Слово раввина

К сожаленью, день рожденья только раз в году

Берл Лазар 20 июня 2024
Поделиться

Что такое день рождения? Почему мы его празднуем? Люди из общины спрашивают, как этот праздник соотносится с заповедями. В Торе об этом ничего не сказано. А раз так, возможно, это светский обычай и верующему человеку его придерживаться не стоит?

Тора действительно упоминает о дне рождения только раз, да и то, когда речь идет о дне рождения фараона. Ни о ком из наших праотцев, ни о ком из праведников не говорится, что они праздновали день своего рождения. Но если мы прочтем святые тексты более внимательно — так, как это делали мудрецы Талмуда, — перед нами встанет несколько иная картина.

Вспомним, к примеру, свиток Эстер, историю о том, как Аман метал жребий на уничтожение евреев. Жребий показал месяц адар — и злодей Аман обрадовался, потому что в адаре умер Моше‑рабейну, это время сулит евреям несчастья. Но он не учел, говорят наши мудрецы, что Моше и родился в адаре! Иерусалимский Талмуд утверждает: в день рождения на человека с Небес нисходит особая сила. А в дни рождения великих праведников сила приходит ко всему их народу! Недаром мидраш рассказывает: завершение строительства Храма было приурочено к первому дню нисана — потому что в этот день родился наш праотец Ицхак.

Мы не знаем, как наши предки отмечали дни рождения в древности. Первым, кто начал распространять идею празднования дня рождения, был основоположник хасидизма Бааль‑Шем‑Тов. День рождения, учил он, — это самый подходящий момент, чтобы поблагодарить Б‑га за жизнь, которую Он нам подарил. Каждый день рождения — доказательство того, что ты нужен Б‑гу и людям. В день рождения ты с особой ясностью понимаешь, что у тебя особая миссия, что ты должен не другим завидовать, а в самом себе искать силы, которые тебе дарованы Г‑сподом. Найдешь их — и самому хорошо будет, и предназначение свое выполнишь.

На этот счет есть притча о краковском еврее Айзике, который раз за разом видел сон, что в Праге под мостом спрятано сокровище. Он продал все, что мог, поехал в Прагу, нашел этот мост и принялся копать. Подбегает полицейский и прогоняет его — дескать, не нарушай общественный порядок. Айзик рассказывает про свой сон. Страж порядка возмущается: «Что за глупость! Я тоже видел сон, будто в Кракове в одном доме под печкой клад зарыт, но я же никуда не еду, хотя там и адрес на стене написан». И называет адрес дома, в котором наш еврей оставил свою семью! Айзик возвращается домой и находит клад. Мораль: не ищи в других местах того, что Б‑г предназначил тебе.

У нас, хасидов, день рождения — один из самых радостных праздников. Ребе учил, что в день рождения надо собирать друзей за праздничным столом, чтобы благодарить Б‑га за самый ценный дар, который каждый из нас от Него получает, — дар жизни. В этот день надо подводить итоги сделанного за год и радоваться тому, что у нас есть. А еще думать о том, как в наступающем году сделать больше и лучше. Недаром, когда мы молимся в день рождения, принято читать Теилим — собрание самых радостных и сильных обращений к Б‑гу. Причем есть такой обычай: обязательно прочесть тот псалом, номер которого на единицу больше твоего возраста: исполнилось 30 — читай псалом 31, исполнилось 45 — тебе псалом 46. Это как бы задает тон на год жизни, который только начинается.

Возникает вопрос: с каждым годом человек стареет, в чем же причина радоваться? Да, в какой‑то момент физических сил у нас уже не прибавляется. Но человек тем и отличается от остальных творений Б‑жьих, что у него, помимо сил физических, есть сила духовная. Она и определяет успех всего, что мы делаем в жизни. А духовных сил с каждым годом у нас все больше: мы становимся мудрее, прибавляется опыта… Но все это при условии, что мы живем правильной жизнью, делаем добрые дела, приносим пользу окружающим.

Есть еще притча о бизнесмене, который в каждом городе непременно посещал кладбище, чтобы помолиться на могилах праведников. И вот в одном городе он с удивлением обнаружил, что на могильных камнях написаны даты жизни совсем молодых людей: о таком‑то сказано, что он «прожил 25 лет», другой прожил 20, а кому‑то вообще только 10 лет досталось. Между тем по улицам ходят обычные люди, в том числе весьма преклонных лет… Наш бизнесмен пошел за разъяснениями к горожанам, а те ему объяснили, что у них так заведено: каждый ведет дневник, где отмечает дни, когда он сделал что‑то хорошее и полезное. Сколько таких дней набирается в конце жизни, столько реально и прожито.

Мудрый обычай. И он имеет прямое отношение ко дню рождения — тому дню, когда каждый из нас должен сделать две вещи: подвести итог всему полезному, что сделано за год, и поставить себе какую‑то новую задачу. Ведь за прошедший год ты стал выше, мудрее — так давай, реализуй более высокий потенциал. И окружающим расскажи, какое задание ты дал себе: пусть наблюдают и в случае чего помогут.

В день рождения у нашего народа принято делать больше для других: начать с радостью в день рождения и продолжать с радостью — весь год.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

С молитвой по жизни

Один царь заблудился в лесу и чуть не умер, но встретил троих охотников, которые вывели его в город. Просите, что хотите, сказал царь, все обещаю вам дать! Первый охотник попросил просторный дом, и тут же его получил. Второй захотел много денег, и его тут же отвели в хранилище казны: бери сколько унесешь. А третий хитро улыбнулся и сказал: «Мне ничего не надо, все есть, одного только прошу: чтобы каждый день встречаться с царем и что‑нибудь просить. А лучше три раза в день…»

Что мы должны сделать для тех, кто ушел

Почему покойника надо непременно облачать в саван? Как содержать могилу? Надо ли ставить надгробный памятник? Как наша традиция относится к моде украшать могилу фотографией покойного? Надо ли класть на могилу цветы? О чем молиться, когда приходишь на кладбище проститься с покойным?

Маасер: кому и на что?

Наши мудрецы учат: «Кто дает монету бедняку, получает шесть благословений, а кто его утешит — получит одиннадцать». Ну а если можете помочь материально — старайтесь сделать это как можно более деликатно, чтобы просящего не стеснять. Здесь приведу еще одну мысль наших мудрецов: когда даешь кому‑то, представь себя самого в положении человека, которому даешь, — это тебе подскажет, как дать, чтобы не обидеть и не унизить.