Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Выберите жизнь!

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 17 сентября 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

«Смотрите, Я предлагаю вам сейчас [выбор]: или жизнь и добро — или смерть и зло»
(ДВАРИМ, 30:15)

«Сегодня Я призываю в свидетели [против вас] небеса и землю, [которые вечны], предостерегая вас: Я предложил вам: жизнь и смерть, благословение и проклятие. Выберите жизнь — и тогда вы и ваше потомство будете живы»
(ДВАРИМ, 30:19)

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Напутствие

«Смотрите, я предлагаю вам сейчас [выбор]… выберите жизнь!» (стихи 15, 19)

Можно ли сказать, что человек имеет свободную волю, если Бог заранее знает, что он собирается делать? Ответ на это достаточно прост, его можно проиллюстрировать следующими двумя примерами.

Предположим, кто-то предсказывает вам, что произойдет с вами в будущем. Знание об этом не лишит вас свободы действий, эта свобода останется прежней. Знание, имеющееся у предсказателя, говорит лишь о том, что он знает, как человек будет действовать сообразно своей свободе. Точно так же Бог знает о делах человека: это знание не лишает людей свободного выбора. Богу известно, как человек предпочтет действовать в определенной ситуации. Если сформулировать это в научных терминах, можно сказать, что противоположностью свободного выбора является не предварительное знание, а принуждение. К тому же есть знание, которое вообще не влечет за собой принуждение, — например, знание прошлого.

Всякий верующий в Бога, не только еврей, знает, что для Бога прошлое, настоящее и будущее не имеют значения, так как Он — вне времени и пространства. В определенной степени так происходит и с людьми: тот факт, что господин Х знает все, что произошло с господином Y в прошлом, не повлиял на действия господина Y в прошлом. Следовательно, знание Богом будущего, которое равно Его знанию прошлого, не влияет на свободный выбор действий человеком.

Отталкиваясь от простого решения этого вопроса, проведем аналогию в отношении других подобных вопросов и убедимся, что на каждый из них есть ответ, часто весьма простой. Но еврейский путь состоит в том, чтобы беспрекословно исполнять Тору и мицвот, а затем уже пытаться узнать все, что вы захотите узнать о Торе и о мицвот. Но не следует делать свое человеческое понимание, не дай Бог, условием для исполнения Божьих заповедей.

(Выдержка из письма Ребе, написанного 25 адара 5721 г.)

 

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: «Благословение и проклятие…»

В действительности Бог вообще не посылает проклятий — «с небес» посылают только благословения. Проблема «внизу», в нашей способности эти благословения получать. Если человек — неподходящий сосуд для дарованного Богом блага, он не сможет вместить Божьи благословения. В результате после нисходящего пути через духовные миры благословение будет получено так, что в наших глазах будет выглядеть как проклятие

«Хумаш Коль Менахем»: «Не должно быть на женщине мужской одежды»

Тора учит нас: женщина не может использовать свой особенный потенциал и получать истинное удовлетворение от этого, если пытается быть похожей на мужчину. На нее возложена привилегия наполнить дом истинно еврейской атмосферой, и только женщина обладает способностями к созданию семьи, тем самым увековечивая существование еврейского народа

«Хумаш Коль Менахем»: «За то, что вы не служили Господу, вашему Богу, в радости…»

Радость преодолевает барьеры, в том числе барьеры изгнания, также радость обладает уникальным потенциалом для осуществления Избавления. Она в итоге превратится в окончательную радость, радость Избавления, когда «наполнятся радостью уста наши»