Дом учения: Слово раввина

Каким сегодня должен быть учитель?

Берл Лазар 28 декабря 2014
Поделиться

Политики, ученые, представители бизнеса, военные — все согласны, что самой серьезной проблемой современного общества стал кризис авторитета. Подлинная свобода, свобода осознанная, возможна, только если у человека есть настоящий моральный авторитет, учитель праведности — а такие учителя сегодня в дефиците.

Впрочем, проблема эта вечная — и наши мудрецы предлагали пути решения даже в самые сложные времена еврейской истории. Об этом очередная мишна «Поучений отцов»: «Пятеро учеников было у р. Йоханана бен Закая — это р. Элиэзер бен Гиркан, р. Йеошуа бен Хананья, р. Йоси А‑Коэн, р. Шимон бен Нетанэль и р. Эльазар бен Арах».

Возникает вопрос: а какое отношение имеет перечисление учеников Йоханана бен Закая к проблеме морального авторитета? И главное, где здесь поучение, какой урок мы можем извлечь из этой странной мишны?

Надо вспомнить историю. Сколько учеников на самом деле было у р. Йоханана бен Закая? Он стал главой поколения в середине I века н. э., когда римские легионы захватили Иерусалим и разрушили Храм. Он стоял во главе самой большой ешивы того времени. То есть учеников у него было никак не пять, а сотни, если не тысячи.

Талмуд приводит такую историю: когда Йоханан бен Закай понял, что Б‑г разгневан на погрязший в распрях и усобицах еврейский народ и Храм обречен на разрушение, он явился в лагерь Веспасиана. Римский командующий был поражен умом своего собеседника (Йоханан бен Закай предсказал, что Веспасиан станет императором в Риме, спустя несколько лет это и произошло) и пообещал исполнить любое его желание. Будь бен Закай политиком, он, наверное, попросил бы финансовой или продовольственной помощи для евреев: такого рода просьбы от руководителей стран, попавших в трудное положение, мы слышим и поныне. Но он сказал другие слова: «Дай мне Явне и его мудрецов» — то есть попросил город, чтобы создать там ешиву и воспитывать будущие поколения евреев, не подвергаясь гонениям со стороны римских легионов. Просьба была выполнена, и именно это спасло наш народ после разрушения Храма, именно это сохранило Тору и традицию, позволило нам остаться евреями.

То есть мы можем сказать, что все евреи в той или иной мере были учениками Йоханана бен Закая. Так почему же мишна говорит только о пятерых?

Кто‑то полагает, что это были самые выдающиеся ученики и каждый оставил след в духовной истории народа. Другие говорят, что речь идет не просто об учениках, но о тех, кто стал прямым продолжателем дела Йоханана бен Закая, заложил основы талмудической мудрости. Есть точка зрения, что было пять групп учеников, каждая из которых делала упор на каком‑то одном направлении в занятиях, и мишна перечисляет лидеров этих групп. Но, на мой взгляд, самый важный урок предлагает нам следующая трактовка: пятерых упомянутых раввинов отличало абсолютное признание духовного авторитета учителя. Действительно, мы находим упоминания о них в разных талмудических текстах, и везде они предстают людьми скромными, склонными скорее недооценивать собственные заслуги. Каждый из них в собственных глазах — человек простой: если бы учитель не сказал им, что у них есть великие заслуги, они бы сами этого не признали!

А ведь такие ученики есть в каждом поколении, в каждой школе, в каждом классе. Просто дать им свободу развития — недостаточно: чтобы раскрылись их таланты, необходим Учитель с большой буквы, тот, кто станет для них непререкаемым моральным авторитетом. Таким Учителем был Йоханан бен Закай. Он умел раскрыть своим ученикам главный принцип: ты — не «винтик системы», ты уникален! Б‑г ждет от тебя праведности и максимального использования твоих талантов.

Вот где главный урок мишны. За простым перечислением знаменитых раввинов, учеников другого знаменитого раввина, мы видим модель правильного выстраивания отношений между учителем и учеником. Задача учителя — отыскать уникальную миссию учения и убедить его в том, что никто, кроме него, с ее выполнением не справится. Справится учитель с этой задачей — он станет абсолютным моральным авторитетом для учеников, а те, в свою очередь, обретут истинную свободу на пути, ведущем к Б‑гу.

Учитель Йоханан бен Закай вложил всего себя в то, чтобы Тора передавалась из поколения в поколение. Ради этого он создал ешиву в Явне, ради этого воспитал учеников, продолжателей своего дела. Пока есть у нас такие учителя — будут и такие ученики, и у нашего народа будет неодолимая сила!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Миражи Антиоха. Историческая повесть

Действительно ли он был таким патологическим антисемитом, каким его представляют позднейшие источники? Этот человек закончил свои дни в жестоких страданиях, а праздник Хануки, в возникновении которого его отрицательная роль общеизвестна, сделался символом победы над силами зла, олицетворяемыми в образе Антиоха!

Недельная глава «Вайешев». Героизм Тамар

Есть старинный еврейский обычай: в шабат и праздники накрывать халу или мацу, когда держишь бокал с вином, над которым совершается кидуш. Так делают, чтобы не опозорить халу, когда ею якобы пренебрегают, отдавая предпочтение вину. Увы, некоторые религиозные евреи готовы сильно утруждаться, чтобы не опозорить неодушевленный предмет — хлеб, но без малейших угрызений совести стыдят и позорят своих собратьев‑евреев, если считают их менее религиозными по сравнению с собой.

Commentary: «Я произведу от тебя великий народ»

Первые лидеры Соединенных Штатов отождествляли американский опыт с историей древних евреев в Библии, причем отождествляли со времен пилигримов и пуритан. Когда в 1776 году Бенджамину Франклину и Томасу Джефферсону поручили разработать эскиз первой официальной печати новой страны, и тот и другой предложили изобразить детей Израиля, бегущих из египетского рабства под чудесной Г‑сподней защитой, когда Г‑сподь заставил море расступиться или вел их через пустыню то как столп облачный, то как столп огненный.