Слово раввина

К жизни, полной смысла, и счастью в мире грядущем

Берл Лазар 25 мая 2021
Поделиться

Главная задача родителей — воспитать детей так, чтобы они были счастливы. А главная проблема с воспитанием в условиях нынешнего потребительского общества — обеспечение защиты детей от множества соблазнов, которые круглосуточно распространяют реклама, интернет. Полагаться на школу? Но в школе ребенок проводит лишь часть дня, и первейшая задача школы — научить, дать знания; а воспитать, дать жизненные ориентиры должны дом и семья.

Как выполнить эту задачу? На какие ценности ориентировать детей? Наши мудрецы давно поставили эту проблему и предложили решение. Вот что говорит мишна: «Каждый, кто отличается тремя следующими качествами, это ученик нашего праотца Авраама, а кому свойственны три иных качества — ученик злодея Бильама. У учеников Авраама добрый глаз, скромность и бескорыстие, а у учеников Бильама злой глаз, высокомерие и алчность…»

Почему именно эти три пары качеств главные для людей? И почему противопоставляются друг другу «ученики Авраама» и «ученики Бильама»? Ведь Авраам и Бильам жили в разное время, никогда не встречались и не знали друг друга.

Ответ прост. Цель воспитания — дать человеку радость в жизни и одновременно помочь ему обрести жизнь вечную. А для достижения этой цели действительно в первую очередь необходимы качества «учеников Авраама».

Ведь «добрый глаз» — это свойство человека, который рад тому, что у него есть, и тому, что хорошего есть у ближнего. Он смотрит с добротой на себя и на других, понимает красоту мира. Скромность — свойство того человека, который не ставит себя выше других, никому не завидует, всегда готов понять чужие проблемы, и, соответственно, он хорош в общении. Наконец, бескорыстие — свойство того, кто видит своей задачей в жизни не «успех» в потребительском понимании, не собирание всевозможных материальных благ, а доброту, способность помочь окружающим людям. Понимание, чувство, действие — вот основная триада, определяющая жизнь человека и степень его заслуги перед Б‑гом.

Читая Тору, мы видим множество примеров того, что эти три качества были присущи праотцу Аврааму. «Добрый глаз»: вспомните, как он готов был искать хорошее во всех людях, как пытался защитить даже жителей Сдома и Гоморры. Скромность: даже когда Авраам спасал людей, он не гордился своими заслугами, наоборот, говорил, что он «прах и пепел». Ну и бескорыстие: Авраам за всю свою долгую жизнь никогда не стремился к успеху для себя лично, всегда хотел принести добро людям.

В этом смысле Бильам — «Авраам наоборот». Он готов был проклясть тех евреев, которые ничего плохого ему не сделали, просто потому, что ненавидел людей. Он был высокомерен: убежден, что он лучше других, а потому, если уж проклянет, то непременно его проклятие будет услышано на небесах и исполнится. И он был алчен: согласился проклясть евреев ради денег.

Теперь мы можем перейти ко второй части мишны, которая гласит: «Ученики праотца Авраама получают поддержку в этом мире и наследуют мир грядущий, ибо сказано: “Любящим меня дам Я наследство и сокровищницы их наполню”». А ученики злодея Бильама наследуют ад (в этом мире и в мире грядущем), ибо сказано: «А Ты, Б‑же, низведешь в преисподнюю людей кровожадных и коварных, не проживут они и половины дней своих…»

Обратите внимание: ученики Авраама, довольные тем, что у них есть, получают в результате все блага постепенно. Ученики же Бильама ждать не готовы, им подай все прямо сейчас — в результате они все теряют! На этот счет есть притча из мидраша о богаче, устроившем роскошный пир в зале своего дворца: на столах были все самые изысканные яства, кроме одной мелочи — орехов. Когда богач обнаружил, что орехов не хватает, он так разозлился, что разбил все блюда, опрокинул столы, порезал ковры на стенах — и остался ни с чем!

И последний вопрос: почему мишна говорит не об Аврааме и Бильаме, а об их учениках? Именно потому, что поучение касается вопросов воспитания. Наши дети — это ученики, просто по возрасту. Качествам, необходимым для счастливой жизни в этом мире и счастливой доли в мире грядущем, невозможно научить, как учат школьным предметам, здесь необходим каждодневный и убедительный личный пример. А пример этот должны прежде всего подавать родители. И дай Б‑г, чтобы им помогли также добрые учителя, которых дети воспринимают как естественный авторитет.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возможности ученика и долг учителя

Однажды Любавичский Ребе получил письмо от студента ешивы, собиравшегося бросить учебу из‑за плохой памяти. В ответном письме Ребе объяснил: Б‑гу процесс учебы важен даже больше, чем результат: если человеку не дано хорошей памяти, Б‑г оценит его старания выше, чем успехи того, которому учеба дается легко. Тебе трудно — повторяй через силу, тогда все получится и ты изменишь «худшую долю». В результате студент все‑таки окончил ешиву, причем настолько привык работать с полной отдачей, что стал известным знатоком Торы и учителем Закона.

Испытывать, чтобы воспитывать

В ежедневной молитве, вспоминая испытания Авраама, мы просим Б‑га, чтобы Он вспомнил о заслугах отца‑основателя нашего народа и проявил любовь к его детям, а сами в то же время напоминаем себе, что эту любовь каждый из нас должен заслужить, выполняя заповеди и заветы нашего небесного Отца.

Пример для всех отцов от праотца Авраама

Из святых книг мы знаем, что одним из главных качеств Авраама было гостеприимство. К нему приходили язычники, ели, пили, потом спрашивали, сколько они должны, и получали в ответ: «Только скажите спасибо Б‑гу». И, если даже они смеялись и говорили: «Мы не верим в твоего Б‑га, у нас есть свои идолы», Авраам вновь просил: «А все‑таки скажите Ему спасибо», — чтобы те смогли раскрыть в себе доброе начало.Так эти люди получали шанс всей своей жизни — обратиться к Б‑гу, познать Его правду и вступить на праведный путь.