Эта глава включает в себя детальное описание процедуры, которую должна была пройти cота — женщина, подозреваемая мужем в нарушении супружеской верности. «Если чья‑либо жена уклонится» — эта фраза приводится в Талмуде для подтверждения слов о том, что «человек грешит, только если в него вступает дух глупости». На первый взгляд связь между двумя фразами раскрывается в игре слов: на иврите слова «глупость» и «уклонится» звучат почти одинаково. Но Ребе в поисках менее очевидной параллели останавливается на традиционном представлении о еврейском народе и Б‑ге как о супружеской паре и, следовательно, рассматривает грех как признак неверности. Мы видим, какое значение имеет образ соты для еврея.
ГРЕХ И ДУХ ГЛУПОСТИ
В Талмуде (Сота, 3а) есть высказывание о том, что «человек грешит, только если в него входит дух глупости». В подтверждение этих слов приводится фраза из нашей недельной главы: «Если чья‑либо жена уклонится» (Бемидбар, 5:12). Ребе Раяц, объясняя природу глупости (Маамар Бати ле‑гани, 5710, гл. 3), использует те же самые слова.
В чем связь между ними? Почему именно нарушение супружеской верности среди сотни других грехов наиболее точно показывает, что грех по своей природе всегда иррационален? Ни Талмуд, ни хасидизм не приводят цитаты просто так. Тексты подбираются тщательно, чтобы суть дела была ясна каждому.
В данном случае повод для цитирования лежит на поверхности. Между словами «уклонится» (тисте) и «глупость» (шетус) существует буквальное сходство. Но это не разъясняет загадку полностью. Зачем вообще было цитировать эту фразу? Многие афоризмы мудрецов не выводятся из библейского текста таким образом. Между грехом вообще и нарушением супружеской верности должна быть более глубокая связь, незаметная с первого взгляда.
Есть еще одна сложность. Прелюбодеяние — очень серьезный грех, за который полагается смертная казнь. Очевидно, что неразумно совершать такой грех. Нет оснований делать то, что повлечет за собой настолько тяжкие последствия. Но талмудическое высказывание подразумевает все грехи: и нарушение самых незначительных деталей законов мудрецов, и даже дозволенные действия, совершающиеся не во имя Небес (Танья, ч. I, гл. 24). И это касается любого человека, отворачивающегося от Б‑га: такой поступок глуп. Так как же нам отличить глупость мелкого прегрешения от очевидной глупости серьезного греха?
ГРЕХ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕВЕРНОСТИ
Ответ заключается в том, что прелюбодеяние есть прототип всех грехов, это видно в двух отношениях.
Во‑первых, по еврейскому закону грех прелюбодеяния может совершить только замужняя женщина. Незамужняя девушка не может быть признана виновной. Отсюда и фраза «Если чья‑либо жена уклонится». Дело в том, что весь еврейский народ уподоблен «жене» Всевышнего. Отношения, установленные между ним и Всевышним на горе Синай, были своего рода брачным союзом. И каждый раз, совершая даже самый незначительный грех, еврей нарушает свои обязательства, «брачный контракт» с Б‑гом. Он виноват в нравственной измене, неверности своему Б‑жественному партнеру.
Зоар (ч. III, 221а) рассказывает, как некий философ однажды спросил рабби Элиэзера: «Если евреи избранный народ, почему они слабейшая из наций?» Рабби Элиэзер ответил: «Такова их судьба. Поскольку они избраны, они не могут допускать ни малейшей ошибки — ни духовной, ни в действии. Из‑за особого духовного призвания им непозволительно то, что разрешено другим. Еврей сравним с сердцем — самым ранимым и жизненно важным органом: даже незначительный толчок или колебание может стать вопросом жизни и смерти» (Зоар, ч. III, 221б; Кузари, Маамар 2:36; Танья, ч. IV, гл. 31).
Так связаны между собой наш стих о неверности жены и высказывание о духе глупости.
Еврейский народ и Б‑г связаны узами вечной взаимной верности, брака, в котором Б‑г выступает в роли мужа, инициатора, а мы — в роли жены, хранительницы верности. Даже изгнание не разлучает нас, не становится разводом. В Талмуде сказано (Сангедрин, 105а), что пророк Йешаяу велел десятерым из людей «возвратиться и раскаяться». Они ответили: «Если хозяин продает своего раба или муж дает жене развод, разве могут быть у первого ко второму претензии?» (Другими словами, они утверждали, что вавилонским изгнанием Б‑г в действительности дал развод Своему народу и не может больше требовать от него послушания.) Святой, благословен Он, сказал тогда пророку: «Так говорит Всесильный: “Где документ о разводе вашей матери, который Я спрятал, или кому из Моих кредиторов Я вас продал? Смотрите, за свои пороки вы продали себя, и за свои грехи ваша мать забыта”. Даже в период разлуки, изгнания, Б‑г не сделает другой народ Своим избранным» (Кидушим, 36а; Рашба, Респонсы, гл. 194).
Если верность жены соответствует желаниям мужа, значит, даже незначительный грех или разрешенный эгоцентричный поступок — знак неверности еврея и предательства Священной свадьбы на горе Синай.
Вот почему за словами о глупости греха (любого греха), скорее как объяснение, чем как доказательство, следует фраза из нашей недельной главы. Но почему даже тривиальный грех считается глупостью? Потому, что он разрывает союз между Б‑гом и человеком. А почему это происходит? Потому, что неверность врывается в брак Б‑га и человека.
ГРЕХ НЕДОЛГОВЕЧЕН
Вторая связь между двумя высказываниями заключается в следующем. Фраза «если чья‑либо жена уклонится с пути» относится не к виновной, а только к подозреваемой в прелюбодеянии, если не было свидетелей возможного греха, и «он был скрыт от глаз мужа». Само подозрение обязывает ее принести пожертвование из ячменя, пищи скота (Сота, 15б). Сравнение природы предполагаемого греха с такой пищей унизительно само по себе.
Всю процедуру понять сложно. Если обвинения, выдвинутые против нее, основываются на подозрении, а не на доказательствах, разве нельзя положиться на презумпцию невиновности и верности большинства еврейских жен и снять обвинения? Нельзя, потому что по Торе стандарты верности для еврейских жен настолько высоки, что даже за навлечение на себя подозрений она заслуживает порицания.
Однако этот позор недолговечен. Если после определенной процедуры, позволяющей узнать, насколько обоснованны подозрения, она докажет свою невиновность, то возвратится к своему мужу незапятнанной: «останется она невредимой и будет оплодотворена семенем» (Бемидбар, 5:28).
То же самое происходит и с евреем, согрешившим по глупости. Та пропасть, которую он создает между собой и Б‑гом, временна. В конечном счете Он говорит: «Славу Мою (то есть Бжью искру, горящую в каждом еврее) не отдам Я другому» (Йешаяу, 42:8). Еврей никогда не отходит от Б‑га настолько, чтобы нельзя ему было вернуться чистым и незапятнанным.
В этом заключается второе сходство: как жена, подозреваемая мужем, лишь временно оторвана от супруга, так и разлука с Б‑гом, вызванная грехом, заканчивается.
ПЛОДЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ
Тот, кто придает значимость вещам, не связанным с Б‑гом, отрицает единство Всевышнего. Анализируя свои грехи, он может впасть в отчаяние: «Б‑г покинул меня, и мой Всесильный забыл обо мне» (Йешаяу, 49:14). Но надо помнить, что всегда можно вновь приблизиться к Б‑гу.
Более того, надо помнить о третьем сходстве между женой, подозреваемой в неверности, и грешником вообще.
Если она объявлена невиновной, честь жены не только становится незапятнанной, но она возвратится к мужу и «будет оплодотворена семенем». Это означает (Сота, 26а; Рамбам, Законы Сота, 2:10; 3:22), что если раньше у нее были трудности при родах, то теперь она легко родит, если раньше у нее были только девочки, то теперь будут и мальчики. Согласно другому мнению, у нее будут дети, даже если раньше она была бесплодна.
Эта надежда остается и у человека, который согрешил. Он не должен предаваться меланхолии или отчаянию. Ведь Б‑г сказал: «Славу Мою Я не отдам другому». И человек, возвратившись к Б‑гу, тоже даст плоды. Он научится любить и бояться Б‑га. Он будет стремиться к истинной близости, пока «муж и жена не будут снова вместе» и Всевышний не раскроется в его душе. Это его личное искупление грехов — «начало всеобщего искупления в эпоху Машиаха» (Танья, ч. IV, гл. 4).