Дом учения: Слово раввина

Молитва за царство

Берл Лазар 15 ноября 2015
Поделиться

Вновь и вновь в центре общественной дискуссии оказывается проблема коррупции. Даже для тех людей, которые с трудом сводят концы с концами и, казалось бы, должны куда больше интересоваться вопросами зарплат, цен и социальных пособий, коррупция, по опросам, стоит на одном из первых мест среди проблем государства. Что же говорить о среднем классе, особенно о деловых людях, которым приходится сталкиваться с этой проблемой лично.

А поскольку коррупция — это использование своей власти, должностных полномочий для получения прибыли, то, естественно, появляются такие мнения, что власть вообще не нужна. Или, как минимум, должна быть максимально ограничена в правах.

На самом деле нынешние наши «страдания по коррупции» — это вечная проблема всех стран и народов. Почти две тысячи лет назад, когда наши мудрецы составляли «Поучения отцов», она стояла так же остро. И так же находились люди, уверенные в том, что надо сбросить власть — а лучше вообще ее отменить.

Но вот что на этот счет говорит мишна: «Молись за благополучие царства, ибо если бы не страх перед ним, люди глотали бы друг друга живьем». Иными словами, власть вызывает «страх» и прочие негативные эмоции, но без нее куда хуже. Отчего такая жесткая и однозначная позиция в пользу подчинения власти? Евреи в диаспоре веками подвергались всяческим гонениям от властей — неужели надо молиться за такое «царство»?

Давайте разберемся, о чем говорит мишна. «Если бы не страх, люди глотали бы друг друга живьем». Речь здесь идет не о патологических убийцах и бандитах, а о нормальных людях, у которых есть друзья. С «отбросами общества» общество может справиться и без властных структур — просто потому, что нормальных людей гораздо больше. А чтобы ограничить свободу нормального человека, без власти не обойтись.

Сразу возникает вопрос: зачем вообще ограничивать свободу нормального человека? Мишна предостерегает: люди, ничем не ограниченные, будут «глотать друг друга живьем». Не убивать, не уничтожать физически — но уничтожать самостоятельность, полностью подчинять. Увы, каждый из нас, вполне нормальных людей, убежден в своей правоте, и, если нет никаких сдерживающих сил, каждый будет эту свою правоту навязывать окружающим. Своим родным и друзьям — в первую очередь: мы ведь «для них стараемся»! Чтобы сдерживать наше самовластие, чтобы мы «из лучших побуждений» не натворили таких дел, которые нам же боком выйдут, необходима власть, стоящая над нами. Даже если она поражена коррупцией.

На этот счет была такая притча: в одной стране птицы разоряли посевы. Царь пообещал платить крестьянам по медной монете за каждую убитую птицу. Крестьяне истребили птиц — в результате урожай сожрали гусеницы, потому что некому было их поедать. В 1950‑х годах эта история повторилась в Китае — причем в жизни. Коммунисты организовали кампанию по истреблению воробьев, которые наносили ущерб урожаю. Миллионы китайцев убили десятки миллионов птиц — и весь урожай погиб от насекомых‑вредителей!

Соблюдающие евреи всегда знали: какой бы режим ни был, его надо уважать. Недаром в дни Суккот в Храме приносили жертвы «за все народы мира» — молились за благополучие даже чужих царств! Потому что там, где власть слаба, обязательно будет хаос и террор. Вспомните начало 1990‑х — совсем недавно ведь было!

А что касается коррупции власти — так в мишне не случайно речь идет о «царстве». О ком мы говорим в молитве: «Отец наш, Царь наш»? Не о царе, не о президенте, не о губернаторе, а о Б‑ге. Чтобы люди, облеченные властью, не использовали свои полномочия для личного обогащения, они должны помнить: над ними тоже есть власть — высшая, приговор которой окончателен и не может быть обжалован. Когда власть это помнит, она всегда старается исправить свои ошибки.

В Талмуде приводится на этот счет история о царе Ироде Великом. Царь этот начал с великого греха: велел убить всех мудрецов, оставив только одного, Бабу бен Буту. Да и того распорядился ослепить. И все‑таки не знал покоя: все ему казалось, что последний мудрец может его предать. Пришел он к Бабе бен Буте и, изменив голос, начал уговаривать его проклясть царя. Муд­рец ответил отказом. Да ведь царь преступник! — убеждает Ирод. — Он всех раввинов убил, тебя слепым оставил, как его не проклясть?! А мудрец стоит на своем: это царь, никогда не скажу о нем плохого… И понял Ирод, что натворило его самовластие. Покаялся и дальше совершал лишь праведные дела. Воздвиг Второй храм…

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Голос в тишине. След святости

Хасиды не чувствовали этой святости, но где хасиды и где ребе! Помимо пяти чувств, присущих обычному человеку, у праведника существует еще шестое, улавливающее святость. И если ребе говорит, что духовный след от свечей ощущается целый год, значит, так оно и есть

О раввинах, о гебраистах: из воспоминаний семьи Глускиных — Амусиных

Ее вывезли по Дороге жизни в состоянии тяжелой дистрофии, она добралась до Татарстана, где тогда находились сестры. Оклемавшись, Софья Менделевна в 1943 году добровольцем ушла на фронт и прослужила радиотелеграфистом до конца войны. В 1946 году она вернулась в аспирантуру, а через два года, окончив ее в период борьбы с космополитизмом, не смогла остаться в Ленинграде и получила распределение в Псковский педагогический институт на кафедру русского языка, где и проработала до 1992 года

«Хумаш Коль Менахем»: Почему Йосеф рассказал свои сны?

Увидев, что они «возненавидели его еще сильнее», Йосеф все равно стоит на своем и рассказывает братьям другой вызывающий сон: «Солнце, Луна и одиннадцать звезд поклонились мне». Даже вслед за этим Йосеф не останавливается, рассказывает сон в третий раз, в присутствии отца и братьев. Какую цель он преследовал и преследовал ли какую-нибудь?