Читая Тору

Искоренить бедность. Недельная глава «Реэ»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 26 августа 2024
Поделиться

Внимательно выслушайте эти истории. В них брезжит удивительная истина, проясняющая характер еврейской этики.

История 1. Рабби Аба обычно завязывал деньги в свой платок, закидывал платок за спину и предоставлял деньги в распоряжение бедняков Так в английском переводе. (Рабби Аба раздавал подаяние, не видя, кто его берет, а бедняки могли брать деньги, не смущаясь.) Ср. с русским переводом: «Рабби Аба завязывал деньги в свой платок, перекидывал его за спину и ходил среди бедняков». Цит. по: Рабби Яаков Ибн‑Хабиб. Эйн Яаков (Источник Яакова). М.: Книжники; Лехаим, 2014. Т. 4. С. 216. — Примеч. перев.
(Ктубот, 67б).

История 2. По соседству с Мар Уквой жил один бедняк. Каждый день Мар Уква бросал в паз его двери четыре монеты. Однажды бедняк подумал: «Выйду‑ка я и посмотрю, кто оказывает мне такую милость». А в тот день Мар Уква задержался в доме учения допоздна, и его жена шла домой вместе с ним. Увидев, что они сдвигают дверь [чтобы оставить монеты], бедняк тут же выскочил, чтобы догнать их, но они убежали от него и спрятались. Почему они убежали и спрятались? Потому что нас учат: лучше броситься в огненную печь, чем публично опозорить ближнего (Ктубот, 67б).

История 3. Когда рабби Йона видел, что какой‑нибудь человек из хорошей семьи разорился, но стесняется принимать подаяние, он приходил к такому человеку и говорил: «Я слышал, тебе причитается наследство в одном заморском городе. Вот тебе довольно ценная вещь. Продай ее и воспользуйся деньгами, которые ты за нее выручишь. Вернешь мне деньги, когда твои дела поправятся». Как только человек брал вещь, рабби Йона говорил: «Это тебе в подарок» (Ваикра раба, 34:1).

Все эти истории связаны с заповедью о цдаке, источник которой в нашей недельной главе: «Если же в каком‑нибудь из городов в вашей стране, которую Г‑сподь, ваш Б‑г, отдает вам, будут бедняки из числа ваших братьев, то не ожесточай своего сердца и не скупись перед своими обедневшими братьями. Будь щедр — давай им взаймы по мере их нужды, [давай все,] в чем они будут нуждаться… Одолжи ему и не досадуй, когда будешь ему одалживать, потому что Г‑сподь, твой Б‑г, благословит тебя за это во всех твоих делах и во всех твоих трудах. Бедняки не переведутся на земле, и поэтому Я повелеваю тебе: будь щедр к братьям твоим, к беднякам и обездоленным в твоей стране!» (Дварим, 15:7–8, 10–11).

Перед нами уникальная, до сих пор актуальная программа искоренения бедности.

Первая удивительная особенность законов о цдаке, сформулированных в устной традиции, — само понятие. Слово «цдака» не значит «благотворительность». Мы подмечаем это моментально, обнаружив закон, который был бы немыслим в рамках любой другой системы нравственных ценностей: «Если некто не желает давать цдаку или дает меньше положенного, его может принудить к этому еврейский суд» Так в английском переводе. В русском переводе: «Если некто не желает давать на благотворительность или дает меньше того, что ему следует, его принуждает суд». См.: Мишне Тора (Кодекс Маймонида): Книга «Посевы» / Рабби Моше бен Маймон. М.: Книжники; Лехаим, 2020. С. 196. — Примеч. перев. (Маймонид, Законы о дарах бедным, 7:10).

Благотворительность — всегда дело добровольное. Цдака обязательна. Поэтому «цдака» не значит «благотворительность». Ближайший эквивалент в английском языке — social justice («социальная справедливость»).

Контейнер для цдаки. Бухара. Конец XIX — начало XX века

Вторая удивительная особенность — тот принцип, который иллюстрируют три вышеприведенные истории. В иудаизме, размышляя о бедности, учитывают не только материальные нужды — отсутствие у бедняка средств к существованию. Также учитывают воздействие бедности на психологическое состояние. Бедность унижает. Человек вынужденно теряет достоинство. Ему приходится зависеть от других, то есть терять независимость, а Тора считает, что без независимости нет самоуважения.

Эта глубокая психологическая истина красноречиво изложена в третьем абзаце благословения после трапезы: «И не допусти, Г‑сподь, Б‑г наш, чтобы зависели мы от благодеяний, от одолжений людских, — пусть дарует нам пропитание лишь рука Твоя, наполненная благами, щедрая, святая и несущая изобилие, — чтобы не посрамились мы и не опозорились во веки веков!»

Итак, еврейский закон сосредоточивается не только на вопросе «сколько мы должны давать в качестве материальной помощи», но и на том, в какой форме мы это делаем. В идеале жертвователь не должен знать, кому оказывает помощь (история 1), а получатель не должен знать, кто ему помогает (история 2).

Третья история иллюстрирует еще один принцип: «Если бедный не желает принимать цдаку, мы должны прибегнуть к своего рода обману [в благих целях] и дать ему ее под видом займа» Так в английском переводе. В русском переводе: «Если бедный не желает принимать подаяния, то ему дают хитростью, под видом подарка или займа». См.: Там же.
(Законы о дарах бедным, 7:9).

А общий принцип Маймонид резюмирует так: «Тот, кто дает подаяние бедному с кислой миной и потупив взор, даже если даст тысячу золотых, утрачивает заслугу. Давать следует с приветливым выражением лица, с радостью, сокрушаясь вместе с бедняком о его беде, как сказано: “Разве не оплакивал я страдальца? Разве не скорбела о бедном моя душа?” (Иов 30:25)» Там же. С. 218.
(Законы о дарах бедным, 10:4).

Эта логика стоит за двумя законами, которые иначе кажутся необъяснимыми. Один из них гласит: «Даже бедняк, зависящий от цдаки, обязан давать цдаку» Так в английском переводе. В русском переводе: «Даже нищий, кормящийся подаянием, должен давать подаяние другому». См.: Там же. С. 194.
(Законы о дарах бедным, 7:5).

Этот закон кажется абсурдным. Зачем давать беднякам деньги, чтобы те, в свою очередь, давали деньги другим беднякам? Логика появляется, только если исходить из того, что помощь другим — неотъемлемый элемент чувства достоинства, а цдака — обязанность позаботиться о том, чтобы каждый человек не терял своего достоинства.

Второй закон — знаменитое постановление Маймонида: «Та (ступень цдаки), выше которой нет, — поддержать обедневшего еврея; дать ему подарок или заем, вступить с ним в партнерство или создать для него рабочее место. Следует поддержать его настолько, чтобы ему не пришлось побираться и просить у людей» Там же. С. 219.
(Законы о дарах бедным, 10:7).

Обычно то, что вы взяли кого‑то на работу или вступили с ним в деловое партнерство, не считается благотворительностью. Это же вам ничего не стоит. Но постановление Маймонида дополнительно демонстрирует, что «цдака» не значит «благотворительность».

«Цдака» значит дать человеку способ жить достойно, а в еврейской системе ценностей любая работа — более достойное дело, чем зависимость от других людей.

В этом постановлении Маймонида, вынесенном в XII веке, мы находим тот же принцип, который в наше время заново открыл (и получил за него Нобелевскую премию) Мухаммед Юнус Мухаммед Юнус (р. 1940) — бангладешский банкир, профессор экономики, лауреат Нобелевской премии мира 2006 года за стимулирование экономического и социального развития «снизу», усилиями малоимущих. — Примеч. перев.
. Речь идет об идее микрозаймов, позволяющих беднякам заняться малым бизнесом. Идея чрезвычайно плодотворная.

Иудаизм, в отличие от других религий, решительно отказывается романтизировать бедность и притуплять ее мучительность. Вопреки утверждению Карла Маркса, вера — вовсе не «опиум для народа». Законоучители Талмуда не считали бедность благословением свыше — таким несчастьем, с которым нужно безропотно и кротко смиряться. Нет, законоучители Талмуда говорили: бедность — «своего рода смерть», потому что она «хуже пятидесяти казней» Ср.: «Бедность в доме горше пятидесяти болезней» (Бава батра, 116а). Цит. по: Рабби Яаков Ибн‑Хабиб. Эйн Яаков (Источник Яакова). М.: Книжники; Лехаим, 2016. Т. 5. С. 452. — Примеч. перев. .

Они говорили: «Труднее всего вынести бедность, ибо тот, кто раздавлен бедностью, словно раздавлен всеми бедами мира, и все проклятия Дварим упали на его голову. Если положить все другие страдания (на одну чашу весов), а бедность — на другую, то бедность перевесит».

Суть проблемы схвачена в словах Маймонида: «Благоденствие души становится достижимо только после того, как будет обеспечено благоденствие тела» (Путеводитель растерянных, т. 3, гл. 27).

Бедность никогда не бывает благородной. Вы не сможете достичь духовных высот, когда у вас нет еды или крова, когда недоступна медицинская помощь, когда невозможно выпутаться из финансовых проблем.

Я не знаю более здравого подхода к вопросам бедности, социального обеспечения и социальной справедливости, чем в иудаизме. В свою эпоху он не имел себе равных и до сих пор остается эталоном добропорядочного общества.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Великая сила радости. Недельная глава «Реэ»

В иудаизме радость — высшее религиозное чувство. Мы здесь, в мире, полном красоты. Каждое наше дыхание, каждый вдох — это дух Б‑жий внутри нас. Да, жизнь полна горя и разочарований, проблем и боли. Но за всем этим таится чудо нашего присутствия здесь, во вселенной, полной красоты, среди людей, каждый из которых несет в своем сердце отпечаток лица Б‑га. В иудаизме вера не соперница науки, не попытка объяснить вселенную. Вера — это благоговейное изумление, рождающееся из чувства признательности. Иудаизм — это когда ты хватаешь жизнь обеими руками и благословляешь ее.

Недельная глава «Реэ». Вторая десятина и созидание сильного общества

Земля принадлежит Б‑гу, а мы для Него — лишь арендаторы и гости. Дождь, солнце и земля дают урожай только благодаря Его благословению. Без подобных регулярных напоминаний общество медленно, но неотвратимо впадает в вещизм и самодовольство. Правители и элиты забывают, что их роль в том, чтобы служить народу: наоборот, они рассчитывают, что народ будет служить им. Таким образом народы на гребне успеха начинают скатываться к упадку, сами подготавливая свой крах.

Недельная глава «Реэ». Добропорядочное общество

Главный блюститель закона — не государство, не правительство, не армия и не полиция, хотя все они, возможно, необходимы (на это указывает начало следующей недельной главы: «Назначьте себе судей и стражей в каждом из ваших колен»). Нет, главный блюститель закона — каждый из нас по отдельности и все мы сообща. Вот в чем уникальность этики завета.