«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.
Глава «Исро», повествующая о судьбоносном событии в истории нашего народа, о даровании Торы на горе Синай, представляется одной из важнейших в Торе. И тем более удивительно, что в названии главы это событие не нашло отражения. Как же связано это событие с бывшим священником Исро, правителем Мидьяна, тестем Моше?
О связи Исро с дарованием Торы сказано в книге «Зогар». В ней утверждается, что пока Исро не признал Всевышнего, Тора не могла быть дарована. Как только он заявил: «Теперь узнал я, что Б-г выше всех божеств…» (Шмойс, 18:11), евреи смогли ее получить. Тора именует Исро «коэном Мидьяна». Это означает, что он был уважаемым правителем Мидьяна, мидьянским священником и «знал все виды идолопоклонства в мире». Таким образом, Исро символизировал собой власть и религию тех времен.
Можно попытаться объяснить, почему Всевышний ждал признания со стороны Исро. Когда такой человек пришел поклониться Б-гу, материализовалось в мире величие Б-жественной истины. Темнота, ставшая светом, и есть наибольший свет.
В этом заложена сущность дарования Торы. Дарованная на Синае людям, она существовала еще до этого. Как сказано в Талмуде, праотцы учили Тору, ею занимались и в Египте. Что же означало дарование Торы? Народ Израиля получил возможность освятить материальный мир, перевернуть в нем все, что скрывало Б-жественную истину, превратить сокрытие в открытие Б- жественного света.
Когда Исро, символ тьмы, не только отвернулся от идолопоклонства, но и поклонился Всевышнему, этот процесс начался. Глава Торы названа его именем, ибо он символизирует наиболее важную цель ее дарования.
Вывод, который мы можем сделать из этой главы, ясен. Не следует полагать, что истинное служение Творцу невозможно в этом материальном мире. Напротив, преобразуя будничное в святое, заставляя самые обыденные вещи служить Творцу, мы открываем свое сердце и разум Торе.
Недостаточно того, чтобы атмосфера святости пребывала в синагоге или ешиве. Этот свет должен освещать и нашу повседневную жизнь — дома, вне дома, во время работы, еды, сна. В преобразовании материального в святое и заключается выполнение главной цели дарования Торы.
(Опубликовано в № 82, февраль 1999)