Уроки Торы I

Уроки Торы I. Ки Тиса

Менахем-Мендл Шнеерсон 11 марта 2016
Поделиться

Афтара этой недели рассказывает об известном противостоянии пророка Элияу четыремстам пятидесяти волхвам Баалья. При большом стечении народа на горе Кармель Элияу не столько осуждает волхвов Баалья за их идолопоклонство, сколько укоряет еврейский народ за нерешительность, которую он проявляет в то время, когда жена царя северного Израильского царства Ахава Йезевель, взятая из Цидона, жестоко преследует пророков Всевышнего и насильно насаждает чуждые евреям культы. «Доколе будете вы служить двум господам?» — упрекает Элияу народ Израиля. Почему же пророк направляет свой гнев против колеблющихся евреев более, чем против тех, кто явно противостоит иудаизму? В своей беседе Ребе рассматривает два греха — колебание и идолопоклонство и показывает, в какой степени колебание включает в себя предательство идеалов веры, а кроме того, какие формы этот грех принимает в современном обществе.

 

ВЫЗОВ

Афтара этой недельной главы рассказывает о поступке пророка Элияу, бросившего вызов волхвам Бааля в смутное время еврейской истории. Такое время всегда сопровождается смущением умов и идеологической неопределенностью. Ответ пророка Элияу на сложившееся положение состоял в том, что он собрал вместе и пророков Бааля, и еврейский народ, к которому и обратился с упреком: «До каких пор вы будете служить двум господам?» (Млахим I, 18:21). Почему именно так он поставил свой вопрос? На первый взгляд, надо бы сказать: «Доколе вы будете поклоняться Баалю? Пора остановиться и сказать: “Г‑сподь — Он Б‑г Всесильный”» (Млахим I, 39).

Чтобы понять намерения Элияу, мы должны сначала рассмотреть различие между идолопоклонством и колебаниями.

КОРНИ ИДОЛОПОКЛОНСТВА

На самом деле трудно даже понять, как еврей вообще может обратиться к идолопоклонству. Евреев называют «верующими и детьми верующих». Сама их природа предотвращает возможность полного отрицания Б‑га.

Рамбам (Законы Акум, 1:1) приписывает возникновение идолопоклонства тому обстоятельству, что созидательная энергия, посредством которой Б‑г поддерживает существование Вселенной, поступает через силы природы — звезды и планеты. Идолопоклонство начинается тогда, когда в этих промежуточных звеньях начинают усматривать вершителей человеческих судеб, в то время как на самом деле они лишь инструменты в руках Б‑га, сами по себе не имеющие силы.

Хасидизм объясняет различия между отцом с матерью и влиянием, которое оказывают планеты. Кажется, и те и другие являются причиной нашего существования. Тем не менее нам заповедано почитать родителей и запрещено поклоняться звездам. Объясняется это тем, что мать и отец обладают свободой воли. Они ответственны за воспитание своих детей и за это должны почитаться. Существование планет и их движение предопределены, у них нет выбора — вот в чем отличие. Наша благодарность принадлежит не им, но Тому, Кто их создал.

Идолопоклонство, следовательно, заключается в том, что промежуточное звено ошибочно принимают за источник. Талмуд говорит: «Идолопоклонство является настолько тяжким грехом, что отвергнувший его как бы принял всю Тору» (Недарим, 25а). В чем побудительная сила идолопоклонства? Согласно этой ошибочной концепции человек считает, будто получает материальные блага благодаря служению силам природы. Следовательно, в идолопоклонстве есть какие‑то материальные побуждения. Именно поэтому еврей может к нему прийти. Он не посвящает себя идолопоклонству как таковому, а лишь использует его как средство для достижения своих целей. Если же он служит Б‑гу, то делает это «не ради награды» (Пиркей Авот, 1:3), но ради Него и делает это в целостности сердца. В основе служения Баалю лежит желание материальных наград, и мы находим у Ирмияу, что идолопоклонники говорят: «С той поры как мы перестали совершать воскурения царице неба и делать в честь нее возлияния, терпим мы во всем нужду и гибнем от меча и голода» (Ирмеяу, 44:18).

ПРИРОДА КОЛЕБАНИЙ

Идолопоклонство — это попытка повлиять на природу путем поклонения ее силам. Между собственно идолопоклонством и «служением двум господам» существует различие. Первое подразумевает абсолютную веру в то, что объекты поклонения — звезды и планеты являются источниками материального благосостояния. А колеблющийся человек пребывает в сомнении. Иногда его охватывает тяжелое чувство, что идолопоклонство построено на иллюзии. Или, быть может, он верит, что Б‑г и силы природы по сути партнеры: верит и в Б‑га, и в силы природы и считает, что всем им следует поклоняться. Однако идолопоклонство и в этой смягченной форме, даже если оно заключается только в словах или только в поступках, иначе говоря без всякого внутреннего побуждения, является столь тяжелым грехом, что в природе еврея заложена готовность пожертвовать своей жизнью скорее, чем участвовать в нем (Танья, ч. 1, гл. 19).

УРОВНИ ПРЕДАТЕЛЬСТВА

Колебания во многом гораздо хуже идолопоклонства. Хотя, с другой стороны, идолопоклонство более тяжкий грех. Оно подразумевает полное отрицание Б‑га и, следовательно, полностью противоречит иудаизму. Но для колеблющегося вернуться к иудаизму или сделать это искренне и полностью еще тяжелее.

Когда истинный идолопоклонник увидит, что «Г‑сподь — Он Б‑г», он поймет, до какой степени вся его предыдущая жизнь строилась на ошибочном мировоззрении. Почувствовав всю меру своего греха, он способен прийти к глубокому раскаянию. Он возвращается, он исцелен!

Но колеблющийся не может этого понять. Он оправдывает себя, говоря: «Я не отрицал, а сомневался. И сомнение мое было только поверхностным. А на самом деле я верующий, как и все евреи». Подобные оправдания препятствуют раскаянию, возвращение такого к вере недостаточно полно.

Кроме того, хотя идолопоклонник виновен в ошибочности своих суждений, заменяя Б‑га Баалем и тем самым прерывая свою связь с Б‑гом, все же какой‑то форме духовности он открыт. А мечущийся от одного мнения к другому вообще уходит от духовности. Он знает, что «Г‑сподь есть Б‑г», но готов оставить Его ради материальных выгод. Он готов променять «источник живой воды» на «треснувшие сосуды, неспособные удержать воду» (Ирмеяу, 2:13).

Следовательно, когда такой человек осознает свою ошибку, его ответ будет иным. Идолопоклонник, все еще способный к духовности, сделает свое возвращение духовным актом. Но колеблющийся движим неверным мотивом: он хотел материальных благ, однако просчитался, думая, что силы природы могут их предоставить сами по себе. Теперь он обращается к Б‑гу, но лишь в поисках материального вознаграждения.

ВЛИЯНИЕ НА ДРУГИХ

До сих пор мы говорили об отдельной личности. Есть еще один аспект, в свете которого сомнения хуже идолопоклонства. В их влиянии на других. Убежденный идолопоклонник не повлияет на верующего еврея, потому что его антагонизм к истинной вере очевиден, и это отталкивает от него. Но человек, мечущийся между двумя мнениями, хотя бы отчасти, но верующий. И он способен повести за собой других, а «заставить многих грешить является тягчайшим из грехов».

ДВОЙНАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ В НАШЕ ВРЕМЯ

Талмуд (Йома, 69б) говорит, что злое начало сегодня не побуждает нас к идолопоклонству, зато тенденция к колебанию, будь то в ярко выраженных или в мягких формах, сильней.

Есть люди, которые временно отдаляются от Торы и заповедей ради материальных благ: денег, почестей или социального положения. Они оставляют в стороне Б‑га и Его Закон, чтобы в настоящий момент им это не мешало, и следуют современным законам западного мира, гласящим, что правила существуют для того, чтоб их нарушать, традиции — чтобы пренебрегать ими ради ускользающего «духа времени». Такие люди готовы на время продать Б‑га и свои души за эфемерное положение в обществе или за деньги, которые (поскольку они приходят не в результате Б‑жественного благословения) утекают от них на оплату врачей и психоаналитиков.

Подобные колебания, раздвоение личности хуже идолопоклонства.

Во‑первых, потому, что от такого образа мыслей гораздо труднее отойти и по‑настоящему вернуться на истинный путь: разделенный надвое разум скрывает от себя факт собственного греха. Человек размышляет так. Он может убедить себя, что по‑прежнему остается хорошим евреем. «Но что ж плохого в том, — говорит он себе, — чтобы немножечко отступить от каких‑то правил — на время, ради заработка на жизнь».

 

Во‑вторых, нарушена его цельность. Он продал Б‑га ради материального мира, променял вечность на преходящий момент. Он отдал грядущий мир за блеск денег и тень почестей.

В‑третьих, такой вовлекает в грех других. Если бы он открыто отверг иудаизм, то тем самым разорвал бы контакты с еврейской средой. Однако он прячет свою оппозицию за маской верности. Он даже цитирует Тору в свое оправдание, а сам проникает в общину и уводит из нее других.

ПУТЬ ВОЗВРАЩЕНИЯ

В этом и состоит значение афтары. Основной вызов евреям заключается в следующем: «Доколе ты будешь служить двум господам?» Сидеть на заборе хуже, чем оказаться за забором.

В афтаре мы читаем, что евреи раскаялись и сказали дважды: «Г‑сподь — Он Б‑г Всесильный». Этот момент превзошел даже Синайское откровение, когда было сказано лишь один раз: «Я Г‑сподь — Б‑г ваш». Ибо раскаяние поднимает еврея в духовном отношении выше уровня, на котором он находился до совершения греха.

В этом и заключается значение для сегодняшнего дня. Необходимо раскаяться, вернуться и подняться к духовным вершинам.

Все евреи связаны между собой (Сангедрин, 27б, Шавуот, 39а), и свет, исходящий от тех, кто вернулся, достигнет тех, кого они привели к греху, и Б‑жественное Провидение ответит состраданием и милостью.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

The Jerusalem Post: 2700 лет назад новое смертоносное оружие изменило ход войн в библейском Израиле

Анализируя формы и эволюцию наконечников стрел и сравнивая их с другими археологическими данными, — такими как места, где они были обнаружены, и датировки, — ученые смогли задокументировать их использование в течение нескольких столетий, вплоть до начала эллинистического периода, и предложить новое понимание армий, сражавшихся в регионе, и их сражений.

Закон Торы. «Хукат»

Всего за всю историю существования Храмов, начиная со Скинии и заканчивая разрушением второго Храма, было принесено девять телиц. Первое подобное жертвоприношение, как уже было сказано, совершил Моше, следующее Эзра а-Софер, и далее еще семь. Последний, десятый раз, это сделает сам царь-Мошиах, который «откроется в самое скорое время, да будет на то воля, амен.

Уроки восстания. «Корах»

Пример сыновей Кораха учит, что раскаяться никогда не поздно. Точнее, надо вовремя успеть сделать это. В свое время Рамбам постановил в качестве закона («Законы о раскаянии», 7:5): «В конце времен народ Израиля непременно раскается и вернется к Торе и заповедям — и тогда немедленно придет Избавление»!