The Librarians: Латкес, ханукальные пончики и голова Олоферна
Через несколько лет после восшествия Антиоха IV Эпифана на престол Селевкидского царства началось восстание Маккавеев. Это был конфликт между евреями, ревностно защищавшими свою религию и культуру, и эллинизированной еврейской элитой, поддерживавшей эллинистические реформы нового царя.
Три года ожесточенной борьбы завершились триумфом Маккавеев. Хотя желанная победа была достигнута, Храм оставался в состоянии хаоса и заброшенности, и победителям пришлось заново освящать алтарь, чтобы отметить — хотя и с изрядным опозданием — восьмидневный праздник Суккот. Через несколько сот лет после падения династии Хасмонеев Талмуд пересказал эту историю под несколько иным углом: полностью игнорируя все военные события, талмудический рассказ повествует о храмовых священниках, которые обнаружили небольшой кувшинчик неоскверненного оливкового масла. Хотя этого масла должно было хватить на поддержание огня в храмовой меноре всего на один день, она чудесным образом горела целых восемь дней.
Трудно придумать более подходящую историю для учреждения праздника, отмеченного невероятным разнообразием жирной пищи — такой, от которой вам немедленно хочется забыть про все неудавшиеся попытки сесть на диету и твердые намерения правильно питаться с нового года и жадно наброситься на еду, отбросив всякие застольные манеры (не волнуйтесь, со всеми бывает). Но похоже, что все было не так. Лакомства, тонущие в оливковом масле, были изобретены существенно позже.
Йеудит и Олоферн — ханукальная история?
История о кувшинчике с маслом принадлежит к числу очень немногочисленных упоминаний о восстании Маккавеев в талмудической литературе. В результате вопрос «что на ужин?» — пожалуй, самый главный еврейский вопрос, когда речь заходит о праздниках, — оставался без ответа, по крайней мере известного по источникам, вплоть до XIV века.
Так что же ели на Хануку в XIV веке?
Примерно в то время сефардский раввин Нисим бен Реувен из Жероны (сокращенно Ран) учил, что на Хануку следует есть молочные продукты. Обосновывая этот обычай, Ран рассказывал историю о дочери Йоханана, которая, волнуясь о судьбе своего народа, накормила сыром военачальника вражеской армии, чтобы того обуяла жажда — после чего обезглавила его. После смерти командира воины разбежались.
Этот рассказ подозрительно напоминает известную историю о Йеудит и Олоферне. Ран, а вслед за ним и другие раввины того времени, стали отождествлять историю Йеудит (которую не всегда называли по имени) с Ханукой — хотя в самой книге Йеудит говорится, что ее героиня жила за сотни лет до Антиоха. Кем была Йеудит и как она попала в ханукальную историю?
Книга Йеудит (Юдифи) принадлежит к числу еврейских апокрифов — неканонических текстов, сохранившихся в веках главным образом благодаря христианской традиции, включившей их в свой канон. В ней говорится о еврейской вдове Йеудит, которая пробралась во вражеский лагерь, разбитый у стен Иерусалима, где находились воины, верные вавилонскому царю Навуходоносору. Прекрасная Йеудит соблазнила вражеского военачальника Олоферна, накормив его молочными продуктами (по некоторым версиям), от которых его обуяла жажда, и он стал жадно пить вино. Когда опьяневший военачальник уснул, она обезглавила его, посеяв панику среди вавилонских захватчиков и заставив вражеских солдат разбежаться в смятении. Ран находил в средневековых фольклорных версиях истории Йеудит обоснование для, видимо, популярного в то время обычая есть сыр на Хануку. Правда, стоит учесть, что в рассказе Рана имя Йеудит вообще не фигурирует.
Латкес без картошки. А это что такое?
Более знакомые нам ханукальные блюда стали появляться в XIV веке. Именно тогда в сатирической поэме «Эвен Бохан» провансальского раввина и поэта Калонимоса бен Калонимоса впервые упоминаются ханукальные левивот (на идише «латкес»). Но из чего делали эти оладьи, учитывая, что картофель в Европе появится только после открытия Америки, во второй половине XVI века?
Фольклорные версии истории Йеудит дают ответ на этот животрепещущий вопрос. По некоторым версиям, желая, чтобы Олоферна обуяла жажда, Йеудит накормила его не только уже упомянутыми молочными продуктами, но и левивот. Обезглавив Олоферна, Йеудит повелела приготовить праздничный пир, на котором, в частности, подавали левивот, или латкес, сделанные из смеси теста с медом. Йеудит также призывала пить много вина, чтобы праздник был радостным — совсем как в истории Пурима, рассказанной в книге Эстер.
Так что же с тем чудесным маслом? Откуда оно взялось? Похоже, все началось с суфганина — предшественника столь любимой нами суфгании (ханукального пончика). Еще в Мишне слово «суфганин» (ןינגפוס) появляется в сложной алахической дискуссии, посвященной древнему обычаю афрашат хала — отделения части теста для храмовых священников — практике, исчезнувшей после разрушения Храма.
Авторы Тосафот, дополнявшие комментарии Раши к Торе и Талмуду в XII–XIV веках, были первыми, кто связал суфганин с Ханукой. Со временем связь между пирожками суфганин и Ханукой укрепилась: к XIV веку блюда, приготовленные на растительном масле, превратились в гордую ханукальную традицию. Ниже приводится перевод из «Эвен Бохан», поэмы рабби Калонимоса, написанной в XIV веке, где упоминаются левивот и суфганин.
В девятый месяц кислев (поднял он голос), чтобы почтить достославного Матитьяу бен Йоханана и Хасмонеев, достойной женщине надлежит запастись знаниями о приготовлении пищи [бирья] и о выпечке левивот, больших и круглых, на всю сковороду, чтобы вид их был добрым [товьяни] и румяным [аргамани], подобно радуге. Они выпекают тесто и делают из этой смеси вкусные блюда — хавиц в горшке и кашу; а превыше всего надлежит им брать пшеничную муку и готовить из нее суфганин и искаритин. А напитки должны быть подобающими празднику, так чтобы радость лилась из каждого стакана.
Оригинальная публикация: Latkes, Chanukah Donuts and the Head of Holofernes