый стих объемлет все 613 заповедей Торы. Это заповеди, свидетельства и установления. В таком случае почему Тора добавляет: «Делайте то, что справедливо и угодно Г‑споду…»? Очевидно, делать то, что справедливо и угодно Г‑споду, — не более и не менее чем соблюдать Г‑сподни заповеди, свидетельства и установления. Разве это не два способа выразить одну и ту же мысль, только разными словами?

Однако, как поясняет Талмуд Бава мециа, 108a.
, «делайте то, что справедливо и угодно Г‑споду…» означает, что ты не должен совершать поступков, которые нельзя счесть справедливыми и угодными Г‑споду, даже если у тебя есть законное право так поступить. В иудаизме на этом зиждится важный закон: «дина дебар мецра», «закон о смежном земельном владении». Когда землевладелец выставляет участок на продажу, собственник смежного участка имеет право его купить. Если его продают кому‑то другому, покупатель должен вернуть землю в собственность соседа, а тот затем возмещает покупателю сумму, выплаченную за участок.

Этот закон не о собственности на землю как таковой. Обычно землевладелец имеет право продавать участок всякому, кому только пожелает. Этот закон говорит, что следует делать «то, что справедливо и угодно Г‑споду» — проявлять то, что порой называют менчлихкайт Менчлихкайт (идиш) — человечность, гуманность (все свойства настоящего «менча», то есть хорошего, порядочного человека). — Примеч. перев.
. Соседу приобретение этого участка принесет неизмеримую пользу. Таким путем сосед сможет расширить свое хозяйство, не приобретая несколько отдельных участков, которые были бы расположены вразброс, в разных местах. А покупатель со стороны мало что потеряет, если упустит эту покупку, ведь он может приобрести другие поля в других местах. Закон о бар мецра отходит от обычных правовых принципов, чтобы достичь нравственной цели: помочь соседу, то есть ближнему.

Раши, основываясь на этом талмудическом фрагменте, говорит: делать то, что справедливо и угодно Г‑споду, означает «идти на компромисс, действуя за пределами строгих требований закона» В действительности «лифним мишурат адин» значит действовать не «за пределами» строгих требований закона, а «в их рамках». Это значит: по закону у меня есть определенные права, но я могу решить, что не стану ими пользоваться, так как, если я ими воспользуюсь, это может повредить благополучию другого человека. «В рамках» означает «я не дохожу до границ дозволенного, когда предъявляю свои законные претензии. Я предпочитаю воздерживаться от пользования своим правом». — Примеч. авт. Комментарий Раши в другом переводе: «Это уступка за чертою права (т. е. речь идет о готовности поступиться положенным по праву, проявляя милосердие к ближнему)». — Примеч. перев.
. Рамбан соглашается с этим, но затем делает интереснейший и основополагающий вывод:

«И предназначение этого в том, что с самого начала Б‑г повелел соблюдать Б‑жьи заповеди, свидетельства и установления так, как их заповедал сам Б‑г. И вот теперь здесь сказано: даже в отношении того, чего Б‑г не заповедал, нужно делать то, что справедливо и угодно Г‑споду, ибо Ему милы доброта и справедливость. Это важно, так как в Торе невозможно упомянуть все детали поведения людей с соседями и друзьями, или ведения дел, или предписаний местных властей. Многие из таких законов упомянуты в Торе, например: “Не разноси сплетни среди своих соплеменников”, “не мсти и не держи злобы на сынов своего народа”, “не стой [безучастно, видя] гибель ближнего”, “не проклинай глухого, перед слепым не клади препятствия”, “Перед сединой вставай, старца почитай” и многие другие. Теперь же Тора предписывает человеку делать то, что справедливо и угодно Г‑споду во всем, в том числе идти на компромисс и действовать за пределами строгих требований закона» Рамбан, комментарий к Дварим, 6:18; см. также его комментарий к Ваикра, 19:2, где он делает схожий вывод.
.

Казалось бы, Рамбан сходится во мнении с Раши, но на самом деле он делает несколько иной вывод. Раши говорит: соблюдайте закон и выходите за его пределы. Рамбан говорит, что существуют кое‑какие вещи, которые невозможно указать в законе, так как «в Торе невозможно упомянуть все детали поведения людей». Тора приводит нам конкретные примеры: не сплетничай, не мсти и т. п. Но остальное зависит от ситуации, от обстоятельств и от человека или людей, с которыми ты имеешь дело.

Изложим это в терминах, с которыми мы ознакомились в начале статьи: не вся Тора — конечная игра. Конечной игрой в ней является многое. Есть правила, заповеди, свидетельства и установления. Есть Алаха. Есть разграничения: молоко, мясо, сфера публичной жизни, сфера частной жизни. Есть начала и концы: самый ранний час и самый поздний час, когда разрешено читать утреннюю Шма. Есть успехи и поражения: ты либо доводишь отсчет омера до конца, либо не доводишь. Все это — конечное, хоть и посвящено Тому‑Кто‑Бесконечен.

Однако вывод Рамбана (тот же вывод сделан и в Магид Мишне См. Магид Мишне — комментарий к Кодексу Маймонида, а именно к книге «Имущество», разделу Законы о соседях, 14:3.
) гласит, что есть существенные области нравственной жизни, которые невозможно свести к правилам. Дело в том, что правила имеют дело с чем‑то обобщенным, а жизнь каждого человека — конкретный случай. Все мы разные. И все ситуации, в которых мы оказываемся, — тоже. Хорошие люди знают, когда высказаться, когда промолчать, когда похвалить, когда поставить под сомнение. Они слышат слово, не произнесенное вслух, чувствуют потаенную боль другого, фокусируются на другом человеке, а не на самих себе, и руководствуются глубоко укорененным нравственным чувством, которое инстинктивно отвращает их от всего, что не вполне справедливо и угодно Г‑споду. «То, что справедливо и угодно Г‑споду» характерно для элемента нравственной жизни, представляющего собой бесконечную игру.

Прекрасное описание такого человека содержится в Теилим, 15: «Ходящий (путями) честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем! Тот, кто не клеветал языком своим… и не наносил оскорбления ближнему своему… (если) клянется (даже себе) во зло — не изменяет… Делающий это не пошатнется никогда».

Полагаю, мы совершаем огромную ошибку, если полагаем, что нам нужно знать и соблюдать только правила, регулирующие взаимоотношения «бейн адам ле‑хаверо» — между нами и нашими собратьями. Это основополагающие правила, но в то же время они неполны. Мы должны развивать в себе совесть, чтобы она не позволяла нам причинять зло, наносить вред или обиду кому‑то другому, даже если правила разрешают нам это делать Для этого и похожих случаев Рамбан развил понятие «наваль би‑решут а‑Тора». См. его комментарий к Ваикра, 19:2.
. Нравственная жизнь — бесконечная игра, не сводимая к правилам. Нам нужно научиться чутью на «то, что справедливо и угодно Г‑споду» и постараться, чтобы это чутье глубоко в нас укоренилось.

 

Вопросы (за шабатним столом)

1. Какие части Торы представляют собой «конечную игру», а какие — «бесконечную игру»?

2. Что мотивирует нас на соблюдение мицвот, а что мотивирует нас «делать то, что справедливо»? Разные ли это мотивации?

3. Почему Тора считает нужным добавить дополнительную заповедь — велит «делать то, что справедливо»?

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ваэтханан. «И я взмолился»

Земля, которая у нас под ногами, была сотворена Всевышним тысячи лет назад, и все это время по ней ступали разные творения, а она терпеливо ждала, когда же по ней пройдет еврей со словами Торы на устах. Если же еврей пройдет молча, то он, увы, ничем не лучше самой обыкновенной скотины.

Уроки Торы I. Ваэтханан

9ава — день, когда были разрушены оба Храма. Каждый год в Субботу после этого дня мы читаем в качестве афтары известный отрывок из пророка Йешаяу: «Утешайте, утешайте народ Мой...» Мидраш говорит, что это в буквальном смысле двойное утешение после утраты двух Храмов. Но разве одного утешения было бы недостаточно?