Дом учения: Слово раввина

Каким сегодня должен быть учитель?

Берл Лазар 28 декабря 2014
Поделиться

Политики, ученые, представители бизнеса, военные — все согласны, что самой серьезной проблемой современного общества стал кризис авторитета. Подлинная свобода, свобода осознанная, возможна, только если у человека есть настоящий моральный авторитет, учитель праведности — а такие учителя сегодня в дефиците.

Впрочем, проблема эта вечная — и наши мудрецы предлагали пути решения даже в самые сложные времена еврейской истории. Об этом очередная мишна «Поучений отцов»: «Пятеро учеников было у р. Йоханана бен Закая — это р. Элиэзер бен Гиркан, р. Йеошуа бен Хананья, р. Йоси А‑Коэн, р. Шимон бен Нетанэль и р. Эльазар бен Арах».

Возникает вопрос: а какое отношение имеет перечисление учеников Йоханана бен Закая к проблеме морального авторитета? И главное, где здесь поучение, какой урок мы можем извлечь из этой странной мишны?

Надо вспомнить историю. Сколько учеников на самом деле было у р. Йоханана бен Закая? Он стал главой поколения в середине I века н. э., когда римские легионы захватили Иерусалим и разрушили Храм. Он стоял во главе самой большой ешивы того времени. То есть учеников у него было никак не пять, а сотни, если не тысячи.

Талмуд приводит такую историю: когда Йоханан бен Закай понял, что Б‑г разгневан на погрязший в распрях и усобицах еврейский народ и Храм обречен на разрушение, он явился в лагерь Веспасиана. Римский командующий был поражен умом своего собеседника (Йоханан бен Закай предсказал, что Веспасиан станет императором в Риме, спустя несколько лет это и произошло) и пообещал исполнить любое его желание. Будь бен Закай политиком, он, наверное, попросил бы финансовой или продовольственной помощи для евреев: такого рода просьбы от руководителей стран, попавших в трудное положение, мы слышим и поныне. Но он сказал другие слова: «Дай мне Явне и его мудрецов» — то есть попросил город, чтобы создать там ешиву и воспитывать будущие поколения евреев, не подвергаясь гонениям со стороны римских легионов. Просьба была выполнена, и именно это спасло наш народ после разрушения Храма, именно это сохранило Тору и традицию, позволило нам остаться евреями.

То есть мы можем сказать, что все евреи в той или иной мере были учениками Йоханана бен Закая. Так почему же мишна говорит только о пятерых?

Кто‑то полагает, что это были самые выдающиеся ученики и каждый оставил след в духовной истории народа. Другие говорят, что речь идет не просто об учениках, но о тех, кто стал прямым продолжателем дела Йоханана бен Закая, заложил основы талмудической мудрости. Есть точка зрения, что было пять групп учеников, каждая из которых делала упор на каком‑то одном направлении в занятиях, и мишна перечисляет лидеров этих групп. Но, на мой взгляд, самый важный урок предлагает нам следующая трактовка: пятерых упомянутых раввинов отличало абсолютное признание духовного авторитета учителя. Действительно, мы находим упоминания о них в разных талмудических текстах, и везде они предстают людьми скромными, склонными скорее недооценивать собственные заслуги. Каждый из них в собственных глазах — человек простой: если бы учитель не сказал им, что у них есть великие заслуги, они бы сами этого не признали!

А ведь такие ученики есть в каждом поколении, в каждой школе, в каждом классе. Просто дать им свободу развития — недостаточно: чтобы раскрылись их таланты, необходим Учитель с большой буквы, тот, кто станет для них непререкаемым моральным авторитетом. Таким Учителем был Йоханан бен Закай. Он умел раскрыть своим ученикам главный принцип: ты — не «винтик системы», ты уникален! Б‑г ждет от тебя праведности и максимального использования твоих талантов.

Вот где главный урок мишны. За простым перечислением знаменитых раввинов, учеников другого знаменитого раввина, мы видим модель правильного выстраивания отношений между учителем и учеником. Задача учителя — отыскать уникальную миссию учения и убедить его в том, что никто, кроме него, с ее выполнением не справится. Справится учитель с этой задачей — он станет абсолютным моральным авторитетом для учеников, а те, в свою очередь, обретут истинную свободу на пути, ведущем к Б‑гу.

Учитель Йоханан бен Закай вложил всего себя в то, чтобы Тора передавалась из поколения в поколение. Ради этого он создал ешиву в Явне, ради этого воспитал учеников, продолжателей своего дела. Пока есть у нас такие учителя — будут и такие ученики, и у нашего народа будет неодолимая сила!

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Всё в руках Небес

Уповать на Б-га означает быть уверенным и глубоко убежденным в том, что Он поможет преодолеть любые жизненные трудности, как духовные, так и материальные, ибо Он — «свет мой и спасение мое». Соответственно, каждый мужчина и каждая женщина смогут исполнить свое предназначение в этом мире и сделают это с величайшей радостью, если осознают, что сам Всевышний избрал их быть Его посланниками в этом мире, построить Ему «жилище в нижних». Более того, у них есть Его гарантия, что они справятся с этой задачей и что Он будет им светом, помощью и поддержкой

Путешествие евреев. Недельная глава «Ваишлах»

Мы верим, что мы — нестойкая смесь праха земного с дыханием Б‑га, и это обязывает нас постоянно принимать решения, делать выбор, который либо возвысит нас до уровня наших идеалов, либо, если выбор неверен, превратит в мелочных вздорных людишек, одержимых пустопорожними вопросами. Мыслить жизнь как путешествие — значит каждый день прилагать усилия для того, чтобы индивидуально и коллективно подниматься еще на одну ступеньку к величию.

Как зародилась самая древняя ненависть на свете. Недельная глава «Вайеце»

В масштабе Ближнего Востока Израиль представляет собой меньшинство, преуспевание которого бросается в глаза. Меньшинство, поскольку страна это крохотная. Она преуспевает, и это сразу заметно. Малюсенькая страна, у которой почти нет природных ресурсов, каким‑то образом затмила соседей. Это породило зависть, переходящую в ярость, которая, в свою очередь, переросла в ненависть. А началось все еще с Лавана...