Послания Любавичского Ребе

Мишпотим: не ломать, а освящать

21 февраля 2020
Поделиться

«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.

Получив Тору в весьма торжественной обстановке, сопровождавшейся раскатами грома и блеском молний, евреи захотели узнать, что в ней, в этой книге, дарованной им Небесами? Что же они увидели? Мишпотим, простые законы, касающиеся отношений между людьми, имущественные установления. Казалось бы, ничего нового…

Здесь мы сталкиваемся с единством противоположностей. В предыдущей главе сообщалось о Б-жественном открытии, о чем-то, расположенном вне природы, вне разума — на Небесах. Глава «Мишпотим» повествует о будничных, вполне земных заботах, которые легко постигаются человеческим разумом.

Эти два противоположных подхода олицетворяют собой два этапа великого Б-жественного открытия.

Дарование Торы имело целью уничтожить кажущийся извечным конфликт между духовным и материальным. Б-жественная Тора была дана в материальный мир, духовное объединилось с материальным. При этом обнаружилось, что они вполне могут соседствовать друг с другом.

Первый этап этого единения описывается в главе «Исро», где речь идет о даровании Торы на горе Синай, об атмосфере торжественности, трепета, воцарившейся в мире. Как сказано в Мидраше: «Птица не щебетала, бык не мычал, весь мир был в тишине». Такое открытие потрясло евреев, они даже не решались стоять на самой горе и оставались на почтительном расстоянии от нее. Таким образом завершился первый этап — Б-г спустился вниз.

Но задача Создателя заключалась в другом. Он желал, чтобы мир продолжал свое существование в тех же материальных рамках. Для этого потребовался второй этап, представленный в главе «Мишпотим», в которой излагаются имущественные законы, связанные с возмещением причиненного ущерба. Тора учит человека тому, как он должен пользоваться законами Б-га в материальных событиях жизни. Эти простые заповеди указывают, как «поселить» святость в мир, сделать ее частью этого мира.

(Опубликовано в № 82, февраль 1999)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Мишпатим». Увидеть целое и различить детали

Ни исторических событий, ни абстрактных идеалов, ни всеобъемлющих принципов десяти заповедей не было достаточно для долгосрочной устойчивости общества. Поэтому Тора осмыслила исторический опыт в детально прописанных законах, так чтобы евреи могли ежедневно проживать изученное и вплетать его в ткань общественной жизни. В главе «Мишпатим» широкое видение сменяется вниманием к деталям, а повествование — изложением закона.

Двар Тора. Мишпатим: Нескорый суд

Почему евреям лучше решать вопросы в суде Торы — в раввинском суде? Какую роль для общества играет праведный суд и чем опасен суд коррумпированный? Почему тысячелетнее изгнание еврейского народа из Земли Израиля началось с суда? Об этом главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает в талмудической недельной главе Мишпатим.