Читая Тору

Эстетическая грань иудаизма. Недельная глава «Тецаве»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 3 марта 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Почему в нашей недельной главе Тора дает столь конкретные и настоятельные указания об одежде, которую должны были носить коэны и коэн гадоль?

«Вот одежды, которые они должны изготовить: нагрудник, эфод, плащ, ячеистая рубаха, тюрбан и пояс. Пусть сделают священные одежды твоему брату Аарону и его сыновьям, чтобы они Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «чтобы он (Аарон) стал Моим священником». — Примеч. перев.
могли стать Моими священниками» (Шмот, 28:4).

Вообще, обычно иудаизм относится к внешнему облику скептически. У Шауля, первого царя Израиля, и наружность была царственная. Он был рослый, выше всех «на голову» (Шмуэль I, 9:2). Но этот высокий в физическом смысле человек не достиг нравственных высот. Он шел на поводу у народа вместо того, чтобы вести его за собой. Б‑г объявил Шмуэлю, что отверг Шауля и велит помазать на царство одного из сыновей Ишая. Шмуэль отправился к Ишаю и увидел, что у одного из сыновей, Элиава, царственная наружность. Вот кого избрал Б‑г, решил Шмуэль. Однако Б‑г указывает Шмуэлю на ошибку: «И сказал Г‑сподь Шмуэлю: “Не смотри на обличье его и на высокий рост его, ибо Я отверг его. Ведь (суть) не в том, что видит человек — человек видит лишь то, что видно глазу, а Г‑сподь видит то, что в сердце”» (Шмуэль I, 16:7).

Внешность обманчива. Ивритское слово «бегед» («одежда») образовано от того же ивритского слова, что и глагол «предать», звучащий в формуле исповеди «Ашамну, багадну» Краткая общинная покаянная молитва будних дней. — Примеч. перев.
(«Виноваты мы, предали мы»). Яаков воспользовался одеждой Эсава, чтобы совершить обман. А братья Йосефа, тоже в целях обмана, — окровавленной рубахой юноши, проданного ими в рабство. Только в книге Берешит целых шесть таких примеров. Почему же Б‑г заповедал коаним облачаться в особую одежду для служения в Святилище, а позднее в Храме?

Ответ подскажет словосочетание, которое два раза встречается в нашей недельной главе. Эти два существительных описывают символический смысл священнических одежд: «ле‑кавод уле‑тиферет» («для величественности [либо “почета”] и красоты» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Сделай твоему брату Аарону священные одежды для почета и великолепия». — Примеч. перев.
. В тексте Торы это нетипичные слова, во всяком случае в применении к людям. Слово «тиферет» («красота», «слава») встречается в Торе всего три раза. Оно дважды употреблено в нашей недельной главе (Шмот, 28:2, 40), а в третьем случае, в поэтическом смысле и в несколько ином значении, в Дварим, 26:19 Ср. с русским переводом Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «для славы». — Примеч. перев. .

Слово «кавод» («величественность» или «почет») употреблено шестнадцать раз, но в четырнадцати (2×7) случаях оно обозначает славу Г‑спода. И только в двух случаях, оба раза — в нашей недельной главе, «кавод» употреблено применительно к человеку.

Что же здесь происходит?

Разгадка в том, что священнические одежды выражают эстетический аспект бытия. А в иудаизме он далеко не всегда на первом месте. Заботу об эстетической стороне жизни мы невольно ассоциируем с культурами, далекими от Торы. Великие империи — Месопотамия, Египет, Ассирия, Вавилон, Греция и Рим — возводили монументальные дворцы и храмы. При королевских дворах носили роскошные одеяния, мантии, короны и регалии, всякому рангу полагались свои одежды и украшения.

Иудаизм, напротив, настолько чурается помпезности и пышности, что его подход часто кажется едва ли не пуританским. Иудаизм чтит незримого Б‑га и потому не придает большого значения тому, что зримо, ценит скорее то, что сказано устно и воспринимается на слух. Услышанные слова важнее, чем увиденные внешние приметы.

Однако служение в Святилище и Храме подчинялось иным правилам. В нем действительно имели принципиальное значение внешние признаки — то, что выражало величественность и красоту. Почему? Маймонид объясняет: «Чтобы приумножить величие Храма, тех, кто совершал в нем служение, окружали большим почетом, так что священники и левиты отличались от всех остальных. Было заповедано, чтобы священник одевался подобающе, в самые великолепные и нарядные одежды, “священные одежды для славы и для красоты”, поскольку толпа судит о человеке не по его истинному облику, а по <…> красоте его одежд, а Храм должен был внушать всем огромное благоговение» (Путеводитель растерянных, III:45).

Первосвященник, священник и левит. Иллюстрация из Zur Geschichte der Kostüme

Объяснение четкое, но в нем сквозит легкое презрение. По‑видимому, Маймонид хочет сказать: для тех, кому по‑настоящему ясна суть религиозной жизни, внешний облик совершенно неважен, но «толпа», массы, большинство людей устроены иначе. На них производят впечатление зрелищность, зримые приметы величия, блеск золота, нагрудники с драгоценными камнями, богатая пышность багряницы и пурпура, первозданная чистота одежд из белого льна.

Более веские доводы в пользу эстетического аспекта иудаизма приводит Майкл Вышогрод Майкл (Михаэль) Вышогрод (1928–2015) — еврейский американский философ‑религиовед и теолог. Родился в Германии, в детском возрасте бежал с родителями в США. — Примеч. перев.
в своей книге «Тело веры» (1983). На всем протяжении истории, указывает он, искусство и религиозный культ тесно взаимосвязаны, и иудаизм в этом смысле не исключение: «Архитектура и внутренняя обстановка Храма требуют от человека пространственного мышления, а оно — самый мощный стимул развития изобразительных искусств. Необходимо помнить, что из многочисленных артефактов, оставшихся от цивилизаций прошлого, самыми искусными и самыми интересными в эстетическом плане почти всегда оказываются предметы, предназначенные для отправления религиозных обрядов».

По словам Вышогрода, постбиблейский иудаизм, за редкими исключениями, не внес особого вклада в изобразительное искусство и музыку. Даже сегодня мир религиозного еврейства существует где‑то вдали от мира великих писателей, художников, поэтов и драматургов. Правда, сокровищница народной религиозной музыки весьма богата. Но в целом, утверждает Вышогрод, «наши творческие люди склонны покидать еврейскую общину».

Он видит в этом признак духовного кризиса: «Творческое воображение поэта отражает его духовную жизнь. Миф и метафора широко в ходу как в религии, так и в поэзии. Поэзия — одна из сфер, где религиозное чувство выражено с наибольшей силой. То же самое можно сказать о музыке, драматургии, живописи и танце».

Раввин Авраам Кук надеялся, что возвращение в Сион подстегнет развитие еврейского изобразительного искусства, и в религиозной жизни действительно есть большое место для красоты, особенно в Аводе, «служении», раньше предполагавшем жертвоприношение, а теперь молитву.

Новейшие исследования в области нейронаук, эволюционной психологии и поведенческой экономики установили: мы, люди, по большей части животные неразумные Отсылка к крылатому выражению «человек — животное разумное», вдохновленному философией Аристотеля. — Примеч. перев. в том смысле, что редко мыслим рационально. Да, мы способны к рациональному мышлению, но чтобы побудить нас к действиям, недостаточно одних лишь доводов разума. Чтобы действовать, нам необходимо испытывать эмоции, а они таятся глубоко под префронтальной корой — отделом мозга, отвечающим за сознательное мышление. Именно к эмоциям апеллирует изобразительное искусство. Оно бередит душу очень глубоко, сильнее, чем любые слова.

Вот почему художественные шедевры пронизаны духовностью, которую невозможно выразить иначе, чем средствами искусства. То же самое можно сказать о зримой красоте и пышности служения в Святилище и Храме, в том числе об одеждах и поясах священников. Эта мысль бесподобно выражена в поэтическом тексте, который содержится в повторении кантором молитвы мусаф на Йом Кипур.

Речь идет о «марэи коэн» — внешнем облике первосвященника в тот миг, когда он завершал свое служение и выходил из Святая святых:

«Словно сияние купольного свода небес,

Словно молния, вспыхивающая от великолепия ангелов,

Словно небесная синева нити цицит,

Словно переливы радуги среди облаков,

Словно великолепие одежд, в которые Скала «Скала Израиля» — один из эпитетов Б‑га в иудаизме. См.: Теилим, 19:15. — Примеч. перев.
наряжает Свои создания,

Словно роза, посаженная в саду наслаждений,

Словно диадема, возложенная на чело Царя,

Словно любовь, отраженная, как в зеркале, на лице жениха,

Словно ореол чистоты вокруг венца чистоты,

Словно тот, кто пребывает под покровом Отсылка к Теилим, 91:1. — Примеч. перев.
, умоляя Царя,

Словно утренняя звезда, сияющая на рубеже Востока, —

Таков был облик [Перво]священника».

Теперь мы можем дать определение эстетическому аспекту иудаизма. Это искусство, которое посвящает себя воспеванию величия Б‑га. Мы делаем вывод из того факта, что в Торе слово «кавод» («величественность», «слава») применяется только к Б‑гу либо к коэну, совершающему служение в доме Б‑жьем.

Иудаизм не разделяет принцип «искусство ради искусства», но ценит то искусство, которое служит Б‑гу. Такое искусство делает Б‑гу ответный подарок, вручая Ему в качестве обетованного приношения малую частицу красоты, сотворенной Им в тварном мире.

Отличие Древнего Израиля от Древней Греции можно упрощенно изложить так: греки верили, что красота священна, а евреи верили в адрат кодеш — красоту святости. В Аводе нашлось место эстетическим аспектам. Скажу словами «Песни у моря»: «Зе Кейли ве‑анвеу» («Это мой Б‑г, и я умножу красоту Его» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Это мой Б‑г — прославлю Его». — Примеч. перев.
). Ибо красота вдохновляет на любовь, а любовь — на служение Б‑гу от чистого сердца.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

Лидерство — это умение дать другим простор для действий. Недельная глава «Тецаве»

Любая власть, которой наделены люди, нуждается в системе сдержек и противовесов, иначе она развратится. И уж тем более никогда не следует совмещать полномочия политического лидера и религиозного лидера — кетер малхут. Моше был увенчан двумя коронами — высшего политического лидера и величайшего пророка, а Аарон — короной священства. Благодаря этому разделению власти братья служили друг для друга «сдержками и противовесами».

Недельная глава «Тецаве». Вдохновение и пот

Грандиозность иудаизма в том, что он берет возвышенные идеалы и восторженные видения — образ Б‑жий, веру в Б‑га, любовь к ближнему — и претворяет их в модель поведения. Алаха (еврейский закон) включает в себя набор рутинных действий, который (как и в повседневной жизни величайших творческих умов) перенастраивает мозг, привнося в нашу жизнь дисциплинированность и меняя все то, как мы испытываем чувства, мыслим и действуем.

Недельная глава «Тецаве». Этика священного

Невзирая на то, что после разрушения Второго храма больше не было ни Святилища, ни священнослужителей, совершавших соответствующие обряды, евреи нашли им замену, которая несет ту же функцию. Вклад Торат коаним в иудаизм — это, так сказать, «хореографическая» слаженность священности и уважения к авторитетам, помогающая евреям идти и «танцевать» вместе, в качестве народа.