Вопрос, который чаще всего задают мне женщины: «Почему наша вера не дает нам равенства с мужчинами? Смотрите: раввины — мужчины, даяны — тоже мужчины; в ешиве учатся опять же одни мужчины, талит и тфилин накладывают только мужчины… А мы чем хуже?»
Тут я обычно рассказываю историю о нашем Ребе. К нему однажды явилась целая женская делегация с той же претензией: хотим равенства, хотим заниматься всеми делами, которые сейчас монополизированы мужчинами. А Ребе им с улыбкой отвечал: требовать равенства для женщин — это опускать их вниз. В Талмуде сказано: «Женщине дано больше понимания». Именно поэтому Б‑г возложил на женщину главную миссию — держать дом и семью. Мужчины традиционно выполняют публичные функции, организуют жизнь общества. Это тоже необходимо, но общество — это наши долги и обязательства, а дом и семья — любовь, счастье.
При этом, как мы знаем, Ребе вовсе не призывал женщин сидеть дома. То, что женщина не обязана делать профессиональную карьеру, вовсе не значит, что она не должна ее делать. Если женщина еще не замужем или у нее еще нет детей, — пожалуйста, все пути открыты. Когда дети выросли и уже не нуждаются в каждодневной заботе, почему не заняться наукой или искусством? И даже когда на женщине дом и семья, но есть свободное время, она вправе этим временем распоряжаться так, как ей хочется
В нашем святом языке домохозяйка — это акерет байт: здесь акерет — от икар — главный, самый важный. То есть наша еврейская домохозяйка — это прежде всего хозяйка — та, что держит дом и семью. Ведь ничего важнее в жизни нет, чем крепкий дом и теплая семья. Поэтому не стоит удивляться, что женщина у нас освобождается от ряда обязанностей и на нее не распространяются некоторые заповеди просто потому, что это могло бы помешать ей держать дом. В Талмуде эти заповеди называются мицвот ше‑азман грама (заповеди, обусловленные временем), они выполняются в определенный момент, в определенной ситуации, то есть для их выполнения надо прервать все другие дела. А дела «хозяйки дома» самые важные, их прерывать нельзя даже для исполнения заповедей. Сказано в Теилим: «Вся слава дочери царя внутри» (45:14), то есть главное и самое благословенное дело женщины — в доме.
Но значит ли это, что в нашей традиции у женщины меньше возможностей для самореализации или, не дай Б‑г, меньше прав, чем у мужчин? Обратимся к Торе, Танаху, нашей истории.
И здесь мы находим Эстер, которая спасла наш народ от уничтожения. Находим Сару, которая настояла на изгнании Ишмаэля: Авраам был против, но Б‑г велел ему слушаться жену (Берешит, 21:12), потому что только так можно было сохранить мир в доме и обеспечить правильное воспитание Ицхака. И недаром, когда Б‑г передавал Тору Моше‑рабейну на горе Синай, Он даровал завет Свой «дому Яакова и сынам Израиля» (Шмот, 19:3), то есть, как объясняют наши мудрецы, женщинам и мужчинам. И сначала женщинам — потому что их уровень выше, именно они передают нашу традицию, само еврейство следующим поколениям.
На этот счет есть поучительная история в I книге Шмуэля. Когда мать Шмуэля Хана родила после долгого бесплодия, ее муж предложил ей вместе пойти в Храм, чтобы возблагодарить Б‑га. Но женщина отказалась, потому что видела главную свою задачу в том, чтобы выкормить младенца: это важнее, чем молиться в Храме, даже в праздничные дни. «Когда младенец подрастет и будет отнят от груди, я сама отведу его, и он явится перед Б‑гом и останется там навсегда» (Шмуэль I, 1–22). Дальнейшее развитие событий подтвердило правоту женщины — образцовой еврейской матери. Невольно приходит на ум песня «А идише маме»: другие времена, даже язык другой, но смысл один — хвала еврейской матери, ведь все в нашей личности, в нашей жизни зависит от нее.
Но возникает вопрос: если главное для женщины — держать дом и растить детей, когда и как ей учить Тору? На это я подробно отвечу в следующем номере журнала, а закончить хочу историей, которая логична в свете сегодняшней темы и одновременно задает направление будущей беседе.
Один известный раввин пришел к богатому еврею просить денег на большую ешиву. Меценат был человеком нерелигиозным, поэтому выдвинул условие: «Пусть учат Тору, это мудрость нашего народа, только пусть при этом не надевают кипу!» К его немалому удивлению, раввин согласился. И вот ешива построена, спонсор приглашен на открытие, раввин приводит его в большой зал — а там… сидят девушки и учат Тору! Разумеется, без кипы. Мужчинам положено носить кипу, чтобы помнить, что над нами Б‑г, объясняет раввин. Кипа потому и называется в народе ермолкой — от арамейского «ере‑малка» (Б‑гобоязненность). А женщины это и так знают, вся жизнь их тому свидетельством. Поэтому заповедь кипы на них не распространяется.