Открытый доступ

«Громадным большинством голосов»: российское еврейское общество в действии

14 августа 2017
Поделиться

«Лехаим» продолжает читать еврейскую прессу столетней давности. Из нее мы узнаем, что еврейская общественная жизнь в межреволюционной России, наряду с нееврейской, продолжает активизироваться. Петроградская еврейская община дебатирует вопросы отношения к социализму и сионизму, создаются различные общества, занимающиеся просвещением, здравоохранением, опекой беженцев, противостоянием антисемитизму.

Празднование 1 мая в Петрограде. 1917
КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Слово “евреи” заставляет нас взяться за перо»

«Еврейская неделя» призывает забыть про милую сердцу большевиков классовую борьбу и бросить все силы на защиту родины и свободы, полученной благодаря революции, доносит новости из жизни многочисленных сообществ, общин и партий, сокрушается о тяжелом положении евреев, живущих в Палестине, которые буквально умирают с голоду, и осуждает черносотенных дам, плюющих в лицо еврейским докторшам.

«Равноправные русские граждане шлют великому русскому народу чувства любви»: еврейская Москва весной 1917-го

Московский еженедельник «Еврейская неделя» в апреле 1917 года ликует по поводу свершившейся революции, приравнивая ее и к празднику «избавления от Амана», и к празднику «исхода из плена египетского». Публикуется мартовское постановление Временного правительства об отмене вероисповедных и национальных ограничений, которое именуется «великим рубежом, бесповоротно отделяющим былое от грядущего». Прогрессивное еврейство собирается жить активной политической жизнью, проходят съезды еврейских партий и общин, готовится созыв всероссийского еврейского съезда.

Русская свобода и еврейская эмансипация

Еврейская эмансипация в странах Западной Европы создала еврейского гражданина. Но в то же время она уничтожила еврея как такового. Признав в еврее полноправного гражданина, государственный закон при этом не признавал в еврействе, частью которого был этот еврейский гражданин, национальную группу, равную другим национальным группам. Еврей как отдельный гражданин эмансипировался, а еврей как член национальной группы — нет.