Слово раввина

Кем быть? С кем быть?

Берл Лазар 5 марта 2019
Поделиться

Одна из главных проблем современного общества — если не самая главная — это отчуждение, кризис коммуникации. Люди старшего поколения помнят, как их родители постоянно общались с соседями, как кипела жизнь во дворах, и им тревожно видеть сегодняшних юношей и девушек, многие из которых словно отгородились от окружающих экраном смартфона и куда больше заинтересованы сделать селфи и набрать пригоршню лайков, чем контактировать с друзьями. Психологи говорят: растущее отчуждение является прямым следствием низкой самооценки у большинства людей. А низкая самооценка, в свою очередь, неизбежно возникает у тех, кто постоянно получает огромные объемы информации о всякого рода «звездах» и «раскрученных» знаменитостях, к достижениям которых, как ни старайся, все равно не получится приблизиться. Социологи предостерегают, что отчуждение способно подорвать самые основы общественной жизни, причем в богатых и, казалось бы, процветающих странах.

На самом деле проблема эта не нова: наши мудрецы обращали на нее внимание еще две тысячи лет назад, в самом начале периода диаспоры. Один из мудрецов того поколения, раввин Матья бен Хереш, вынужденный покинуть Страну Израиля из‑за гонений и основавший самую большую ешиву в Риме, является автором мишны, которая устанавливает правила социального поведения для нашего народа: «Приветствуй первым каждого человека и лучше будь последним среди львов, чем первым среди лисиц».

«Приветствуй первым» — это основа правильного поведения человека в обществе: установка на завязывание контактов, создание позитивной атмосферы. Причем приветствовать нужно «каждого человека» — не только друзей и знакомых, но и того, кого видишь в первый раз. Не столь важно, каким окажется человек: даже если контакт будет отвергнут, сами вы от этого хуже не станете. В любом случае ваше благожелательное поведение будет замечено окружающими, откроет возможности для создания новых общественных связей, приобретения друзей и партнеров. Проблемы отчуждения для вас точно не возникнет!…

Сложнее со второй частью мишны. Во‑первых, какое отношение она имеет к поставленной проблеме? Некоторые комментаторы считают, что призыв быть «последним среди львов, а не первым среди лисиц» служит своего рода естественным ограничителем, противовесом предыдущего поучения. Да, нужно быть вежливым и благожелательным со всеми, но при этом «держаться своих», ориентироваться на тех, кто тебе близок (и по определению принадлежит для тебя к «сливкам общества», его «львиной» части). Однако представляется, что автор мишны подразумевает здесь смысл более глубокий — не ограничивая первую часть второй, а, наоборот, дополняя ее. Если призыв «приветствовать первым» относится к контактам человека с окружающими, то положение о том, что «лучше быть последним среди львов, чем первым среди лисиц» (буквально «лучше быть хвостом у львов, чем головой у лисиц»), содержит рекомендации, как самому человеку позиционироваться в своем окружении. Лучше будь с теми, кто выше тебя, говорит нам мишна, это будет стимулировать тебя к тому, чтобы подняться до их уровня, а может быть, даже превзойти его. Если же ты из тщеславия и жажды почестей выберешь общество тех, кто стоит ниже, возникает угроза, что в результате ты опустишься до их уровня. Как говорят наши святые книги, «обращающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» (Мишлей, 13:20).

Впрочем, возникает еще один вопрос. Как известно, на Рош а‑Шана, когда мы едим голову рыбы, следует произносить благословение: «Дай Б‑г нам стать у головы, а не у хвоста». Вроде бы установка прямо противоположная той, что содержится в мишне. Но на самом деле это не так. В благословении речь идет вовсе не о том, чтобы стать «во главе», а о том, чтобы находиться «у головы» — то есть среди тех, кто мудр, кто «всему голова».

Есть известная история о том, как Бааль‑Шем‑Тов посетил общину, где все постоянно ссорились и плохо соблюдали заповеди. Покидая синагогу, Бешт произнес следующие слова: «Дай Б‑г, чтобы все вы стали главными!» Ученики его, конечно, удивились: за что такое благословение людям нечестивым? А Бешт объяснил: его слова не благословение, а наказание: ведь если каждый в этой общине возомнит себя главным, они окончательно перессорятся и отравят жизнь самим себе! Истинное же благословение — не быть «во главе», а быть с уважаемыми людьми.

Да, такие люди стоят выше тебя, с ними ты начинаешь как «хвост», но они помогут тебе расти, подниматься на более высокий уровень, обретать все больше знаний и, соответственно, больше счастья. Счастлив не тот, кто стоит наверху, а тот, кто все время поднимается вверх. Один хасидский раввин сказал: «Из двоих, стоящих на одной ступеньке, кто выше? Тот, кто поднимается, ибо он смотрит вверх!» 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

В ответе друг за друга

Мы хотим справедливости — а вокруг множество вещей, которые справедливыми назвать трудно. При этом мы знаем: все зависит от Г‑спода, без Его воли даже с дерева лист не упадет. Почему же Он допускает, чтобы праведник терпел неудачи, а грешник шел от успеха к успеху?

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

«Уповай на Б‑га» — это цель, ради которой человек «уходит в то место, где есть Тора»: мы учимся мудрости ради праведной жизни, ради того, чтобы улучшать окружающий мир. Тот, кто служит Г‑споду, верно исполняет Его волю, по определению не может поступать неправильно. Но «уповай на Б‑га» — это еще и средство достижения этой цели: надо учиться у тех, кто выше тебя, равняться на тех, кто выше тебя. Именно в этом главный урок мишны. 

Доброе имя хасидизма

Человек может прекрасно знать тексты Торы — но его знания будут вызывать у окружающих не уважение, а зависть. Человек может преданно служить Б‑гу — но при этом впасть в гордыню, что тоже не способствует уважению. Что же до властителя — сколько раз в истории мы видели таких, кто становился объектом всеобщей ненависти!