Слово раввина

Как помочь школьникам и взрослым «на удаленке»

Берл Лазар 11 января 2021
Поделиться

Эпидемия коронавируса создала множество проблем в самых разных областях. Одной из таких проблем стало то, что дети старше 12 лет не могут ходить в школу. Для еврейских родителей, чьей главной целью всегда было — и будет — дать детям наилучшее образование, это настоящая головная боль. Да, нынешний уровень технологий дает возможность учиться в режиме онлайн, но ничто не заменит живой контакт ученика с учителем: если подросток чего‑то не понимает, он не может теперь поднять руку, спросить и сразу получить ответ. Хуже того, когда родители работают, а дети целыми днями сидят за компьютером, невозможно проконтролировать, что ребенок действительно сосредоточился на занятиях, а не убивает время на развлекательных сайтах!

Ситуация непростая, родители едва ли не ежедневно жалуются, просят совета. Как помочь детям учиться «на удаленке», чтобы они получили всю полноту знаний, которые предоставляла школа в обычное время, и не засоряли головы ненужной или даже откровенно вредной для них информацией?

Ответ на эти вопросы предлагает сегодняшняя мишна: «Четыре типа сидящих перед мудрецами: “губка”, “воронка”, “фильтр” и “сито”. Губка впитывает всё; в воронку с одной стороны входит, с другой выходит; фильтр пропускает вино, но оставляет в себе осадок; а сито отделяет чистую муку от отрубей».

Как всегда, при первом прочтении мишны возникают вопросы. Почему «сидящие перед мудрецами», а не просто «ученики»? И позвольте, в чем здесь урок для нас? Вроде бы просто перечисляются разные типы человеческих характеров…

На самом деле мишна дает людям понимание, как следует учиться. Прежде всего надо «сесть перед мудрецами»: хорошему ученику необходимы усидчивость и концентрация на предмете. Не получишь реальных знаний, суетясь и без конца отвлекаясь. Не случайно у нашего народа место, где получают знания, с древних времен называется «ешива» — буквально «сидение». «Никогда не прекращалась ешива у праотцев наших», подчеркивает Талмуд: учебу в ешиве прошел Авраам, затем Ицхак, за ним Яаков. Даже в египетском рабстве наши предки учились в ешивах. А в книге Теилим мы читаем слова царя Давида: «Одного просил я у Г‑спода <…> чтобы сидеть мне в доме Его во все дни жизни моей». Вот откуда особая тяга нашего народа к образованию — она изначально заложена в нашей традиции.

Дальше мишна дает указание, как следует подходить к учебе. И это не о характере, не о различиях в психологии людей, а о методике поведения, которую родители, приложив старание и любовь, могут привить ребенку.

Казалось бы, если приходится учиться онлайн, надо все запоминать — чем больше, тем лучше. Но это именно то, что мишна называет «губкой», которая ничем не лучше «воронки»: в одно ухо влетает, из другого вылетает. А главная идея — ориентировать человека выбирать хорошее и отбрасывать дурное. После греха Адама, отведавшего от Древа познания, во всех вещах нашего мира доброе и дурное переплетены. А наша задача — брать только доброе. Тем более это важно, когда речь идет о знаниях.

В Талмуде приводится история о выдающемся законоучителе рабби Меире, который однажды пошел учиться к Элише бен Авуе — человеку энциклопедически образованному, но по ряду вопросов исповедовавшему еретические взгляды. «Как ты можешь у такого учиться?» — ужасались друзья рабби Меира. А он им отвечал: «Так же, как ем спелый плод: кожуру срезаю и выбрасываю, а сочной сердцевиной наслаждаюсь».

В наш век телевизора и интернета, когда поток информации захлестывает, впитывать ее без разбору тем более опасно — в конце концов за бортом останется как раз самое полезное: известно же, что глупость запоминается легче всего. Но и свободой выбора злоупотреблять нельзя: когда ребенок учится через интернет, родители обязательно должны следить, чтобы он не посещал нежелательные сайты, иначе пользы от учебы не будет.

Хасидская история рассказывает об ученике, который пришел к раввину с жалобой, что ему трудно запоминать уроки, хотя слушает он внимательно, да еще и читает множество книг. «Принеси‑ка мне все для чая, сейчас заварим, сядем, и я тебе помогу», — говорит раввин. Ученик приносит заварку, чашки и чайник с кипятком. Раввин начинает лить кипяток в чашку — льет, льет, льет… уже и чашка переполнена, и скатерть намокла, и под столом лужа, а он все льет. «Что вы делаете?» — удивляется ученик. «То же, что и ты в твоей учебе, — с улыбкой отвечает раввин. — Читаешь, что под руку подвернется, заполняешь голову чепухой, а на мудрость Торы места не остается!»

Знания нужны не просто так, а чтобы позволить нам духовно расти. Сегодня мы обязаны преподать этот урок нашим детям, вынужденным учиться через компьютер. Да и самим нам стоит почаще себя спрашивать: только ли полезные вещи мы берем из океана информации?..

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

От homo civis к homo sapiens

Мишна говорит: общайся с теми, кто ниже, так, как если бы они были тебе равны; с равными так, как если бы они были твоими учителями; а на учителя смотри как на Б‑га. Один из мудрецов Талмуда — рабби Ханина говорил: «Я многому научился от учителей, еще больше от друзей, а больше всего — от учеников».

Мудрость человеческая и мудрость Б‑жья

Вот тема вечного спора, который знаком каждой еврейской семье. На что больше обращать внимание при обучении и воспитании детей: на светскую или на религиозную составляющую? Что лучше: отдать ребенка учиться в математическую или языковую гимназию или все‑таки в еврейскую школу?