Читая Тору

Как быть, если оппонент переходит на личности? Недельная глава «Корах»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 1 июля 2024
Поделиться

Когда мы читаем историю Кораха, наше внимание приковано к мятежникам. И мы меньше, чем следовало бы, задумываемся о реакции и ответных мерах Моше. Правильно ли он себя повел?

История крайне непростая. Рамбан поясняет: то, что мятеж Кораха вспыхнул после эпизода с разведчиками, далеко не случайность. Пока у людей была надежда войти самим в Землю обетованную, попытки сместить Моше принесли бы им больше вреда, чем пользы. Раньше Моше успешно преодолевал разнообразные препятствия. Народ только на него и надеялся. Но из‑за проступка разведчиков Б‑г обрек целое поколение до конца жизни скитаться по пустыне. Теперь этим людям стало нечего терять. А когда людям нечего терять, вспыхивают мятежи.

Что до мятежников, из рассказа ясно: они не были однородной или даже объединенной группой. Мальбим поясняет, что было три разные группы, и у каждой свои обиды и свои цели.

Первая группа — Корах Так в оригинале. Вероятно, под «группой» подразумеваются Корах и его домочадцы, которых Б‑г в итоге покарал вместе с ним. — Примеч. перев. . Моше был сыном Амрама, старшего сына Кеата. А Корах был сыном Ицара, второго сына Кеата, и потому считал, что вправе занять место второго руководителя народа, то есть стать первосвященником.

Вторая группа — Датан и Авирам. Они также считали, что имеют право на руководящие должности в силу происхождения от Реувена, первородного сына Яакова.

Третья группа — еще 250 человек, «вожди общины, представители собрания, люди известные», как сказано о них в Торе. Возможно, они считали, что заслужили право стать лидерами по принципу меритократии. Либо, как предполагал Ибн‑Эзра, они были первородными сыновьями и обиделись, когда после греха с золотым тельцом служение Б‑гу поручили левитам вместо первородных сыновей.

Итак, разношерстные недовольные образовали коалицию. А это первый шаг к восстанию.

Как среагировал Моше? Первым делом предложил простую и эффективную проверку: пусть каждый поднесет Б‑гу благовония, а Б‑г решит, чьи подношения принять. Но после резкой, наглой отповеди Датана и Авирама Моше, похоже, потерял самообладание. Он воззвал к Б‑гу: «Не обращай внимания на их приношение! Ни у кого из них я не взял даже осла, никому из них не причинил зла!» (Бемидбар, 16:15).

Но именно в этом мятежники его и не обвиняли. Вот первая диссонирующая нотка в речах Моше.

Б‑г грозится наказать все собрание, то есть общину. Моше и Аарон заступаются за нее. Б‑г велит Моше отделить общину от мятежников, чтобы Его кара не затронула безвинных. Моше так и делает. Но затем совершает беспрецедентный поступок. Он говорит: «Вот как вы узнаете, что Г‑сподь послал меня совершить все эти дела и [я действую] не по своему желанию. Если они умрут, как умирают все люди, [если] их постигнет удел всякого человека — значит, Г‑сподь меня не посылал. Если же Г‑сподь сотворит невиданное, [если] земля раскроет свой зев и поглотит их со всем их [добром], так что они живыми сойдут в преисподнюю — тогда вы узнаете, что эти люди отвергли Г‑спода» (Бемидбар, 16:28–30).

Это единственный случай, когда Моше попросил Б‑га кого‑то наказать. И единственный, когда Моше потребовал, чтобы Б‑г совершил чудо. И Б‑г сделал то, о чем просил Моше.

Мы, естественно, ждем, что мятеж прекратится, ведь Б‑г ниспослал знамение, которое неоспоримо доказало: прав Моше, а не мятежники.

Но вышло наоборот. Случившееся не положило конец мятежу, а лишь подлило масла в огонь: «На следующий день вся община сынов Израиля возроптала против Моше и Аарона, говоря [им]: “Вы умертвили народ Г‑спода!”» (Бемидбар, 17:6).

Люди обступили Моше и Аарона, словно намереваясь на них наброситься. По воле Б‑га начинается мор, губящий людей. Моше велит Аарону совершить искупление, и мор прекращается. При этом примерно 14 700 человек скончалось. Однако только после принципиально иной наглядной демонстрации (Моше собирает двенадцать посохов, символизирующих двенадцать колен, и именно посох Аарона дает почки, цветы и плоды) мятеж наконец прекращается.

Цветущий посох Аарона. Герард Хут. Фрагмент гравюры из Figures de la Bible («Библейские персонажи»). Гаага. 1728

Напрашивается вывод: вмешательство Моше в ход событий, когда он потребовал, чтобы Б‑г велел земле поглотить его противников, было трагической ошибкой. Но в чем ее подоплека?

Исследователь вопросов лидерства Рональд Хейфец (Гарвардский университет) указывает, что лидеру необходимо мысленно отделять свою социальную роль от своей личности. Роль — это твое положение в обществе. А личность — то, какой ты человек. Лидер — социальная роль, а не идентичность или индивидуальные человеческие качества. А значит, когда работу руководителя критикуют, ему никогда не следует принимать эти нападки на свой счет:

«Когда в дискуссии о проблеме пытаются перейти на личности, это распространенная уловка, стратегия с целью вывести тебя из игры. Когда на тебя нападают, рвешься дать сдачи… Когда тебя необоснованно ругают, рвешься в самую гущу схватки… Когда критики переходят на личности, инстинктивная реакция — принять их упреки на свой счет… Но, когда ты осуществляешь руководство, критика из уст тех, о чьем благе ты радеешь, почти всегда неизбежна… Когда тебя критикуют, переходя на личности, а ты расцениваешь критику как выпад против тебя лично, ты невольно помогаешь своим противникам, которые хотят распространенной уловкой вывести тебя из игры: именно ты превращаешь спор о проблеме в спор о твоей же личности» Ronald Heifetz and Marty Linsky, Leadership on the Line, Harvard Business School Press, 2002, pp. 130, 190–191. — Примеч. авт.
.

Моше дважды расценил мятеж Кораха как выпад против себя лично. Первый раз, когда после оскорбительных слов Датана и Авирама стал оправдываться перед Б‑гом. Второй — когда попросил Б‑га однозначно, посредством чуда, доказать, что он, Моше, Б‑гоизбранный лидер. Но проблема была не в Моше.

Собственно, он уже принял правильные меры, предложив проверку приношениями благовоний. Она решила бы вопрос. Но с подспудной причиной, по которой вообще стал возможен мятеж (с отчаянием людей, которые узнали, что не доживут до вступления в Землю обетованную), Моше никак совладать не мог.

Моше не совладал со своим гневом, который спровоцировали слова Кораха («Отчего же вы возноситесь над общиной Г‑спода?») и оскорбительная фраза Датана и Авирама («Ты хочешь еще и властвовать над нами!»). Это были резкие выпады против Моше лично, но он, приняв их на свой счет, позволил своим противникам диктовать условия. В результате конфликт еще сильнее обострился, вместо того чтобы погаснуть.

Напрашивается вывод: здесь впервые проявился тот недостаток Моше, из‑за которого он в итоге утратил шанс самому привести народ в Страну. Когда без малого сорок лет спустя он говорит людям, жалующимся на отсутствие воды: «Слушайте же вы, бунтари! [Хотите,] мы добудем для вас воду из этой скалы?» (Бемидбар, 20:10), он демонстрирует ту же склонность переносить спор в личную плоскость («Мы добудем для вас воду»). Но «мы» никогда ничего не решали. Все решает Б‑г.

Тора беспощадно честна в своих рассказах о Моше, как и обо всех других положительных героях. Люди есть люди, что с них взять? Даже величайшие из людей совершают ошибки. В случае Моше его самая сильная сторона одновременно была его слабым местом. Он гневно возмущался несправедливостью, и это качество с самого начала выделяло его из общего ряда, указывало на задатки лидера. Но он не мог совладать со своим гневом в отношении народа, которым руководил, и именно поэтому, на взгляд Маймонида («Восемь глав», глава 4 См.: Рабби Моше бен Маймон. Предисловия. М.: Книжники, 2024. — Примеч. перев.
), в конце концов утратил шанс войти в Землю Израиля.

Хейфец пишет: «Быть мишенью для гнева… дело святое… Когда под лавиной критики вы держитесь учтиво, люди чувствуют, что вы относитесь к их переживаниям уважительно, не обесцениваете болезненность перемен» Leadership on the Line, 142, 146. — Примеч. авт. .

После эпизода с разведчиками Моше пришлось решать почти невыполнимую задачу. Как вести за собой народ, если люди знают, что им не суждено дожить до завершения пути? В итоге мятеж усмирило зрелище посоха Аарона: сухая палка ожила, расцвела и принесла плоды. Возможно, это знамение касалось не только Аарона, но и сынов Израиля в целом. Они думали, что обречены закончить свои дни в пустыне, но оживший посох навел их на догадку, что у них есть плоды — их дети. И дети завершат путь, начатый родителями. Вот чем они в конце концов утешились.

Пожалуй, самое трудное в непростой работе лидера — умение не принимать критику на свой счет и сохранять душевное спокойствие, когда люди, которыми вы руководите, возмущены вами. Возможно, именно ради этого Тора рассказывает такие вещи о Моше, величайшем лидере всех времен и народов. Так она предостерегает следующие поколения: если возмущенная критика порой причиняет вам боль, утешьтесь. Моше тоже было больно. Но помните, какую дорогую цену Моше заплатил за свою реакцию, и сохраняйте душевное спокойствие.

Даже если вам кажется, что люди возмущены лично вами, в действительности дело вовсе не в вас. Люди возмущены какой‑то политикой или событиями, которые вы символизируете в их глазах. Лучший способ отразить нападки — не принимать их на свой счет. Люди возмущаются лидерами, когда те не в силах мановением руки избавить их от суровых житейских проблем. В таких обстоятельствах лидер обязан выслушивать возмущенные придирки, оставаясь учтивым, не выходя из себя. Такая реакция — воистину дело святое.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Корах». Иерархия и политика: нескончаемая история

Вот почему законоучители эпохи Талмуда сосредоточили свое внимание не на иерархических венцах царской власти или священства, а на неиерархическом венце Торы, достижимом для всякого, кто хочет его обрести. Здесь соперничество ведет не к конфликту, а к умножению мудрости, само Небо, наблюдая разногласия мудрецов, говорит: «И то и другое — слова Б‑га живого».

Недельная глава «Корах». Когда истину приносят в жертву ради власти

Раввины не стали делать из мятежа Кораха вывод, будто спорить нехорошо, будто лидерам полагается беспрекословно повиноваться, будто высшей ценностью в иудаизме должна быть покорность (а в некоторых религиях она действительно является высшей ценностью). Напротив, спор — источник жизненной силы иудаизма при условии, что мотивы для спора нравственно чисты, а цели — конструктивны.

Недельная глава «Корах». Как не спорить

В нашу эпоху спор не во имя Небес снова дал о себе знать в форме «культуры отмены» или «культуры призыва к ответу за свои слова»: в ней с помощью социальных медиа кому‑то устраивают бойкот, сочтя, что он или она поступили нехорошо, — иногда за действительно дурной поступок (например, за сексуальные домогательства), а иногда просто за несоответствие модной в этот момент морали.