Слово раввина

К Торе — за истинной свободой

Берл Лазар 18 октября 2021
Поделиться

Главная ценность в нашей жизни — свобода. С этим тезисом спора нет. Свобода веры, свобода слова, свобода передвижения — все это неотъемлемые права человека, без которых жизни нет и за которые человек готов отдать даже саму жизнь.

Однако современное общество порой путает свободу и вседозволенность. Человеку внушается, что он вправе принимать решения, руководствуясь только лишь своими желаниями. А тут неизбежно начинаются неприятности — и в конце концов разрушается семья, разрушается общество, разрушается жизнь человека. Последствия мы видим во всем мире — а порой и среди собственных друзей и знакомых.

Наши мудрецы эту проблему предвидели и нас от нее предостерегали. Вот мишна от рабби Йеошуа бен Леви: «День за днем раздается глас небесный с горы Хорев, возвещая: “Горе людям, презревшим Тору”. Всякий, кто не занимается Торой, достоин порицания, ибо сказано: “Кольцу золотому на свином рыле подобна красавица, свернувшая с праведного пути”. И еще сказано: “Скрижали суть деяния Б‑га, и письмена, начертанные на них, суть письмена Б‑га”. Читай здесь не “харут”, “начертанный”, а “херут” — “свобода”, ибо лишь тот свободен, кто занят изучением Торы».

Идея вроде бы понятна: свободен тот, кто изучает Тору и идет по жизни ее путями. Но сразу возникают вопросы: какое влияние может иметь глас небесный, если мы его не слышим? При чем тут «золотое кольцо на свином рыле»? Можно ли видеть в очевидной игре слов, «харут» и «херут», доказательство того, что лишь Тора дает свободу? И самое главное: можно ли сказать, что жизнь по Торе есть истинная свобода, если Тора накладывает на нас столько ограничений и обязанностей?

Есть хасидская притча о еврее, который долго руководствовался в жизни только своими желаниями, но вдруг вернулся к религии и стал соблюдать заповеди. Когда его спросили о причине такого поворота, он рассказал, что друг пригласил его покататься на яхте. Вышли они в море, и захотелось нашему еврею управлять судном. Друг не стал возражать и оставил его у штурвала наслаждаться полной свободой. Прошло какое‑то время, друг возвращается, спрашивает, где они находятся, — а наш еврей понятия не имеет! Ему и в голову не пришло воспользоваться компасом! Короче, чудом друзьям удалось добраться до суши. «Тут я понял, что, когда ты в море без компаса, ты не свободен, а потерян. А еще я понял, что компас нужен в любой жизненной ситуации, — и сел учить Тору».

Так что такое свобода для человека? В первую очередь свобода от йецер а‑ра, дурного начала, которое только и ждет, чтобы укорениться в нас. Оно говорит: «Делай то, что тебе хочется в данную минуту!» — чтобы человек перестал контролировать себя, перестал спрашивать себя, как делать правильно. А как только человек теряет самоконтроль, этот контроль переходит к йецер а‑ра, к нашим дурным привычкам. И вместо свободы люди попадают в рабство: золотое кольцо, продетое в нос свиньи, может быть сколько угодно красивым, но это не делает красивой свинью! А для чего оно служит на самом деле? Чтобы можно было продеть в кольцо веревку и вести свинью туда, куда захотел хозяин. Хоть на бойню! Так мишна учит нас, что вседозволенность — это в лучшем случае «свобода» скота, а человеку нужна другая свобода — свобода принятия правильных решений.

Недавно мне довелось побывать на одном мероприятии шоу‑бизнеса, увидеть так называемых «звезд», познакомиться с их проблемами. Что можно сказать? У всех этих людей проблем, что называется, выше крыши. По‑настоящему свободных людей там нет — все показуха, все игра, а на деле полная зависимость от старательно созданного «имиджа», от мнения других. Кто‑то посмотрел не так — у человека сразу депрессия, а то и нервный срыв. Красота их исключительно напоказ — потому что истинная красота приходит не от ботокса, а от внутренней гармонии человека.

И тут приходит Тора — то, что начертано, «харут». И приносит истинную свободу — «херут». Ведь задача Торы — не просто дать нам знания, а показать путь, которым следует идти по жизни, в том числе путь к овладению знаниями. И когда мы вступаем на этот путь, мы понимаем: в каждом из нас заложена «искра Б‑жья» — то, что настраивает на добро, на служение Создателю, на улучшение окружающего мира. И «глас небесный», звучащий каждый день, — это наш внутренний голос, голос той частицы Б‑га, которая заложена в нас от рождения. А «небесным» мишна называет его потому, что он помогает подняться выше, приблизиться к нашему небесному Отцу, раскрыть по максимуму свой потенциал и тем самым выйти на уровень подлинной свободы.

Так что жизнь по Торе — это жизнь без стрессов, жизнь в мире с собственной бессмертной душой. И только на путях Торы человек может обрести свободу — раскрыть лучшее, что в нем есть.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жить для себя, а не на публику

«Учить Тору ради Торы» означает, что цель жизни — набираться мудрости, а не демонстрировать окружающим, какой ты мудрый. Жить, чтобы развивать себя, а не свой имидж. Человек, у которого такая жизненная установка, не нуждается в награде: он хочет поступать правильно, потому что знает, что это правильно. В результате он получает реальную награду — жизнь, полную смысла, уважение от людей, покой души, приближение к Б‑гу.

В Торе все ответы

Накануне восшествия на престол Шломо видит сон: приходит к нему Б‑г и обещает дать любую вещь, какую тот попросит, — но только одну. Мальчик задумался. Попросить богатство? Царство с большими деньгами будет процветать. Попросить почет? Все люди будут уважать… Думал Шломо, думал и решил: «Г‑споди, дай мне мудрость!» На что Б‑г ему говорит: «Это правильный выбор: получишь мудрость — придут и богатство, и почет». Именно потому, что у царя Шломо была мудрость Торы, к нему приходили за советом люди со всего мира, и он решал всяческие проблемы.

Человек сам творец своего характера

Наши мудрецы знали о существовании проблемы еще две тысячи лет назад. Вот что говорит мишна: «Есть четыре типа характера: вспыльчивый, но отходчивый, больше выигрывает, чем теряет; невспыльчивый, но неотходчивый — больше теряет, чем выигрывает; невспыльчивый и отходчивый благочестив, а вспыльчивый и неотходчивый — злодей».