Читая Тору

Недельная глава «Бемидбар». Звучание тишины

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 15 мая 2023
Поделиться

Недельную главу «Бемидбар» обычно читают в шабат перед Шавуот. Поэтому мудрецы проводили между ними связь. Шавуот — время, когда была дарована Тора. «Бемидбар» означает «в пустыне». Как же связаны между собой пустыня и Тора, пустыня и слово Б‑га?

Мудрецы предлагали несколько истолкований. Согласно Мехильте, Тора была дана публично, открыто и в том месте, которое не принадлежит никому. Почему же? А потому, что если бы Тора была дана на земле Израиля, евреи сказали бы народам мира: «У вас нет доли в ней». Однако все наоборот: кто бы ни захотел прийти и принять ее, разрешайте ему прийти и принять ее Мехильта, Итро, Баходеш, 1.
.

Есть и другое объяснение: если бы Тора была дана в Израиле, у народов мира был бы благовидный предлог не принимать ее. Это объяснение вторит раввинистической традиции, гласящей: до того как дать Тору сынам Израиля, Б‑г предлагал ее всем остальным народам, и каждый народ нашел какую‑то причину, чтобы от нее отказаться Там же. 5.
.

А вот еще одно объяснение: пустыня бесплатна — за вход в нее не берут денег — и точно так же бесплатна Тора. Это подарок, полученный нами от Б‑га Там же.
.

Но есть и еще одна причина, в большей степени связанная с духовной жизнью. Пустыня — царство тишины. Ничто не отвлекает ваш взор, нет фонового шума, который заглушал бы звуки. Правда, когда сыны Израиля получили Тору, прогремел гром, блеснула молния и прозвучал шофар. Казалось, затряслись самые основания земли. Но позднее, когда пророк Элияу после своего поединка с пророками Бааля оказался на склоне той же горы, он соприкоснулся с Б‑гом не в вихре, не в огне, не в землетрясении, а в «коль демама дака» — спокойном, тихом голосе: буквально эти слова значат «звучание тонкой тишины» Млахим I, 19:9–12
. В моем понимании это звук, который вы можете расслышать, только если прислушаетесь. В тишине «мидбара» — пустыни — вы можете расслышать «Медабера» («Того, Кто Говорит») и «медубар» (то, что Он говорит). Чтобы вы услышали Б‑жий глас, в вашей душе должна воцариться тишина: так мы замолкаем, чтобы вслушаться.

Много лет назад британское телевидение сняло документальный сериал «Долгие поиски» о великих мировых религиях Би‑би‑си, премьера была в 1977 году.
. Когда очередь дошла до иудаизма, телеведущий Рональд Эйр явно опешил: для него стала неожиданностью его пестрая, как цветущий сад, кипучая сумятица, особенно громогласные, категоричные споры в бейт мидраше, доме учения. Эйр поделился этим впечатлением с Эли Визелем и спросил: «Есть ли вообще в иудаизме такая вещь, как молчание?» Визель ответил: «В иудаизме полным‑полно молчания… Но мы о нем не говорим».

Иудаизм — в чрезвычайной степени вербальная культура, религия святых слов. Именно словом Б‑г сотворил вселенную: «Сказал Б‑г: “Пусть будет <…>” <…> и появился <…>» Согласно Таргуму, именно наша способность говорить делает нас людьми. В Таргуме фраза «и стал человек живым существом» (Берешит, 2:7) переведена как «и стал человек говорящим существом». Слова — инструмент творения. Слова — средство общения. Слова, которые мы выбираем для общения, решающе влияют — когда к счастью, когда к несчастью — на наши взаимоотношения с людьми. Иудаизм уделяет много внимания способности слов создавать или разрушать миры.

Поэтому в Танахе молчание нередко имеет негативный оттенок. В Торе сказано, что после смерти сыновей Надава и Авиу (Ваикра, 10:3) «Аарон безмолвствовал».

«Не мертвые воздают хвалу Б‑гу, не восхваляют Тебя мертвые, — говорится в 115‑м псалме, — не нисходящие в молчание могильное» Книга Псалмов [Теилим] / Пер. с иврита М. Левинова. М.: Книжники; Лехаим; F.R.E.E., 2016. С. 155–156. — Примеч. перев. .

Когда друзья Иова пришли утешить его после потери детей и других несчастий, они «сидели с ним на земле семь дней и семь ночей, и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что слишком велика боль (его)» (Иов, 2:13).

Иов и его друзья. Перл Хессинг 1966

Но молчание не всегда печально. Из Теилим мы узнаем: «Тебя славит молчание» Там же. С. 87.
(Теилим, 65:2). Если мы испытываем благоговейный трепет перед величием Б‑га, необъятностью вселенной и почти бесконечной протяженностью времени, наши глубочайшие чувства и впрямь будут слишком глубоки, чтобы выразить их словами. Мы почувствуем, что безмолвно сообщаемся с высшими сферами.

Мудрецы ценили молчание. Они называли его «оградой мудрости» Пиркей авот, 3:13.
. Если цена слова — одна монета, то цена молчания — две Мегила, 18а. Сравните с русским переводом: «Когда пришел рав Дими [из Земли Израиля], сказал он: вот как говорят на Западе [в Земле Израиля]: слово — сэла, молчание — два». Цит. по: Рабби Яаков Ибн‑Хабиб. Эйн Яаков (Источник Яакова). М.: Книжники; Лехаим, 2013. Т. 3. С. 322. — Примеч. перев.
. Рабби Шимон бен Гамлиэль сказал: «Я рос среди мудрецов все дни мои; и лучшее, что нашел я для себя, — молчание» Пиркей авот, 1:17.
.

«Аккомпанементом» служению священников в Храме было молчание. Левиты во дворе Храма пели, но священники — в отличие от их «коллег» в других древних религиях — при совершении жертвоприношений не пели и ничего не говорили. Поэтому ученый Исраэль Кноль (р. 1952)&nbsp;— израильский библеист и историк.
говорил о «безмолвии святилища». В «Зоаре» (2а) говорится о безмолвии как о среде, где созданы и то Святилище, что наверху, и то Святилище, что внизу.

Некоторые евреи культивировали в себе молчание в качестве духовного упражнения. Брацлавские хасиды медитируют в полях. Некоторые практикуют таанит дибур — «словесный пост». Самая глубокая из наших молитв — тихое чтение молитвы амида — называется «тфила бе‑лахаш» («безмолвная молитва»). Прецедент, на котором она основана, — молитва Ханы, просившей у Б‑га, чтобы Он дал ей дитя. «Она говорила про себя, только губы ее шевелились, а голоса не было слышно» (Шмуэль I, 1:13).

Б‑г слышит наши безмолвные крики. В мучительной истории о том, как Сара велела Аврааму отослать от себя Агарь и ее сына, Тора сообщает нам, что, когда у них закончилась вода и маленький Ишмаэль был при смерти, Агарь заплакала, но Б‑г услышал «голос ребенка» (Берешит, 21:16–17).

Ранее, когда к Аврааму пришли ангелы и сказали, что у Сары будет ребенок, Сара рассмеялась про себя, то есть беззвучно, но Б‑г все равно услышал (Берешит, 18:12–13). Б‑г слышит наши мысли, даже те, которые мы не выражаем вслух.

Итак, в иудаизме ценится тишина и молчание того, кто вслушивается, а умение вслушиваться — величайшее искусство религиозного человека. Слушать — значит дать другим возможность высказаться и быть услышанными. Как я указываю в своем комментарии к сидуру, в английском языке нет слова, которое хоть отчасти соответствовало бы еврейскому глаголу «ш‑м‑а» в его широком диапазоне значений: «слушать», «слышать», «уделять внимание», «понимать», «усваивать», а также «делать что‑то в ответ на призыв».

То был один из ключевых элементов завета на Синае: после того как сыны Израиля уже два раза сказали: «Всё, что сказал Г‑сподь, мы сделаем» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова: «Все, что говорил Г‑сподь, мы исполним!» — Примеч. перев.
, они затем произнесли: «Всё, что сказал Г‑сподь, мы сделаем и услышим [ве‑нишма]» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова: «Все, что сказал Г‑сподь, мы сделаем и будем послушны». — Примеч. перев.
(Шмот, 24:7). Именно нишма — прислушиваться, слышать, принимать во внимание, откликаться — ключевое действие религиозного характера.

Следовательно, иудаизм — не только религия действия и высказывания, но и религия вслушивания. Вера — умение расслышать музыку сквозь шум. Есть безмолвная музыка сфер, о которой в Теилим, 19 сказано:

 

Небеса рассказывают о славе Б‑га,

о делах рук Его повествует небосвод.

Изо дня в день ведут рассказ,

из ночи в ночь учат мудрости.

Нет речи и нет слов,

не слышен голос их;

а глагол их проходит по всей земле Книга Псалмов [Теилим] / Пер. с иврита М. Левинова. М.: Книжники; Лехаим; F.R.E.E., 2016. С. 32. — Примеч. перев.
.

 

Есть голос истории: его слышали пророки. И есть властный голос Синая: он продолжает говорить с нами сквозь бездонную пропасть времени. Иногда мне представляется, что люди современной эпохи усомнились в понятии «Тора с небес» не из‑за каких‑то новых археологических открытий, а оттого что утратили привычку вслушиваться в звук запредельного, в голос, который превыше всего человеческого.

Крайне любопытно, что Зигмунд Фрейд, хотя его отношения с иудаизмом часто были на грани разрыва, в форме психоанализа разработал глубоко еврейскую методику исцеления. Сам он говорил, что «лечит разговором», но в действительности лечил он путем того, что внимательно слушал пациента. Почти все эффективные формы психотерапии предполагают, что пациента необходимо вдумчиво выслушать.

А как обстоят дела с этим сегодня в еврейском мире: достаточно ли мы вслушиваемся в слова друг друга? Если мы состоим в браке, вслушиваемся ли мы по‑настоящему в слова супруга? Если у нас есть дети, вслушиваемся ли мы, родители, по‑настоящему в их слова? Если мы руководим людьми, умеем ли мы расслышать молчаливые опасения тех, кого намерены повести за собой? Умеем ли мы заметить и примерить на себя чувство обиды тех, кто считает, что двери общины перед ними закрыты? Можем ли мы, говоря по совести, утверждать, что вслушиваемся в голос Б‑га, если мы не в состоянии вслушаться в голоса собратьев?

В своем стихотворении «Памяти У. Б. Йейтса» У. Х. Оден писал:

 

…чтоб в пустынях душ возник

и забил живой родник Перевод И. Бродского.
.

 

Время от времени нам необходимо удаляться от шума и суеты общественной жизни и впускать в свою душу тишину пустыни, где в безмолвии мы можем услышать коль демама дака, тонкое звучание тишины: голос Б‑га, говорящий нам, что нас любят, нас слышат, что руки вечного Б‑га поддерживают нас Отсылка к Дварим, 33:27. — Примеч. перев. , что мы не одиноки.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Бемидбар». Закон как любовь

В иудаизме закон появился раньше, чем земля, и когда евреи потеряли свою землю, закон у них остался. Это означало, что даже в изгнании евреи остались народом, а Б‑г остался их верховным правителем. Завет не утратил силу. Даже без географии у евреев была своя продолжающаяся история. Еще до того, как евреи вошли в Землю обетованную, им была дарована способность выжить за ее пределами.

Недельная глава «Бемидбар». Общество равноправия в еврейском стиле

Если вы хотите создать справедливое и милосердное общество, начните с образования. Если вы хотите создать общество равного человеческого достоинства, гарантируйте бесплатность образования и всеобщее равное право на него. Вот идея, которую мудрецы извлекли из того факта, что мы читаем Бемидбар перед Шавуот, праздником, напоминающим, что Б‑г, даруя нашим предкам Тору, даровал ее им всем на условиях равноправия.

Бемидбар. «В пустыне»

Как известно, избранность еврейского народа означает избрание его для конкретной функции — быть носителем Учения и воплощать замысел Творца в этом мире. В данном случае Всевышний выбирал для Себя «рабочие руки». Тогда на эту единственную вакантную должность претендовали 70 народов, но «повезло» (как всегда) только евреям. И подсчет «голов» как раз подчеркивает этот факт: Всевышнему необходимо было знать прежде всего точное количество работников.