Библиотека: Коль Менахем

«Хумаш Коль Менахем»: Вопль Сдома

Составитель Хаим Миллер. Перевод с английского  Михаэля Мирласа. Перевод текста Торы  Давида Сафронова 6 ноября 2025
Поделиться

В 2024 году в «Книжниках» впервые на русском языке вышло в свет уникальное издание «Хумаш Коль Менахем»: пять книг Торы с комментариями из классических раввинистических текстов и трудов Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона. Фундаментальный подход к толкованию Торы, учитывающий современные реалии, делает размышления предшественников несомненно более доступными для широкого круга читателей, открывая таким образом перед нами новые горизонты. «Лехаим» представляет читателям фрагменты из «Хумаш Коль Менахем».

[Следуя Своему слову], сказал Господь [Авраѓаму]: «вопль [против] Сдома и Аморы силен, грех их очень тяжел.
(БЕРЕШИТ, 18:20)

[Я сейчас] спущусь и посмотрю: если они поступают так, как доносят до меня [жалобные] вопли, — [тогда придет] погибель им! А если нет — буду знать, [как именно их наказать]»
(БЕРЕШИТ, 18:21)

 

ТОРАТ МЕНАХЕМ

Напутствие

Несмотря на то что жители Сдома нарушили, как пишет Радак, все семь заповедей Ноаха, основным их грехом, за который они были уничтожены, стало отсутствие милосердия. Танах говорит об этом прямо: «Вот в чем был грех сестры твоей Сдом… В иврите слово «Сдом» женского рода. — Примеч. ред. руки бедного и нищего она не поддерживала» (Йехезкель, 16:49). Авраѓам же отличался совсем другим: «заповедает своим сынам и потомкам следовать путями Господа, творить добро и правосудие» (стих 19).

Но почему в семи законах Ноаха отсутствует закон о благотворительности?

Выскажем три предположения.

а) В законах Ноаха кодифицированы запреты, но не повелевающие заповеди, подразумевающие конструктивные действия. Поэтому закон об оказании благотворительности (конструктивное действие) не был включен в этот перечень законов.

б) Заповедь благотворительности является составной частью закона «учреждать суды»; в широком смысле это ведет к обязательной поддержке всех форм социального обеспечения. (Ср. Рамбан к 34:13).

в) Рамбам, однако, прямо пишет о том, что благотворительность — не мицва, обязательная для неевреев (Мишне Тора, Законы о царях и ведении войн, 10:10). Согласно Рамбаму, Сдом был наказан не за отказ всех жителей давать милостыню, но за то, что они в массе своей выступали против раздачи милостыни другими (как в случае с девушкой, кормившей бедняков, — см. Раши и Талмуд).

Вывод: если люди, существующие на земле для развития своего общества, активно противодействуют благополучию общества, они отказывают себе же в праве на существование. Следовательно, по всем мнениям, необходимо способствовать распространению идеи благотворительности среди народов мира. В нынешней мировой обстановке, когда мирное сосуществование является основным приоритетом для лидеров держав, способствовать оказанию благотворительности среди неевреев легче, чем когда бы то ни было.

(На основе Ликутей сихот. Т. 5. С. 155 и далее; Сефер ѓа-сихот, 5752 г. С. 372.)

 

«Хумаш Коль Менахем» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах. Особые предложения для общин и образовательных организорганизаций в Израиле.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Дополнительная радость в Суккот

В Торе есть только заповедь: «Радуйся в твой праздник» (Дварим, 16:14), и она относится ко всем праздникам. Но раз Тора особенно выделяет радость в Суккот («Радуйтесь пред Господом, вашим Богом, семь дней»), значит, заповедь «Радуйся в твой праздник» (что актуально для всех праздников) в большей степени должна осуществляться на Суккот

«Хумаш Коль Менахем»: «Разверзлись все источники великой пучины»

Научно-техническая революция также имеет отношение к приходу Машиаха. Современные технологии позволили нам ощутить невообразимые явления, помогающие представить время, когда «увидит всякая плоть разом, что изрекли уста Господа»

«Хумаш Коль Менахем»: Аврам и Лот расстаются

Тора рассказывает нам историю Лота, чтобы сообщить не о его нечестии как таковом, но, скорее, о степени влияния на него Авраѓама. Цель Авраѓама состояла в том, чтобы даже такой нечестивый человек, как Лот, начал ценить Бога и самоотверженно исполнял бы заповеди. Поэтому, даже когда возникла необходимость расстаться с Лотом, Авраѓам все равно собирался поддерживать с ним связь, говоря: «Где бы ты ни поселился, я не отдалюсь от тебя и буду служить тебе защитой и подмогой»