Монография Эдуарда Шифрина под названием «От бесконечности до человека», только что вышедшая в издательстве «Книжники», написана на актуальном в современном гуманитарном знании пересечении разных сфер: в данном случае науки и еврейской традиции. Автор интерпретирует такие глобальные темы, как зарождение жизни на Земле, теории Большого взрыва и т. п., одновременно привлекая самые современные научные знания по биологии, химии и физике, а также каббалистические представления и категории, постулаты иудаизма. В таком подходе есть полифония взгляда на мир интеллектуала и соблюдающего еврея, попытка цельной, гармоничной картины мира современного человека, включающая знание Торы и достижения теории информации, классической и квантовой физики, других наук. Предлагаем вниманию читателей фрагменты из нового издания.
Традиционное в иудаизме разделение на философское и мистическое (каббала) течения представляется автору неверным. И первое, и второе имеют самое прямое отношение к философии. В то время как основные еврейские философы, такие как Саадья Гаон, Маймонид, Хасдай Крескас , стояли на позиции философии Аристотеля, каббале в некотором роде созвучны элементы философии Платона, и в большей степени философии неоплатонизма, которому присущи идеи божественной эманации и иерархического строения бытия.
В начале ХХ века в результате бурного развития науки, в частности квантовой физики и теории относительности, в философии возникло новое течение — философия процесса, основанная блестящим математиком А. Уайтхедом. Однако корни этого течения мы обнаруживаем в философии античности, которую условно можно разделить на два направления: статическое (субстанциональное) и динамическое. Наиболее ярким представителем первого является философ Парменид, который утверждал, что за всеми видимыми проявлениями стоит единая неподвижная реальность. Родоначальником «динамического направления» является Гераклит из Эфеса, который произнес свои знаменитые слова: «Панта рей» («Все течет»). Гераклит по праву считается родоначальником философии процесса. В дальнейшем идеи философии процесса развивались неоплатоническим философом Плотином, Готфридом Лейбницем, Гегелем и получили наиболее полное развитие в работах А. Уайтхеда.
По мнению автора, основные положения философии процесса во многом созвучны, а иногда и полностью совпадают с идеями каббалы. В философии Уайтхеда мир представляется сетью взаимодействующих процессов. Именно в этом ее основная идея. Уайтхед отвергает статическую модель реальности. Каждый объект конституируется своими взаимоотношениями и существует только благодаря взаимоотношениям с системой и каждым из ее элементов. Каждое происходящее событие, в свою очередь, оказывает влияние на другие. Согласно Уайтхеду, базовой единицей реальности являются сущности, называемые «актуальные события», которые основаны на информации и имеют ментальные и материальные полюса. Каждое «актуальное событие» вырастает из всей информации, доступной во Вселенной. Уайтхед рассматривает мир как высокоинтегрированную динамическую структуру взаимодействия событий, построенную по иерархическому признаку (атом — молекула — клетка — орган — организм). Согласно каббале, творение (мир) представляет собой динамическую структуру, в которой процесс развертывания и обмена информацией не прекращается ни на мгновение, при этом все существующее взаимосвязано и оказывает влияние друг на друга.
Философия Уайтхеда отрицает разделение мира на физическую и ментальную составляющие. Согласно философии процесса, проблема взаимодействия разума и тела исчезает, если мы принимаем в качестве базовых компонентов реальности процессы переноса информации, в которых проявляются ментальные и физические аспекты в разных обстоятельствах.
Это положение полностью совпадает с рассмотренной в предыдущих главах теорией совмещения информационных прообразов при взаимодействии души и тела, вытекающей из каббалы.
Приверженцы философии процесса считают, что творить может не только Всевышний, но и, в некоторой ограниченной степени, человек, прямо считая человека подобием Всевышнего.
Одним из основных тезисов каббалы также является огромная роль и власть, которые дарованы человеку в системе мироздания — в творении. Как уже отмечалось в предыдущих главах, без участия человека в информационном процессе творение не может функционировать. Именно человеку, согласно каббале, дана власть и задача завершить творение путем процесса исправления (тикуна) и уничтожения зла.
Философия процесса стоит на позициях, сходных с панпсихизмом, считая, что все в природе имеет свою ментальную составляющую. Этот тезис прямо совпадает с положениями каббалы Аризаля.
Альфред Уайтхед в своей философии придает Всевышнему два свойства: «последовательная природа» и «изначальная природа» . «Изначальная природа» — это знание Б‑га о всех возможных мирах в потенциальной форме, «последовательная природа» означает понимание сути всех процессов, актуальных в мире.
Здесь мы видим аналогию между введенными Алтер Ребе и рассмотренными в предыдущих главах понятиями Высшее знание Эйн‑соф и Низшее знание в системе сфирот.
Философия процесса, описывая отношения Б‑га и мира, стоит на позициях панентеизма. Панентеизм — это промежуточная позиция между пантеизмом и классическим теизмом. Для пантеизма мир идентичен Б‑гу, для классического теизма мир является внешним проявлением Б‑га. Для панентеизма мир — в Б‑ге.
Данное положение полностью совпадает с каббалой, которая стоит на позиции панентеизма.
Теистическая философия процесса считает, что все кажущиеся случайными изменения и процессы мира направлены на выполнение конечной Б‑жественной цели, что полностью совпадает с положениями каббалы.
Таким образом, мы видим, что идеи каббалы о динамическом, ни на мгновение не прекращающемся характере творения, об огромной роли человека в нем, об отношениях Б‑га и мира, об информации, как о созданной Всевышним основе реальности, находят свое подтверждение в идеях, приобретенных человечеством в результате бурного развития науки в ХХ веке.