На одной волне

Интеллектуальные и эмоциональные силы

Злата Эренштейн 21 июня 2017
Поделиться

Продолжение. Начало в № 3–6 (299–302)

Отсюда мы учим

Бааль‑Шем‑Тов пролил свет на эту запутанную проблему, объяснив, что каждый человек — зеркало любого другого. Мы смотрим на другого человека, как будто вглядываемся в себя. Глядя в зеркало, мы, естественно, видим свои прыщи и веснушки, свой загар и т. д. И разумеется, то, чего нет на наших лицах, в зеркале не появится.

Царь Шломо говорил:

 

Как в воде лицо — к лицу, так сердце человека — к человеку.

Мишлей, 27:19

 

Справедливость этого утверждения мы наблюдаем ежедневно. Допустим, сто человек собрались послушать лекцию. Сколько разных мнений возникнет у них после прослушивания? Что увидит и услышит каждый из присутствующих? Порой может даже сложиться впечатление, что все они были на разных лекциях.

То же самое происходит при просмотре кинофильма или даже во время рабочего совещания: каждый воспринимает происходящее совершенно по‑своему.

Мы видим в других людях именно то, что есть в нас самих. Хороший пекарь прежде всего обращает внимание на пищу, агент по недвижимости — на местоположение дома, ребенок — на сладости и т. д.

Нечто аналогичное происходит в эмоциональной сфере. Критически настроенный человек всегда найдет, что подвергнуть сомнению, тогда как кто‑то, настроенный иным образом, будет прежде всего искать, чем он может помочь; злой человек непременно найдет, с кем поссориться и на что пожаловаться.

Бааль‑Шем‑Тов также учит нас, что мы должны считать себя целью Творения. Это наша обязанность: невзирая на трудности и препятствия, делать все, что в наших силах, чтобы улучшить этот мир.

Рамбам описывал этот подход следующим образом:

 

Каждый человек должен видеть себя весь год наполовину праведником, наполовину грешником, и так же весь мир — наполовину праведным, наполовину грешным: совершил один проступок — навлек приговор на себя и на весь мир, став причиной его уничтожения; исполнил одну заповедь — перетянул чашу весов в сторону заслуг, принеся тем самым и себе, и всему миру спасение и избавление Мишне Тора, Законы раскаяния, 3:8. — Здесь и далее, если не указано иное, примеч. перев. .

 

Стоит нам задуматься обо всем хорошем, что происходит вокруг нас в течение дня, мы с легкостью согласимся с утверждением, что «все в мире было создано для меня». А если мы задумаемся обо всем плохом, что видим, слышим, с чем сталкиваемся или боремся? Нам кажется, что жизнь должна быть приятной и успешной, поэтому мы с радостью принимаем все хорошее и полезное, что с нами происходит. Однако столкновение с недостойным поведением ближнего — разве это не отравляет нашу жизнь, не мешает жить в соответствии с выбранными стандартами?

Полезно для здоровья

Мы могли бы сказать, что, если мы хотим сделать наш мир лучше, нам надо помогать другим людям стать светлее и приятнее. Это действительно почтенная миссия, порученная нам Всевышним, но вместе с тем это было бы отрицанием сказанного Бааль‑Шем‑Товом, что каждый человек сам является целью Творения.

Если у нас все хорошо и наше единственное дело — помогать другим, это действительно может стать нашим предназначением: мы здесь ради других, а не ради себя, мы находимся в центре отношений, Б‑г послал нас в этот мир, чтобы помогать всем и каждому.

Однако такой подход был бы слишком самонадеянным. Когда мы говорим о своих достоинствах, нам свойственно очень себя хвалить. Безусловно, мы заслуживаем похвалы и уважения, поскольку изо всех сил стараемся быть хорошими и лояльными гражданами вселенной, но разве есть кто‑то, лишенный всяческих недостатков? Как мы реагируем, когда осознаем, что некоторые из них, безусловно, есть и у нас?

В силу эгоцентричности и самовлюбленности нам свойственно искать и находить себе оправдания и смягчающие обстоятельства. Мы говорим, что признаем свои слабости и осознаем, как они ограничивают нас в наших поступках. Мы ждем любви и принятия, чтобы люди согласились, что мы просто не могли поступить иначе, поняли бы нас, если они нас действительно любят.

Самовлюбленность делает нас слепыми, когда дело касается нас и наших поступков, однако Б‑г видит нас насквозь. Он хочет, чтобы мы стали лучше, а потому посылает нам людей, которые служат зеркалом, с помощью которого мы можем увидеть, что на самом деле происходит внутри нас.

Фотограф Рафаэль Эрлих. Из альбома «Jüdisches leben in Deutschland»

Если кто‑либо дарит нам подарок, мы, безусловно, воспринимаем такого человека позитивно. Однако, когда нам показывают наши недостатки, мы расстраиваемся. Но надо никогда не забывать, что, какими бы ни были, Б‑г любит нас. Просто Он хочет, чтобы мы узнали о своих недостатках и поняли, как их исправить. Иными словами, это происходит исключительно ради нашего блага, чтобы мы стали лучше, а вместе с нами — мир, в котором мы живем.

Именно это мы учим из рассказа о Ноахе. Есть случаи, когда Тора позволяет себе резкие и краткие высказывания, а есть и другие случаи, когда она предпочитает быть чуть многословнее. Когда мы рассказываем истории, есть место для избыточных слов и выражений, но когда дело касается алахи (еврейского религиозного закона), нужно переходить прямо к делу, чтобы не было никаких возможностей двоякого толкования. Поэтому, когда Тора прибегает к негативным высказываниям, не может быть никаких разногласий в том, как следует их понимать. Закон — практическая инструкция, как следует поступать.

Это важно, когда речь заходит о наших отношениях. Мы сталкиваемся с недостойным поведением других людей только в тех случаях, когда нужно что‑то исправить в самих себе. Если мы обиделись, это значит, что нам, как в зеркале, показали наши собственные недостатки.

Если мы в состоянии понять другого и посочувствовать ему, это значит, что мы сможем ему помочь, что мы удостоились величайшей привилегии — протянуть руку помощи ближнему, вместо того чтобы думать и заботиться лишь о себе. Награда в этом случае намного превосходит затраченные усилия.

Это помогает понять поведение сыновей Ноаха. Хам, увидевший отца пьяным и побежавший рассказать об этом братьям, был проклят Точнее, проклятия удостоился его сын: «И проспался Ноах от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его. И сказал: проклят Кнаан, раб рабов будет он у братьев своих… А сыны Хама: Куш, Мицраим, Фут и Кнаан» (Берешит, 9:24–25, 10:6). . Он поступил точно так же, как и те из нас, кто распространяет слухи и сплетни, рассказывая всем о чужих недостатках. На самом деле это своеобразная стратегия защиты — говорить о других, вместо того чтобы честно и объективно взглянуть на самих себя.

Как сказано в Торе, Шем и Яфет вошли в шатер, но не увидели наготы своего отца. Сыновья не заметили ничего необычного — они видели лишь то, что ситуация требует от них решительных действий. Вид наготы их не оскорбил, но они глубоко уважали своего отца, а потому приложили все усилия, чтобы доказать это и защитить его.

Если мы способны взглянуть в лицо ближнему и принять его недостатки как они есть, то мы действительно сможем ему помочь и построить с ним здоровые отношения. В противном случае мы будем создавать отношения исключительно сами с собой. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Интеллектуальные и эмоциональные силы

Если наши потребности нас ограничивают, можно ли сказать, что они являются чем‑то хорошим, полезным для нашего здоровья? Или, может быть, удовлетворение собственных потребностей — это лишь то, что нам нужно, и надо признать это единственной реалистичной целью всей жизни.

Интеллектуальные и эмоциональные силы

Авраам был первым, кто открыл миру истинную веру. Упование на материальные, интеллектуальные или духовные силы он променял на веру в Б‑га. Он имел дело с обществом, очень напоминающим то, в котором мы живем сегодня. Современными идолами являются деньги, политика, социальные тренды, сила и т. д. Однако у нас всегда есть выбор. Мы можем преодолеть свою ограниченность, живя в соответствии с истинной верой — верой в Б‑га.

Интеллектуальные и эмоциональные силы

Для большинства из нас центральным элементом нашей жизни является вера в Б‑га: никто из нас не откажется от нее добровольно, чего бы это ни стоило. Однако, если вера так полезна и необходима, почему так много людей грешат, то есть нарушают волю Творца?